6 мин.

Применение ACT для развития спортсменов

Часто выводы в научных исследованиях лишь отдаленно применимы на практике. Во многом они несут нам фундаментальные открытия, которые потом еще необходимо апробировать, отшлифовать и в конечном счете возможно получить хорошую теорию. Тем не менее, я уже не единожды видел ситуацию, когда выводы из прочитанных мною статей через несколько лет воплощались в жизнь. Так что я с трепетом отношусь ко всем значимым исследованиям в области спортивной психологии. Сегодня я приведу пример такого исследования. Ученые Мисиа Гервис и Аура Голдман из Университета Брунеля (Англия) решили, что будет неплохо устроить психологическое исследование протяженностью 10 ЛЕТ! Что самое интересное, у них даже был конкурс из площадок, где они могли бы это сделать, а сделать они хотели вот что: применить ACT (читается "экт", от английского "acceptance and commitment therapy" или "терапия принятия и ответственности" по-русски) в системе подготовки элитных футболистов. ACT, наравне с КПТ (когнитивно-поведенческая терапия), является одним из немногих признанных в научных кругах психотерапевтическим подходом. Важно отметить, что понятие терапия в этих подходах говорит не только о способах решения конкретных проблем, но и о профилактике их возникновения, а также о специфике мышления, которое позволяет находиться в устойчивом психологическом состоянии. То есть задачей исследователей было не просто решать текущие проблемы спортсменов, а в целом менять их ход мышления, тем самым работая над развитием футболистов. Итак, в исследовании подробно описывается реализация программы развития спортсмена, разработанная для футболистов Академии мужского пола в возрасте от 15 до 16 лет в Великобритании. В самом исследовании не говорится, какая именно это Академия, видимо по договоренности с самой Академий или футбольным союзом, не знаю, но немного покопавшись я вышел на ФК Саутгемптон, в котором функционирует одна из лучших Академий Англии. Задачей исследователей было обучить футболистов и привить им психологическую устойчивость, то есть способность сохранять стабильное состояние под напором внешнего и внутреннего давления. По ходу исследования были выявлены шесть компонентов, над которыми работали на протяжении всего футбольного сезона.

1. Определение точки выбора Здесь можно было бы долго объяснять теорию, но давайте я лучше приведу пример. У футболиста возникает выбор, когда он двигается с мячом: отдать обостряющую передачу или сыграть проще и сохранить мяч, а когда без мяча, попытаться открыться под передачу или спрятаться за спинами партнеров и соперников. По ходу исследования футболист должен был определить для себя эти точки выбора и понять, почему он принял какое-то решение в этой ситуации. Отталкиваясь от этих решений выстраивалась работа по коррекции его хода мышления. Ниже на рисунке – пример точки выбора. На одном пути "крючки", которые не будут давать футболисту развиваться, а на другом "помощники", которые и являются движущей силой в развитии.

2. Акцент на сильных качествах Исследователи пришли к заключению, что акцент на сильных качествах игрока при его развитии более благоприятно сказывается на его психологической устойчивости. Акцент на сильных качествах заставлял футболистов не только думать о том, как применить их на футбольном поле, но и как их задействовать в повседневной жизни (школа, дом, компания друзей и так далее). По факту их обучали преодолению сложных ситуаций путем использования своих сильных сторон, а также преобразованию ситуаций в свою пользу. То есть, как пример, если игрок защиты обладал хорошим аналитическим складом ума, то при работе с ним делали акцент на развитие качества перехвата, а также на улучшение когнитивных способностей, таких как скорость мышления, скорость принятия решения, визуальное восприятие и так далее. 3. Эмоциональная стабильность Целью этого компонента было знакомство игроков с различными эмоциями, этапами и интенсивностью их проявлений, а также последствиями их проявлений. В дальнейшем, было критически важно дать игрокам понять, что разные игровые ситуации будут вызывать у них различные эмоции и поведение, и, в свою очередь, иметь последствия как лично для игроков, так и для команды. Исследователи отмечают, что работа с этим компонентом была самой сложной. Нет четкого понимания почему, но специалисты предполагают, что дело в плохой эмоциональной лабильности у мальчиков подростков. То есть они просто не очень качественно способны считать эмоции и чувства другого человека. 4. Акцент на здесь и сейчас Основная цель этого компонента состояла в том, чтобы обучить игроков распознавать, когда они начинают акцентироваться либо на будущем (беспокоясь о том, что случится), либо на прошлом (беспокоясь о прошлой ошибке), а не на настоящем, когда непосредственно идет игра. Понятно, почему этот пункт был выведен в качестве важной составляющей развития. Если игрок не может сфокусироваться на текущем моменте, то как он сделает правильный вывод при точке выбора, которую мы разобрали в первом пункте? Ранее я уже говорил о важности концентрации не только в соревновательной, но и в тренировочной деятельности. Пример упражнения "Перезагрузка", которое помогало игрокам вернуться в текущую ситуацию:

5. Целенаправленная практика Игроков обучали, как добиться максимальной эффективности от тренировок при помощи трех принципов: сосредоточенность, обратная связь и исправление ошибок. Игроки ставили задачи на тренировку, стараясь фокусироваться на них в процессе (сосредоточенность), после чего делали вывод насколько качественно им удалось их достигнуть (обратная связь), и, наконец, рассматривали решения или исправления, которые можно взять с собой в следующую тренировку (исправление ошибок). Игроки регулярно отслеживали этот процесс и записывали его в свои тренировочные дневники для фиксации развития. 6. Эмпатия Ключевой частью эмпатии в контексте футбола являются ситуации, когда игрок перекладывает вину на товарищей по команде, не беря в расчет то, что видение ситуации у каждого может быть разным. Например, игрок, который расстраивается из-за того, что ему не сделали передачу, может не понимать, что для партнера ситуация может выглядеть иначе, и что партнер, возможно, просто не увидел другого варианта. В результате в лучшем случае разочарованный игрок может предъявить претензии партнеру по команде, а в худшем поменять свое поведение на поле и перестать открываться под передачи. В любом случае, такие прецеденты создают дополнительные точки выбора как для самого игрока, так и для партнеров, что лишь усложняет путь к намеченной цели – выиграть матч. Примеры проблем, которые были решены исследователями в результате реализации программы: один игрок перестал получать невынужденные красные карточки, другой игрок научился справляться с ошибками, а третий освоил умение сохранять концентрацию на протяжении той половины матча, где раньше не получалось. Что мне особенно понравилось в этом исследовании и результатах, так это универсальность использования. Да, все проходило в рамках футбола, но подходы, которые применялись, да и в целом идея – универсальные и гибкие. Их можно будет подстроить под этапы развития во многих видах спорта. P.S. Я не могу дать доступ ко всему исследованию, но кратким пересказом могу поделиться. Напишите в личные сообщения, если вы хотите лично ознакомиться с текстом (английский). Источник: Gervis, Misia & Goldman, Aura. (2020). The Flourishing Footballers programme: Using psycho-education to develop resilience through ACT. Journal of Contextual Behavioral Science. 18. 146-151. 10.1016/j.jcbs.2020.09.004.