14 мин.

Доминик Собослаи, сделано в Венгрии

Место действия — футбольная академия на окраине венгерского города Шекешфехервар.

«Феникс Голд» располагает двумя крытыми полями для игры семь-на-семь и небольшим тренажерным залом, но его возможности по развитию юных футболистов весьма скромны. Полки и шкафы в клубном зале забиты трофеями, а стены украшены фотографиями в рамках, на которых запечатлены прошлые составы, празднующие заветные победы. И главная звезда на них — Доминик Собослаи.

Именно здесь провел большую часть своего детства нынешний полузащитник «Ливерпуля» и капитан сборной Венгрии. «Феникс Голд» был основан его отцом Жолтом в 2007 году, когда Собослаи было семь лет, и с тех пор расширился с первоначального набора в 20 человек до примерно 250 молодых людей в возрасте от пяти до 19 лет.

Примечательно, что в составе сборной Венгрии три выпускника: Собослаи играет вместе с Кевином Чоботом (швейцарский «Санкт-Галлен») и Бендегузом Боллой (австрийский «Рапид Вена»). Многие другие игроки «Феникс Голд» играют в высшей лиге футбола в Венгрии, а более десятка нынешних воспитанников академии представляют свою страну на различных возрастных уровнях.

«Это повод для гордости, особенно если вспомнить, сколь недавно мы существуем и каковы наши размеры, — сказал Жолт в интервью. — Когда Доминик был здесь, мы работали с детьми из небольшого района. Теперь они приезжают за 100 или даже за 200 км».

Жолт Собослаи в академии «Феникс Голд» (Джеймс Пирс/The Athletic)

The Athletic поговорил с Жолтом о его мотивах создания «Феникс Голд» и нетрадиционных методах тренировок, которые помогли превратить его сына в самого дорогого футболиста Венгрии в истории и ключевого игрока в начале революции Арне Слота на «Энфилде», а также с его бывшими школьными учителями в Шекешфехерваре, которые помнят «прирожденного лидера» и ученика, «который ненавидел проигрывать».

Что еще почитать: Ведомый Клоппом, улаженный Шмадтке, благословленный Холандом: Внутри сделки «Ливерпуля» по Собослаи

«Как только Доминик начал ходить, у него в ногах появился мяч, — рассказывает Жолт, выступая через переводчика, после того как он сел в «Феникс Голд», расположенном примерно в часе езды от венгерской столицы Будапешта. — С трех лет я давал ему небольшие тренировочные упражнения — только если он сам этого хотел. Учитывая мой опыт, вполне естественно, что я хотел передать часть своих футбольных знаний».

Жолт играл на профессиональном уровне у себя на родине и в низших дивизионах соседней Австрии, а после серьезной травмы ахилла обратился к тренерской деятельности.

В числе тех упражнений, которые он устраивал для своего сына дома, была расстановка бутылок с водой по всей гостиной, чтобы он мог обходить их с мячом в ногах. Если одна из них опрокидывалась, ему приходилось начинать все сначала.

«Если я хотел немного облегчить ему задачу, то бутылки были наполнены водой до самого горлышка, — объясняет он. — Если я хотел усложнить задачу, то в них было бы гораздо меньше воды, так как более легкие скорее падали. Я также давал ему несколько резиновых мячей с мишенью, в которую нужно целиться, и воздушный шарик, чтобы он его чеканил».

Если дома звонили в дверь, они соревновались друг с другом в том, кто первым откроет дверь.

«Все, что угодно, из чего можно устроить соревнование — даже кто первый оденется, — улыбается Жолт. — Речь шла о том, чтобы привить ему дух соперничества. Это не повредит: какую бы профессию ты ни выбрал, ты всегда будешь с кем-то соревноваться».

В возрасте шести лет Доминик присоединился к молодежной команде «Фехервар» (тогда известной как «Видеотон» благодаря спонсорской сделке), но его пребывание в местном клубе было недолгим, поскольку Жолт принял смелое решение забрать оттуда сына и открыть собственную академию.

История Доминика Собослаи началась в «Феникс Голд» (Джеймс Пирс/The Athletic)

«Я чувствовал, что молодежному футболу нужны другие идеи, — говорит он. — Вместе с двумя другими родителями мы стали соучредителями. Мы хотели сделать что-то отличное от того, что было раньше. Мы уделяли большое внимание техническим способностям. Чем более технически подкован игрок, тем больше у него возможностей решать проблемы во время матча».

