Кто сделал Медведева теннисистом, чемпионом и спокойным миллионером? Рассказываем о самых важных людях
Командная работа.
Победа Даниила Медведева на итоговом турнире закрепила его в статусе хедлайнера мирового тенниса: он не только взял крупнейший титул ATP (больше очков дают разве что за «Шлем»), но и сделал это оглушительно: пройдя турнир без поражений и обыграв на нем всю топ-3, в том числе впервые – Рафаэля Надаля, нанесшего ему два самых чувствительных поражения прошлого года.
Как это часто бывает, Медведев пришел в теннис случайно. Но это не значит, что его путь в элиту был простым и спонтанным – скорее наоборот.
Сергей и Ольга Медведевы, родители
В семье Медведевых, кажется, был культ образования. Родители теннисиста Сергей и Ольга рассказывают, что Даниил с детства занимался всем: музыкой, рисованием, языками, шахматами, плаванием, учился в престижном физико-математическом лицее.
«Если мы на чем-то в плане его занятий останавливались, - говорил Сергей Медведев «Спорт-Экспрессу», – то стремились найти лучшие заведения, а в этом лучшем заведении – сильнейшего преподавателя. Если шли заниматься шахматами, то в школу Петросяна. Считали, что быть в несерьезном месте и с несерьезным преподавателем – это потеря времени. Как правило, родители ищут где поближе, просто чтобы дома не сидел. У нас был другой подход».
При этом родители оставляли сыну достаточно свободы выбора, чтобы он занимался тем, что интересно ему самому: так с годами, например, отпали плавание и шахматы, но остались языки (словарный запас Даниила на английском и французском удивляет регулярно). Позднее, когда на первый план вышел теннис, родители стали продюсерами семейного шоу: папа отвечал за финансы, мама – за логистику. Переезд семьи во Францию тоже был обусловлен теннисными перспективами Даниила (из-за них же отпали Финляндия и Швеция) и потребовал мобилизации всех ресурсов (продали жилье), но и там Медведева-младшего по возможности оберегали от любых неспортивных забот:
«[Во Франции был] подъем в шесть. В 7:30 уже начинается тренировка, – рассказывает Ольга Медведева. – К отъезду я должна была приготовить сумки с одеждой, протеинами. Далее папа везет его на тренировку. После нее быстро домой — это где-то в 10.30 — 11. У меня к этому времени, естественно, уже должен быть готов обед. Даня даже успевал поспать, отдохнуть между тренировками. На вторую шел свежий, сытый, не думая о бытовых проблемах. Он был совершенно освобожден от всех вопросов, кроме самого тенниса».
Екатерина Крючкова, первый тренер
Медведев попал в теннисную группу Екатерины Крючковой – первого тренера Веры Звонаревой – после того, как родители привели его на отбор, о котором узнали из объявления в бассейне, где занимался Даниил. Отбор, как вспоминают Медведевы, был довольно строгий, но «повезло, что Екатерина Ивановна любит детей с таким характером, азартом».
Крючкова стала для Медведева тренером-вдохновителем, человеком, увлекшим его теннисом. Она занималась с детьми только в составе группы и поощряла конкуренцию и спортивную злость.
«Мы ей очень благодарны, – говорит Ольга. – Это она же Даню в теннис влюбила. Стала первым человеком, которая объяснила ему, что это такое, как надо бороться и играть».
С Крючковой Медведевы провели три года и ушли, когда ее запрет на индивидуальные занятия стал преградой для прогресса Даниила. После его лондонского триумфа она сказала «Спортбоксу»:
«Даниил вырос в очень индивидуального игрока. Это приятно видеть. У него есть очень отличительная своя манера игры, что и раньше отличало одного лидера от другого: Федерера, Надаля, Джоковича и до этого теннисистов. На этом турнире ни Надаль, ни Тим не хотели сдаваться, боролись до конца. А Даниил сумел их сломить. Это и есть чемпионство в человеке, в его психологии».
Игорь Челышев и Иван Приданкин, подростковые тренеры
Поиски нового клуба после ухода от Крючковой привели Медведевых в зловещий подмосковный поселок Мосрентген (некогда владение Салтычихи, позднее – место радиоактивного могильника), где незадолго до того открылась теннисная школа. Так Даниил попал к молодым тренерам Игорю Челышеву и Ивану Приданкину.
Первое, с чем столкнулись новые тренеры, – неконвенциональная техника Даниила, следствие исключительно групповых занятий с их акцентом на соревновательный дух, а не техническую оснащенность. Медведевы-старшие вспоминают, как Челышев на вопрос о шансах Даниила выйти на высокий уровень сказал: «Посмотри, какой у него замах длинный».
