11 мин.

Жизнь после Эшуорта: как изменится стратегия «Ньюкасла»

Два года назад, когда Аманда Стейвли и Мехрдад Годусси давали интервью The Athletic, они рассказали о том, что «Ньюкасл» требует от своего нового спортивного директора. К тому моменту уже было известно, что Дэн Эшуорт перейдет к ним из «Брайтона», хотя никто не подтверждал этого публично, и они назвали это назначение «ключевым» для клуба, который работал с костяком персонала.

Прошло четыре месяца с момента преобразующего, меняющего игру поглощения «Ньюкасла» и несколько недель после маниакального трансферного окна, когда Стейвли и Годусси, 10-процентные совладельцы клуба (и управляющие активами), возглавили трансферный комитет, работая долгими ночами над заключением сделок. На поле команда Эдди Хау начала побеждать, но за его пределами масштаб задачи все еще становился очевидным.

При Майке Эшли в клубе работало множество талантливых людей - «множество» не совсем верное слово, учитывая крошечные цифры, - но потолок был низким, а амбиции заниженными. Ли Чарнли был управляющим директором, но не было ни генерального директора, ни спортивного директора; не было никакой исполнительной команды, о которой можно было бы говорить, и уж точно никого с элитными футбольными знаниями. На «Сент-Джеймс Парк» царила паранойя, где по умолчанию был выбран режим выживания. Люди, работавшие там, говорили о том, что нужно не высовываться, дотянуть до 16:00, а затем отправиться домой, поблагодарив за то, что ничего не случилось.

Годуси рассказал о том, что им удалось обнаружить. «У нас есть все вертикали в рамках футбольных операций, но они, похоже, находятся в силовом пространстве, - сказал он. Другими словами, отделы - например, первой команды, академии и рекрутинга - недостаточно общались друг с другом; у них не было идентичности и почти не было общего дела, кроме как дойти до чаепития в целости и сохранности. Это было строительство для выживания, а не строительство для процветания.

Что же понадобилось «Ньюкаслу» от Эшуорта? «Очень важно пригласить кого-то, кто является архитектором, - сказал Годусси, - кого-то, кто построит фундамент, которого, если честно, сейчас нет. Именно человек, который управляет футбольной операцией, создает структуру. Это как строительство дома. Если у вас нет правильного фундамента, он рухнет. Вот почему роль спортивного директора так важна».

Сейчас Эшуорт находится в отпуске по уходу за садом и отправляется в «Манчестер Юнайтед» - скоро он станет «самым квалифицированным садовником в стране», - говорит Пол Барбер, исполнительный директор «Брайтона», - вопрос в том, куда все это приведет «Ньюкасл» и насколько изменятся их требования.

Продолжим аналогию Годусси: Строитель Эшуорт укрепил фундамент и соединил все комнаты, но он уезжает, не закончив крышу и оставив строительные леса. Долгосрочная работа не завершена.

Внутри команды никто не сомневается в правильности выбранного направления. Стейвли недавно сказал The Athletic, что «Ньюкасл» по-прежнему стремится «бороться за все и выиграть столь желанный трофей», но с учетом того, что в январе их возможности были ограничены из-за проблем с соблюдением правил прибыльности и устойчивости Премьер-лиги (PSR), команда Хау занимает десятое место в Премьер-лиге после тяжелого и неудачного сезона, а Эшуорт покидает корабль, масштаб подъема по понятным причинам снизился.

Большая часть дебатов вокруг перехода Эшуорта на «Олд Траффорд» была посвящена его участию в трансферах, но это никогда не было его специализацией. Да, он участвовал в переговорах между клубами, да, он был в составе делегации, которая отправилась в Италию, чтобы завершить злополучное подписание Сандро Тонали из «Милана», и да, он разговаривал с агентами.

Тем не менее, как и все, что связано с футбольными операциями, подбор персонала в конечном итоге оказался под его ответственностью, даже если настоящие навыки Эшуорта лежали в другой области.

Тем не менее, есть определенное разочарование в том, что под его руководством «Ньюкасл» не смог получить больше средств за счет продаж, что является неизбежной необходимостью в условиях PSR. В январе, например, «Ньюкаслу» пришлось продавать, чтобы купить полузащитника, которого Хау считал приоритетным, но, несмотря на переговоры с клубами Саудовской Про-лиги по поводу Мигеля Альмирона, такой трансфер не состоялся. Однако Эшуорту удалось поспособствовать переходу Аллана Сен-Максимена в «Аль-Ахли» за £20 млн прошлым летом, а также вернуть £15 млн «Ноттингем Форест» за Криса Вуда.

Эшуорт знаменито называл себя «центром колеса». Эта метафора представляет девять футбольных отделов «Ньюкасла», включая первую мужскую и женскую команды, отдел по подбору игроков, отдел займов, академию, отдел медицины и спортивной науки, отдел анализа, психологии и психологического благополучия, а также отдел футбольных операций. Каждый отдел представлен в виде спицы, все они связаны через спортивного директора.