«Я тренировал одну взрослую команду после того, как закончил играть, но помощь молодым игрокам всегда была моей самой страстной идеей. Уже в возрасте шести-семи лет было видно, что у Доминика есть талант. Он мог контролировать мяч и легко выходить из ситуаций».

Во время тренировочных игр малыми составами Жолт давал молодым людям из одной команды не манишки, а повязки на голову одинаковых цветов, а также по мячу для гольфа, который они должны были держать в каждой руке.

«Повязки на голову должны были заставить их постоянно смотреть вверх, чтобы найти товарища по команде, а мячи для гольфа — убедиться, что они не совершат фол, потянув соперника за футболку. Речь шла об обучении технике использования своего тела, чтобы оказаться перед игроком, а не о том, чтобы тянуть его за футболку».

«Доминик был довольно худым, поэтому он не всегда искал ситуации для контакта один в один. Он предпочитал использовать свой мозг. Главное было узнать все об игре. Цель была не в том, чтобы стать профессиональным футболистом, а в том, чтобы быть настолько хорошим, насколько это возможно».

Жолт с некоторыми из многочисленных трофеев, завоеванных в «Фениксе» (Джеймс Пирс/The Athletic)

«Он по-прежнему ходил в кино и на экскурсии, как обычный ребенок, но это происходило в нужное время. Когда мы уезжали на летние каникулы, мы всегда находили место для тренировок».

Успех «Феникс Голд» на местном уровне привел к приглашениям на престижные европейские молодежные турниры, такие как Cordial Cup, в которых принимали участие команды ведущих клубов, таких как австрийский «Ред Булл Зальцбург» и немецкая «Бавария».

49-летний Жолт указывает на висящий на стене коллаж из фотографий, сделанных во время их триумфа в 2011 году. Десятилетний Доминик гордо стоит в первом ряду с медалью победителя на шее.

Молодой Доминик (в нижнем ряду, второй слева) в «Фениксе» в 2011 году (Джеймс Пирс/The Athletic)

«У нас была хорошая команда, и мы обыграли некоторых фаворитов — Доминик был движущей силой, — говорит его отец. — Он всегда играл со старшими детьми. Он родился в 2000 году, но всегда играл с детьми, родившимися в 98-м и 99-м. Он играл по всему полю, но всегда был полузащитником».

«В 2011 году, за день до нашего выступления в Зальцбурге, Доминик был болен, его тошнило. На следующий день он сыграл очень здорово. Люди из Зальцбурга были так впечатлены, что пригласили его поехать с ними на другое соревнование через несколько недель. Люди начали видеть, что дети здесь умелые».

Скауты продолжали съезжаться посмотреть на игру Доминика. Он также провел время в итальянском клубе «Аталанта» и голландском «АДО Ден Хааг», после чего получил шанс присоединиться к академии «Зальцбурга».

«На самом деле это были не просмотры. Поездка в «Аталанту» и «Ден Хааг» была скорее для того, чтобы показать ему, что такое международный уровень, — объясняет Жолт. — Мы не планировали отдавать его туда. Мы сделали это просто для того, чтобы получить информацию о том, на каком этапе он находится».

«Мы не думали о профессиональной карьере, когда выбирали «Зальцбург», нас больше интересовала структура развития молодежи, которая позволяет совершенствовать игроков в возрасте от 15 до 18 лет. По правилам, Доминик мог уехать за границу, только когда ему исполнится 16 лет, а в «Фениксе» в то время были команды только до 15 лет, поэтому он провел полгода, играя за MTK (клуб высшей лиги в Будапеште), прежде чем переехал в Австрию».

Доминик был серийным победителем в «Фениксе» (любезно предоставлено Жолтом Собослаи)

В пяти минутах езды от «Феникса», в школе Михалы Воросмарти, вас ждет теплый прием со стороны директора Бернадетт Макайне. Когда 400 детей в возрасте от шести до 14 лет готовятся к отъезду домой, она открывает в своем кабинете банку печенья в честь нашего визита.

Ее сын Андраш, который сейчас изучает право в университете в Будапеште, учился в одном классе с Домиником.

