6 мин.

Перегруженный футбольный календарь: насколько спорт готов к новым вызовам?

В следующем сезоне переформатированная и расширенная Лига чемпионов предусматривает увеличение количества игр на 51 процент. Швейцарская система, за которую мы должны благодарить цюрихский шахматный клуб XIX века, превращает групповой этап в этап лиги, который включает в себя пару дней матчей в январе. Затем, через две недели после финала в Мюнхене, в США стартует новый клубный чемпионат мира, состоящий из 32 команд.

Увеличение количества игр в и без того перегруженном футбольном календаре неизбежно вызвало критику со стороны профсоюза игроков FIFPRO. Это также вызвало дискуссию о количестве клубов в национальных чемпионатах.

Александер Чеферин, президент УЕФА, считает, что в лигах «должно быть 18 клубов, но президенты с этим не согласны. Они должны понять, что два внутренних кубка - это слишком много».

Бундеслига не нуждается в изменениях. С 1992 года в ней играют 18 команд, а DFB Pokal является единственным действующим внутренним кубковым соревнованием. Сколько раз удлиненный зимний перерыв в Германии использовался для объяснения успеха этой страны на международных турнирах по сравнению с Англией и усталостью, которая усугубляется игрой в Премьер-лиге, Кубке Лиги и Кубке Англии на Рождество и Новый год? Франция избавилась от Coupe de la Ligue - эквивалента Кубка Лиги - в 2020 году и сократила число команд до 18 в этом сезоне.

В прошлом месяце в Серии А также прошло голосование о том, следует ли ей последовать этому примеру и провести сокращение. Итог голосования - 16:4 против. Тем не менее, непоследовательность большинства в Серии A может оказаться бесполезной.

В следующем месяце Габриэле Гравина, президент Итальянской федерации футбола (FIGC) и член Исполнительного комитета УЕФА (EXCO), организовал внеочередную ассамблею. Гравина хочет рационализировать итальянскую футбольную пирамиду. В стране насчитывается 104 профессиональные команды, из них 60 только в третьем дивизионе, разделенном по региональному признаку. Слишком много.

Вот его аргументы в пользу того, что сокращение пирамиды повысит ее финансовую устойчивость: более мелкие лиги приведут к снижению расходов. Меньшее количество игр означает меньшее количество поездок, меньший состав и меньшие счета по зарплате. Меньшее количество клубов позволит получить большую долю доходов от телевидения. Меньшее количество мест для выбывания снизит риск, но повысит безопасность. Повышение стабильности будет способствовать устойчивым инвестициям в инфраструктуру и команды. Качество должно быть приоритетнее количества.

Не ошибитесь, это радикальное предложение. Но каждое предложение Гравины наталкивается на сопротивление.

Именно поэтому он неоднозначно назначил голосование по изменению устава, регулирующего итальянский футбол. В настоящее время лиги, игроки, тренеры и официальные лица имеют право вето. Гравина хочет избавиться от них, чтобы провести реформу и раз и навсегда избавить итальянский футбол от иммобилизма.

Это поставило его в противоречие с Серией А. Но крупные клубы, по крайней мере в этом вопросе, поддерживают Гравину. Руководители «Ювентуса», «Милана», «Интера» и «Ромы» встретились с ним за 48 часов до голосования по вопросу о том, следует ли сократить Серию А до 18 команд впервые за два десятилетия.

«Такие клубы, как наш, которые участвуют в международных соревнованиях и имеют много игроков, вызываемых на международные сборы, жалуются на слишком большое количество игр», - сказал президент «Милана» Паоло Скарони. «Все это приводит к непосильной нагрузке на наших игроков. Это причина многих травм».

Слишком большое количество травм ставит под угрозу качество футбола, которое может предложить команда и лига. Болельщики хотят видеть команды и игроков в лучшем виде - не ротируемых, не отсутствующих, не имеющих достаточного уровня подготовки, не изможденных. Утечка информации об этой встрече не понравилась другим клубам лиги. Скарони - один из четырех консильери в совете Серии А. Генеральный директор «Интера» Джузеппе Маротта, а также владелец «Лацио» Клаудио Лотито представляют лигу в совете FIGC. Их места за этими столами стали предметом спекуляций.

