6 мин.

Как помочь ребенку пережить поражение на площадке: разбираем с психологом распространенные ситуации

Памятка родителям, составленная с любовью и пониманием.

Всем привет! Меня зовут Анастасия Писченкова. Я мама тройни+1, здесь рассказываю, как спортивное прошлое помогает мне в декрете и как спорт влияет на жизнь моих детей. 

На прошлой неделе я писала, буду ли отдавать свою фантастическую четверку в секции. Под постом завязалось небольшое обсуждение, что дети серьезно переживают поражения на площадке, давление со стороны тренера, болельщиков... Внутри команды тоже бывают разные конфликты. 

За советом дети всегда идут к старшим. Но что говорить детям? 

Я представила себя на месте такого родителя, к которому пришла кроха и спросила, что такое хорошо, что такое плохо…

И замялась.

Здесь не помешает совет профессионала. И я спросила свою подругу, психолога Иру Полячок, что бы сказала она. Ира занимается воспитанием детей уже более 10 лет, работает на успешных родителей, составляет целые программы для нянь и домашнего персонала по работе с детьми, ведет тренинги за границей в крупных IT-компаниях для сотрудников с детьми.

Я попросила ее разобрать для читателей sports.ru три самые, на мой взгляд, сложные для ребенка ситуации: первый проигрыш, первый выигрыш, шейминг и буллинг в командных видах спорта.

Ее ответы ниже. В них краткая памятка, как следует себя вести, что говорить и на что обратить внимание.

Проигрыш на первых соревнованиях. Когда тренировался и не выиграл

И.П.: Если задача тренера заниматься техникой и физкультурой, родителям нужно развивать у ребенка эмоциональный интеллект. Мама и папа знакомят малыша с законами этого мира. То есть не только с явлениями, предметами, событиями, но и с реакциями на них. Человек с «накаченным» эмоциональным интеллектом сможет адаптироваться как к разным событиям в спорте, так и к другим ситуациям в будущем.

Для этого надо научить ребенка называть свои чувства, понимать из-за чего они возникают, и в последующем эти чувства безопасно для себя переживать. 

Так как у многих взрослых самих не очень с осознанием своих чувств, особенно, когда эмоции зашкаливают, а соревнования способствуют сильным эмоциям, то мы видим разные ситуации на площадках. 

Что касается проигрыша, то такой момент может  быть особенно сложными для ребенка, который столкнулся с такой ситуацией первый раз. Он не сможет осознать свои чувства и не будет знать, как их успокоить. До 6 лет закладываются основы личности и вырабатываются привычки реагировать на различные жизненные вопросы, поэтому хорошо бы в этот период создать для ребенка условия, где он будет побеждать и испытывать счастье от преодоления дистанции, от результата своих тренировок.

В противном случае, если до 6 лет человек часто проигрывал, то, скорее всего, неокрепший мозг сделает выводы о своей никчемности и что он ничего не может добиться. Такой взрослый будет из кожи вон лезть и стараться скрыть ото всех «правду», которую сам себе открыл в детстве.

Если же мы говорим про профессиональный спорт и родители хотят видеть детей до 6 лет уже настоящими спортсменами, то тут важна родительская поддержка и очень подробное объяснение,что проигрывать в профессиональной среде — это вариант нормы. И проигрыш не должен вызывать бурную реакцию, это просто одно из событий в жизни. 

Можно объяснять на примере животного мира, что у всех есть сильные и слабые стороны, а спорт помогает узнать их. И человек, которому ты проиграл, помог тебе понять зоны роста, а не унизил тебя перед зрителями или самим собой.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, сравнивать его с соперником. Нужно говорить в ключе, чему научила ребенка эта игра, что он почерпнул у соперника, какие выводы сделал.  

Поддержите ребенка, показав, что вы гордитесь его усердием и открытостью к новым возможностям.

Приведем пример. Представим, что ваш ребенок играет в футбольной команде и проиграл свой первый матч. 

Вместо того, чтобы говорить ему «как ты мог не забить! Сегодня ты плохо играл», скажите что-то вроде: «Ты сделал несколько отличных пасов! У тебя было пару хороших шансов забить гол. Это был полезный опыт для тебя, и теперь ты знаешь, над чем нужно работать».

Выигрыш

Часто после победы дети перестают понимать свои реальные возможности. Особенно, если, например, ребенок играет в регионе, но, выходя в большой мир, сталкивается с другими соперниками и разочаровывается в себе.

После победы, если есть склонности к спорту, ребенок может начать думать, что успех будет приходить легко, чем преувеличивает свои способности. Важно помочь ребенку понять, что победа —  это заслуженный результат его усилий, но это не гарантирует успех в каждом следующем случае.

Вместо того, чтобы поощрять самонадеянность и завышенные ожидания, направьте ребенка на путь самоконтроля и умеренности. Объясните, что каждая победа является результатом многих факторов, и никто не может всегда выигрывать.

Приведем пример. Представьте, что ваш ребенок выиграл главный турнир в своем регионе по теннису и возносится на волнах славы. Вы можете сказать ему: «Поздравляю с победой! Ты действительно отлично сыграл и заслужил эту победу. Однако помни, что каждый турнир уникален, и в других регионах могут быть еще более сильные соперники. Продолжай усердно тренироваться и всегда радоваться игре, а победы придут». 

Здесь есть важный момент, с которым часто сталкиваются дети. Ребенку надо понять, что его замечают, он важен и без побед. Самое ценное, что могут дать родители, безусловную любовь. 

Тогда у ребенка не будет страха проигрыша, а без страха и победы будут даваться легче. 

Говорите ребенку как можно чаще: я тебя люблю и верю в тебя, что бы ни произошло. 

Стыд в командных видах спорта

Стыд и унижение в качестве мотивации побуждают любого человека злиться. Но такая игра очень опасна в долгосрочной перспективе, так как ребенок, которого таким образом стимулировали чем-то заниматься, будет и будучи взрослым действовать исключительно из страха, а затем сеять его в своем окружении. 

Вместо применения стыда в мотивационных целях, следует поощрять положительное обучение и индивидуализированный подход. 

Приведем пример. Если ребенок рассказывает, что его обзывают на тренировках, важно научить не вестись на такие манипуляции и не начинать кому-то что-то доказывать. Каждый человек имеет право на свое мнение. И нет смысла на него пытаться повлиять, так как каждый способен давать оценку исключительно из своего опыта. 

Попробуйте донести до ребенка, зачем он ходит на тренировки, четко поставьте цели, определите к ним показатели. И если в условиях секции достижение целей невозможно, то зачем зря тратить время вашего ребенка? На то и нужны родители, чтобы решать взрослые вопросы типа выбора тренера, секций и так далее.

А как вы бы повели себя в перечисленных ситуациях? Расскажите о своем опыте.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Кирилл Каллиников; Gettyimages.ru/Rick Gomez