«Доминик — такая большая звезда в этой стране, но он все равно возвращается в свою старую школу, когда у них проходят встречи выпускников, — говорит Макайне. — Он учился здесь с семи лет, когда было заключено соглашение о сотрудничестве с «Фениксом». Ему разрешили ходить туда днем, чтобы тренироваться. Он всегда был так предан игре в футбол. Когда бы ни прозвенел звонок на перемену, он всегда первым выходил во двор и начинал играть с мячом».

«Доминик вдохновляет всех учеников. Они все говорят о нем. Они все одеваются как он. Они все смотрят матчи «Ливерпуля»».

Школа Михалы Воросмарти, альма-матер Доминика (Джеймс Пирс/The Athletic)

Чаба Шили преподавал историю Собослаи, а в то время был директором школы и руководил школьной футбольной командой.

«Я горжусь тем, чего он добился, но еще больше я горжусь тем, какой он человек и как он себя ведет, — говорит Шили, который сейчас является представителем местного правительства. — Доминик всегда был хорошим учеником, но больше уделял внимания игре в футбол, чем учебе. Он сделал то, что должен был сделать».

«У нас была легендарная команда, которая выигрывала все соревнования, в которых мы участвовали. Мы дважды побеждали на студенческих олимпиадах в Венгрии. Бендегуз Болла (ныне коллега по сборной, как уже говорилось выше) был в одной школьной команде с Домиником».

Чаба Слетт, его учитель физкультуры и школьный тренер по футболу, присоединяется к нам, вооружившись фотографиями той непобедимой команды.

«Доминик стал капитаном и был прирожденным лидером. Он всегда брал на себя ответственность, — говорит он. — У него было такое хорошее видение поля. Целеустремленность и способности были очевидны, но я не могу сказать, что ожидал, что он достигнет того уровня, которого достиг. Для венгерского игрока это не может быть ожиданием. Не многие достигают такого уровня, как он».

«Он ненавидел проигрывать. Этому ему только предстояло научиться. Когда он учился в третьем классе, он играл с мальчиками на два года старше. Если мы проигрывали, он иногда злился или расстраивался. По лицу Доминика (на следующей фотографии) видно, что он не в восторге от этой ситуации!»

Удрученный Собослаи, который всегда ненавидел проигрывать, после поражения (любезно предоставлено Чабой Слеттом)

«Но обычно мы выигрывали. Помню, мы играли отборочный матч с другой командой из Фехервара на кубок пять-на-пять, и мы были намного сильнее их. Каждый раз, когда мы забивали гол, Доминик мчался вытаскивать мяч из сетки и возвращал его на центр, чтобы игра как можно скорее началась снова».

«Через 10 минут мы вели со счетом 31:0! Судья завершил матч, потому что ему было трудно записать все голы. В 12 и 13 лет мы выиграли национальные чемпионаты по футзалу, и Доминик был признан лучшим игроком. Нам и вратарь-то был не нужен».

Экскурсия по школе привела нас в зал, где имя Собослаи высечено в граните вместе с другими членами того состава 2014 года под заголовком «Kivalo Labdarugocsapat» — отличная футбольная команда.

Слева направо: Прежний учитель истории Доминика Чаба Шили, учитель физкультуры Чаба Слетт и глава Михалы Воросмарти Бернадетт Макайне (Джеймс Пирс/The Athletic)

«Доминик обладал таким характером, что смог выдержать переезд из дома в 16 лет», — говорит Жолт, возвращаясь в «Феникс Голд» и размышляя о переходе в «Ред Булл Зальцбург», который положил начало профессиональной карьере его сына. — Мы уже помогли ему подготовиться к этому. Во время тренерской работы ему внушили, что, если дела пойдут хорошо, ему, скорее всего, придется уехать».

Прогресс в Австрии был стремительным, и с его отличной формой за братский «Лиферинг», в мае 2018 года, в возрасте 17 лет и семи месяцев, он дебютировал в первой команде «Зальцбурга».

Соперничество между отцом и сыном продолжало ярко гореть. Когда подросток Доминик захотел вытатуировать на руке цитату бывшего капитана «Ливерпуля» Стивена Джеррарда, ему сказали, что он может получить благословение Жолта при одном условии.