После шестимесячного аудита, проведенного после его прихода, было решено, что нанять лучших людей для управления этими отделами жизненно необходимо, а также усилить команды, находящиеся под ними. Подписание игроков - это то, что привлекает все внимание, но подбор правильного персонала считается гораздо более сложной задачей. Поддержка и облегчение их работы считаются искусством.

Задача Эшуорта заключалась в том, чтобы все работали над достижением одной цели. После дрейфа эпохи Эшли «Ньюкаслу» нужен был кто-то, кто стал бы его культурным архитектором, создал бы клубную идентичность, продумал бы ценности и то, как они хотят играть. Кое-что из этого уже было сделано Хау, который прибыл первым, а Эшуорт позаботился о том, чтобы это дошло до всех остальных.

Идея заключается в том, что клубы становятся защищенными от шатаний. Если один менеджер уходит, то следующий вписывается в систему, способ ведения дел, с экспертами, окружающими его, что уменьшает потрясения и текучку кадров. Если менеджеру нужен игрок, клуб в первую очередь обращается к собственной академии, где стиль игры повторяет стиль первой команды. Если же приходится обращаться к сторонним специалистам, то все делают это с одного и того же места, точно зная, что ищут. Все это будет подкреплено анализом.

Брайтон - отличный пример для подражания, несмотря на то, что это небольшой клуб. Они продавали игроков за огромные деньги и теряли тренеров, но все равно умудряются держаться на плаву в Премьер-лиге. Стоит отметить, что Эшуорт не полагался на свою работу на южном побережье во время работы в «Ньюкасле».

Он никогда не ссылался на то, что сделал в «Брайтоне» или в Англии», - говорит человек, знакомый с ситуацией в «Ньюкасле», говоря на условиях анонимности, чтобы защитить отношения. «Он всегда говорил: «Как лучше для «Ньюкасла». Было много измеримых показателей, много данных и метрик. Все было основано на фактах. Он был спокойным, организованным, хорошим коммуникатором. Фасилитатор (человек, который облегчает взаимодействие внутри группы). Он был «почему»; он спрашивал: «Что вы делаете и почему?»».

Существует заблуждение, что спортивный директор по определению является гуру трансферов, но поиск талантов не был ключевым элементом в должностных обязанностях Эшуорта.

Это относится к отделу подбора персонала, которым руководит Стив Никсон. Он выступал за покупку Жоэлинтона в 2019 году при Эшли, а после поглощения продвигал Свена Ботмана и Александра Исака, среди прочих.

Никсон работает в тандеме с Энди Хау, который последовал за своим дядей на Тайнсайд, работая главой скаутинга первой команды «Борнмута». Хау занимает эту должность с января 2022 года и на протяжении всего времени был влиятельным участником трансферных дискуссий, в том числе при покупке Энтони Гордона и Тонали. Недавнее изменение его должности - с главы технического скаутинга первой команды на помощника главы по подбору игроков первой команды - не было повышением как таковым; скорее, оно рассматривалось внутри команды как корректировка, чтобы более точно отразить роль и вклад Хау.

Несмотря на предположения, что его новое назначение, о котором стало известно на прошлой неделе, стало частью перестановок после Эшуорта, это не так. Изменения в должностных инструкциях на самом деле произошли по инициативе Эшуорта, а не главного тренера, поскольку Энди Хау пользуется уважением владельцев. Его должность фактически изменилась до того, как спортивный директор был отправлен в отпуск по уходу за ребенком, хотя это было подтверждено только спустя почти две недели после этого.

Никсон и Энди определяют игроков, а затем представляют их Эшуорту и Эдди Хау, за которым остается последнее слово по всем приходам. У них были позитивные отношения с Эшуортом, несмотря на заявления об обратном.

Этот дуэт, а также главный тренер и члены команды владельцев, проживающие в Великобритании, курировали подбор и переговоры в январе 2022 года и большую часть летнего окна 2022 года. Клуб уверен, что уход Эшуорта не окажет существенного влияния на план восстановления команды этим летом. Эта уверенность основана на успешном опыте первого окна после поглощения, в ходе которого были подписаны Киран Триппьер, Бруно Гимараеш и Дэн Берн.

Скауты продолжали наблюдать за игроками воочию, а рутинные встречи по набору персонала проходили в обычном режиме, причем планы практически не зависели от того, появится ли преемник Эшуорта до июня.

Ньюкасл больше не находится в режиме выживания, не живет изолированно. Между отделами стало больше связей и общения, больше поддержки и гораздо больше ощущения работы над общей целью. Эшуорт помог устранить множество невидимых барьеров, которые могут возникнуть в больших организациях, когда люди заботятся только о себе или когда нет четкого пути вперед.

Два года назад Годуси сказал: «Мы знаем свои ограничения. Мы деловые люди, но мы умные деловые люди. Мы знаем, что должны создать в «Ньюкасле» крепкую команду. Это будет двигать бизнес и футбол».