Приданкин в прошлом году в разговоре с Esquire вспоминал о знакомстве с Медведевым: «Он пришел к нам в «Мосрентген», когда ему было 12. Поначалу занимался индивидуально с Игорем Челышевым. Потом у родителей таких финансовых возможностей не стало, и Даня тренировался просто в группе, и время от времени ему выделяли корт в «Олимпийце», бесплатно, рано утром. Я туда приезжал и с ним занимался. Но в общем тренировался он совсем немного – полтора часа в день, пять раз в неделю плюс три раза общая физическая подготовка в группе и иногда индивидуально со мной».
В Мосрентгене Медведеву сразу изменили хватку; там же стал очевиден его талант: тренируясь заметно меньше соперников по турнирам, глобально он им не уступал. Приданкин объясняет это изобретательностью Даниила – по-прежнему одним из его главных теннисных качеств:
«Даня всегда был в тройке-четверке лучших по России. Так как честолюбие в нем чрезмерное, он находил способы компенсировать свои недостатки: много соображал головой, развивал свое игровое мышление, оценивая шансы на выигрыш каждого очка с математической точки зрения. И неважно, насколько красивой будет эта победа. Ребят, которые настолько азартны, настолько горят желанием выиграть, очень немного. Кроме того, он всегда прислушивался к тому, что ему говорят. Работая с ним, я всегда видел отдачу».
Приданкин же, возможно, укрепил честолюбивого Медведева в представлении, что победы для него – это закономерно, так что теперь он известен в теннисе как невозмутимый чемпион. «Помню, когда Дане было 14-15 лет, – вспоминает Ольга Медведева, – Ваня сказал нам: «Вы уж слишком не реагируйте на победу. Выиграл турнир — не надо «а-а-а!» Его надо приучать, что это нормально».
Жиль Сервара, тренер, который перевел в профессионалы
Французу Жилю Серваре, который на профессиональном уровне не поднимался выше «Фьючерсов» ITF, было чуть за 30, когда он на Лазурном берегу познакомился с Медведевым. Сервара работал на Жана-Рене Лиснара, открывавшего в Каннах академию Еlite Tennis Center, и пришел с ним на первую встречу с Медведевыми, только переехавшими во Францию.
Первое время в Еlite Tennis Center Даниил тренировался с Лиснаром, но вскоре стало понятно, что по темпераменту ему больше подходит Сервара – «веселый парень», как описывают его родители теннисиста. Именно Сервара во всеми остановками прошел с Медведевым весь путь в профессиональном теннисе: от «Фьючерсов» к финалу «Шлема» и титулу итогового турнира.
Сервара же в 2017-м убедил Медведева вложиться в теннис по-настоящему, а не двигаться по пути наименьшего сопротивления – теннисист потом вспоминал тот разговор по пути из Монреаля в Цинциннати как поворотную точку карьеры:
«Я сказал: «Зачем мне относиться к теннису серьезно? Для этого нужна такая преданность делу, такая психологическая сила. А у меня ощущение, что смысла в этом нет». Жиль засмеялся и сказал: «Окей, давай проверим. Может, ты прав». Сейчас он смеется и говорит: «Эй, Даниил, а помнишь, что ты говорил? Какие мысли теперь?»
Пока под руководством Сервары Медведев движется только поступательно. Сам тренер объясняет это логикой работы:
«Всегда есть над чем работать, просто на нашем нынешнем уровне это уже нюансы по сравнению с глобальными вещами, которые были на начальном этапе. По мере того, как ты прогрессируешь, элементы, которые нуждаются в совершенствовании, становятся более специфичными. Но работа никогда не кончается, ты всегда знаешь, что следующим нуждается в доработке».
Эрик Эрнандес, тренер по физподготовке
Как и всем молодым игрокам, на уровне ATP Медведеву первое время заметно не хватало физподготовки. В начале 2017-го он, например, в важной кубковой встрече не смог доиграть матч против Новака Джоковича из-за судорог, верного признака недостаточной атлетической готовности.
За прошедшие годы Даниил от этого недостатка избавился при помощи тренера Эрика Эрнандеса, которого Сергей Медведев характеризует как «очень разностороннего специалиста»: «Он и тренер по велоспорту в Каннах, и тренер по физподготовке в Монако. Эрик сделал Даню выносливым и очень сильным».