«Похоже, они хотят сделать мини-суперлигу», - сказал после голосования покровитель «Торино» Урбано Каиро. «Если вы посмотрите на крупнейшие лиги Европы, Премьер-лигу и Ла Лигу, они состоят из 20 команд, а это значит, что формат работает».

Если не принимать во внимание привычку Каиро беззастенчиво давать интервью La Gazzetta dello Sport и Il Corriere della Sera - его собственным газетам - для продвижения своей программы, то аргументы в пользу сокращения количества и конкурентоспособности не проходят. За четыре года в Серии А сменилось четыре чемпиона. В прошлом сезоне лига была представлена в каждом из европейских финалов УЕФА. В этом сезоне она возглавляет турнирную таблицу по коэффициентам и может получить пятое место в расширенной Лиге чемпионов.

Однако для больших клубов такая перспектива не учитывает такие важные факторы, как расходы, посещаемость и общая привлекательность.

Хотя существующее неравенство внутри национальных лиг будет расти «благодаря» доходам от Клубного чемпионата мира и расширенной Лиги чемпионов (а также спонсируемого Саудовской Аравией Суперкубка Италии), участие в них влечет за собой дополнительные расходы, которые клубы Серии А могут себе позволить в меньшей степени, чем их коллеги из Премьер-лиги. Например, «Интер» может сыграть до 70 матчей в следующем сезоне. Это требует дополнительной глубины состава, поэтому полузащитник «Наполи» Петр Зелиньски и нападающий «Порту» Мехди Тареми уже были включены в список летних приобретений. У обоих закончится контракт в июне и они придут свободными агентами но, тем не менее, расходы на зарплату вырастут.

Из крупных клубов только «Ювентус», похоже, способен справиться с ситуацией после запуска своего аналога «Барселоны Б» или «Реал Мадрид Кастилья». Juventus Next Gen, команда до 23 лет, зарегистрированная в третьем дивизионе, начала приносить постоянный поток талантов для пополнения рядов первой команды.

«Проблема в том, что маленькие команды имеют те же права, что и большие», - заявил владелец «Наполи» Аурелио Де Лаурентис. «Почему Фрозиноне должен получить кусок pagnotta (буханка, но считайте, что это пирог), а затем быть низведенным обратно в третий дивизион? Если они не могут конкурировать, если они занимают последнее место, они должны заплатить штраф. Они не должны получать деньги за неудачу».

Но поскольку телевизионные права на континенте продолжают уходить в прошлое, а конкуренция за внимание молодых поколений становится все более жесткой, переосмысление неизбежно. Семьи и частные инвестиционные группы, купившие Серию А в США и других странах, хотят увеличить стоимость и сократить потери, поэтому их привлекает меньшая угроза понижения (два автоматических понижения и плей-офф) и меньшее количество команд в пирамиде (меньше денег, чтобы спускать их вниз).

Некоторые из разговоров, происходящих в Серии А, зеркально отражают те, что происходят между Премьер-лигой и EFL после реализации проекта «Большая картина». За исключением того, что Премьер-лига публично не рассматривает возможность сокращения до 18 команд. Если не сломалось, не надо исправлять.

Тем не менее, удивительно, что приближение расширенной Лиги чемпионов и Клубного чемпионата мира не вызвало больше дискуссий о том, как команды Премьер-лиги планируют справляться с этим. Хотя английские клубы намного богаче своих континентальных коллег, последние несколько месяцев доминировали вопросы соответствия правилам профита и устойчивого развития (PSR).

Финал Кубка Лиги также стал напоминанием о том, как тяжело дается второе кубковое соревнование в Англии. Возможно, Юрген Клопп прав: момент для отдыха наступил уже этим летом.

Следующий сезон может оказаться похожим на перегруженный «Ковид-19», но без пандемии: безжалостный стресс-тест для игроков, тренеров и существующих форматов внутренних лиг.