Хотя Эшуорт, возможно, и сожалеет о том, что уходит раньше, чем ожидалось, паники и срочности нет. По состоянию на прошлую неделю «Ньюкасл» не вел никаких подробных переговоров с потенциальными кандидатами, поскольку их основное внимание сосредоточено на ожидаемом обновлении команды во время этого летнего окна. Они утверждают, что знают, что делают, и что назначение будет сделано в свое время, но торопиться не стоит.

Сильная связь с позицией кажется пока преждевременной.

Ричард Хьюз из «Борнмута», который ранее работал с Эдди Хау, был в числе кандидатов, но несколько источников не подтвердили эту информацию, а в «Роме» им восхищаются. Майкл Эдвардс, бывший игрок «Ливерпуля», чьим подходом Хау восхищается и которого он знает по работе в «Портсмуте» в начале 2000-х годов, также был предложен, но это маловероятно. Пол Митчелл из «Монако» - еще один кандидат. Ранее уже связывались со спортивным директором «Брентфорда» Филом Джайлсом, который является фанатом «Ньюкасла» с детства, но, опять же, идеального кандидата пока не найдено.

Вокруг Никсона тоже ходят слухи о том, что его могут повысить или изменить его должность.

Глава отдела по подбору персонала ценится владельцами клуба и имеет влияние на трансферы, но у него нет опыта работы на уровне спортивного директора. И снова подобные предположения кажутся слишком поспешными, учитывая, что процесс отбора должен быть тщательным и еще не начался.

Тем временем «Ньюкасл» продолжает работать в обычном режиме, хотя и без центра у руля. В «Ньюкасле» у Эшуорта не было ни официального заместителя, ни помощника.

Отсутствие временного спортивного директора означает теоретический вакуум власти, хотя Даррена Илса, исполнительного директора, стали чаще видеть на тренировочной площадке после изгнания Эшуорта. Хорошие люди получили власть, и этого пока должно быть достаточно.

Стейвли уже собиралась принять активное участие в обсуждении контракта Жоэлинтона, который зашел в тупик, как и в случае с Гимараэшем. Она, Годусси, Никсон, и Энди Хау уже были на передовой при подписании контрактов и отлично сработались, а теперь могут взять на себя все заботы, подкрепленные дополнительным персоналом и сетью поддержки, которую создал Эшуорт.

В «Ньюкасле» понимают, что не все спортивные директора одинаковы, и теперь им предстоит определить, чего они хотят и что им нужно, прежде чем они определят, кто им нужен. Эшуорт придерживался целостного подхода, но у других есть специализации, например, в области подбора персонала, данных, молодежи и производительности. У каждого клуба свой круг обязанностей и свое определение должности.

Если «Ньюкасл», скажем, пойдет по пути найма, что тогда произойдет со структурой Эшуорта? Или с Никсоном? Что произойдет со спицами в колесе Эшуорта? Достаточно ли прочна эта структура, чтобы продолжать работать без него, не начнет ли она трещать по краям, или еще так рано, что нужно все переосмыслить и начать сначала?

Все это - вопросы, над которыми размышляют в Ньюкасле, выбирая направление.

В некоторых кругах преуменьшают значение Эшуорта - сам Эдди Хау даже намекнул, что влияние спортивного директора было ослаблено его недолгим пребыванием на посту, - и это означает, что абсолютной замены не избежать. Есть вероятность, что должность может быть даже перекроена и, возможно, разделена, и разные фигуры будут курировать разные элементы футбольной операции, хотя все варианты остаются на рассмотрении.

Интересно, что Хау стремится предложить свой взгляд на то, как должен выглядеть «Ньюкасл» после Эшуорта. Ожидается, что Хау не будет принимать непосредственного участия в процессе принятия решений, что, по мнению многих инсайдеров, целесообразно, поскольку спортивный директор должен обладать большим авторитетом, но он будет высказывать свое мнение иерархии. Главный тренер в значительной степени определял трансферную политику команды после ее поглощения, и ожидается, что он будет стремиться к такому же влиянию и в будущем, а также, возможно, будет выступать за переход к подбору персонала на основе данных.

До последних нескольких недель у Хау были позитивные рабочие отношения с Эшуортом, и он не считал спортивного директора слишком навязчивым в делах первой команды. У Хау есть власть в клубе и будет интригующе увидеть, изменится ли она, останется ли нетронутой или даже укрепится в результате возможных изменений.

Хау, как и многие игроки «Ньюкасла», ждет, как будет выглядеть обновленная система и как она повлияет на всех них.

В прошлом сезоне стиль «Ньюкасла» был довольно ясен: агрессивный, передовой, не для того, чтобы быть популярным, а для того, чтобы конкурировать и добиваться побед. В этом сезоне, когда команда Хау страдает от травм, а ее состав растягивается, эта идентичность менее очевидна, а с уходом Эшуорта она еще больше размывается. Спортивный директор должен обеспечивать преемственность, даже если все остальное находится в движении.

Люди, которые будут назначать преемника Эшуорта, снова задают себе несколько фундаментальных вопросов: кто мы и кем хотим быть?