«Я сказал: «Хорошо. Но только в том случае, если ты лучше всех пройдешь все предсезонные тесты», — добавляет он. — Даже сегодня эти рекорды в «Зальцбурге» принадлежат Доминику».

«Когда он захотел купить себе машину, я сказал: «Да, если «Зальцбург» попадет в Лигу чемпионов и ты будешь иметь отношение к тому, чтобы они туда попали». Они играли с «Маккаби» из Тель-Авива (в финальном отборочном раунде в сентябре 2020 года), и он забил в обоих матчах, так что он смог купить себе машину».

Доминик Собослаи расцвел в «Ред Булл Зальцбург» (Андреас Шаад/Bongarts/Getty Images)

Его развитие продолжилось после переезда через границу с Германией в другой клуб «Ред Булл» — «РБ Лейпциг» — в январе следующего года. Он помог ему выиграть и затем удержать DFB-Pokal, немецкий аналог Кубка Англии, в 2022 и 2023 годах.

Ему было всего 22 года, когда он был назначен капитаном сборной Венгрии по итогам голосования среди тренерского состава Марко Росси, и он вывел ее на Евро этим летом, где она не смогла пробиться в 1/8 финала. «Лидерство всегда было частью его личности, — говорит Жолт. — Некоторые считают это странным, ведь я был довольно строг с ним, но он — личность, и это помогло ему стать тем, кем он является. Умение справляться с давлением — одна из причин, по которой он стал капитаном. Таким он и вырос — всегда под каким-то давлением, но в позитивном смысле».

В июле прошлого года Собослаи перешел из «Лейпцига» в «Ливерпуль» за £60 млн. ($78,8 млн.), став четвертым самым дорогим приобретением в истории клуба. На «Энфилде» он начал успешно, но во второй половине прошлого сезона травмы подорвали его развитие. Однако этим летом он вернулся посвежевшим после перерыва и отлично проявил себя под руководством нового главного тренера Арне Слота в первые недели кампании 2024/25.

«Он развивался поэтапно, от Зальцбурга до Лейпцига и Ливерпуля, — говорит Жолт. — Мы вместе обсуждали переезд в Англию. Была итальянская команда и английская, но мы остановились на «Ливерпуле» — клубе с великой историей и традициями, который сможет направить Доминика в нужное русло. Он может добиться всего, чего захочет».

Жолт считает, что на карьере его сына благотворно сказалось то, что у него маленькие ноги (41й размер), но он со смехом отверг предположения о том, что он когда-либо специально надевал на сына слишком маленькие бутсы, чтобы остановить рост его стоп.

Что еще почитать: Доминик Собослаи и его секретное оружие в «Ливерпуле» — маленькие ступни

«Когда речь идет о бутсах, мы придерживаемся только одного правила: не покупать бутсы большего размера, чем вам нужно, — говорит он. — Если бутса слишком велика, нога будет скользить, а лодыжки задираться вбок. Но да, я думаю, что маленькие ноги помогают. С меньшей ногой ты можешь лучше контролировать мяч и легче научиться тонким штрихам».

Собослаи хочет снова завоевать трофеи, но уже в футболке «Ливерпуля» (Любезно предоставлено Жолтом Собослаи)

Наше время почти истекло, когда Жолт отвечает на телефонный звонок своего сына, который возвращается в «Феникс Голд», чтобы принять участие в летних лагерях и оказать поддержку молодым людям, мечтающим пойти по его стопам.

Наблюдать за тем, как его сын становится капитаном своей страны — в субботу в Дюссельдорфе ему предстоит сразиться с Германией в матче Лиги Наций — и блистает на большой сцене Премьер-лиги — значит, все эти часы самопожертвования стоят того.

«Я никогда не думал об этом как о работе, — говорит Жолт. — Я просто делал то, что мне нравится. Мне нравилось, и то же самое можно сказать о Доминике. Это означало, что мы могли проводить время вместе. Мы оба были мотивированы. Если вы хотите чего-то добиться, то должны по-настоящему для этого работать. Это касается всего в жизни».

«Я бы посоветовал следующее: «Не мечтайте, а ставьте перед собой цели». Мечты могут так и остаться в вашей голове».

Автор: Джеймс Пирс (источник)

Фото обложки: Getty Images; Жолт Собослаи)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!