Медведев, Эрнандес, Сервара тренируются во время карантина
Франциска Дозе, психолог
Психолог Франциска Дозе – человек, встречу с которым Сервара называет ключевым моментом в превращении Медведева в топа. Это произошло в середине 2018-го, и до конца сезона Даниил удвоил количество своих титулов ATP, а в 2019-м вообще порвал тур, сыграв в девяти финалах (шести подряд).
Дозе, работающая в спорте с конца нулевых, использует даосистские практики и медитации и учит спортсменов слушать свое тело.
«За год у нас произошла огромная эволюция, – говорила в 2019-м Дозе, на US Open сидевшая в ложе Медведева на его матчах. – Даниил изменился и в игре, и вне корта – вы сами видите, насколько он скромен, прагматичен и сосредоточен. Вне турниров мы проводим много длинных сеансов, а между матчами времени на это мало, хотя мы, конечно, общаемся».
Очевидно, что работа с психологом не сделала из Медведева короля самообладания – чего стоит его «Кажется, я кого-то убил, да?» в полуфинале последнего US Open. Но очевидно и другое: до встречи с Дозе Даниил не входил в топ-50, а после нее выиграл больше половины матчей у более рейтинговых соперников и одержал все свои важнейшие победы.
Дарья Медведева, жена
Девушка Даниила Дарья стала его женой два года назад и, как и спутницы Карена Хачанова и Андрея Рублева, избегает публичности, хотя мужа почти всегда поддерживает с трибуны.
Дарья в прошлом тоже играла – «на высоком уровне до 18 лет», по словам Даниила, – что среди теннисистов считается хорошим знаком:
«Намного тяжелее встречаться и жить с тем, кто изначально мало понимает в теннисе, – рассуждал Медведев вскоре после женитьбы в интервью «Евроспорту». – Понятно, что потом это придет, но все же.
Первый турнир, на который она поехала со мной, был «Уимблдон», где я обыграл Вавринку. Игорь Куницын подходит и говорит: «Что там с тобой за девушка?» Я ему объяснил, что она раньше в теннис играла, а он говорит: «Ну тогда супер! Иначе бы за день до матча она сказала: «Поехали в молл». Она понимает, что так делать нельзя, как и многие другие вещи. Конечно, из-за этого намного легче строить отношения».
Дарья, искусствовед по образованию, разбирается в теннисе так хорошо, что сверхточно предсказала прорыв мужа в 2019-м:
«Я играл товарищеский матч с Люкой Пуем и проигрывал каждый гейм. А она все время говорила мне на переходах, что я могу быть в топ-10, у меня все для этого есть. А я смеялся, разводил руками и говорил: «Где здесь топ-10, я проигрываю все геймы». Жена все говорила: «Ты можешь, ты можешь». В итоге проиграл 0:6. Но сейчас я в топ-10».
Медведев говорит, что после свадьбы их отношения с Дарьей никак не изменились, – но эффект от командной работы ему очевиден:
«До того, как сделал предложение, я стоял на 65-м месте в рейтинге, а потом за десять месяцев выиграл два крупных турнира и вошел в топ-10, – рассказывал Даниил Vogue. – Мы сильно перестроили нашу жизнь, работаем друг на друга, я зарабатываю, а Даша помогает мне зарабатывать больше».
IMG, менеджерское агентство
Медведев на обложке русского Forbes летом-2020
Маркетинговый гигант IMG недолго вел Медведева по юниорам, но по истечении контракта в 2014-м году решил сотрудничество не продолжать. Несколько лет Даниила представлял Стефан Гуров и его агентство Top Five, но в 2019-м Медведев вернулся к IMG.
За несколько месяцев новые агенты Медведева сделали то, что IMG умеют лучше всех, – быстро капитализировали его теннисный прорыв и закрыли самые престижные слоты в рекламном портфолио любого теннисиста. Сейчас у Даниила есть контракты с производителями не только экипировки и формы, но и машин (BMW) с часами (Bovet 1822), а также с банком («Тинькофф»). Сегодня вспоминать, что всего четыре года назад он приехал на итоговый турнир за грантом на 50 000 долларов, одновременно забавно и очень вдохновляет.
Медведев – это реалити-шоу о том, как убить свою главную слабость
Медведев реально может стать №1 в мире. Но на нем теперь проклятие итогового
Подписывайтесь на сделанный нами инстаграм о теннисе
Фото: личный архив Медведевых; facebook.com/ivan.pridankin; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com; instagram.com/medwed33; bolshoisport.ru
Почему-то кажется, что Андрей и Карен сами по себе мажорнее, что ли)
Конечно риск благородное дело! Снимаю шляпу перед родителями Дани.
Ну а Даня? Даня теперь народное достояние. Успехов ему!!!