«Тур де Франс»: технический обзор. Карбон, дисковые тормоза, бескамерные шины. Насколько ваш велосипед далек от самых совершенных байков современности?
26 июня стартовала самая престижная велогонка мира «Тур де Франс». Эта гонка – витрина новых технологий в мире велоспорта. И хотя в этом году принципиальных новинок немного, все же разберем, чем выделяются шоссейные велосипеды «Тура».
Карбон во всем
Все велосипеды, представленные на «Тур де Франс» 2021 года, сделаны из углеродного волокна (карбона). Это касается как крупных узлов вроде рам и колес, так и большинства мелких компонентов, включая рули и подседельные штыри. Первым серийным велосипедом из углеродного волокна был Kestrel 4000, выпущенный в 1986 году.
Kestrel 4000
В том же году карбоновый байк одержал первую победу на «Тур де Франс»: Грег Лемонд выиграл абсолют на Look KG 86. Последнюю победу на стальном велосипеде добыл в 1994 году Мигель Индурайн на Pinarello Banesto. Алюминий продержался чуть дольше – Марко Пантани выиграл в 1998 году на Bianchi Mega Pro XL Reparto Corse.
Look KG 86
С тех пор в «Туре» побеждает только карбон. Почему карбон? Потому что рамы из этого материала на 32 % легче, на 25 % жестче и на 20 % более аэродинамичные, чем их металлические предшественники. По оценкам экспертов карбон делает гонщика на 0,5 км/ч быстрее при той же мощности педалирования. Может показаться, что это немного, но за счет продолжительности гонок «Тура» карбоновый велосипед выиграет более 1 часа при прочих равных.
Для лучшего понимания: чемпионский стальной Pinarello весил 9 кг, алюминиевый Bianchi – 8,1 кг, а для современных карбоновых велосипедов еще в 2000 году было введено ограничение на минимальный вес в 6,8 кг. Международный союз велосипедистов (UCI) руководствовался тем, что производители в гонке за весом начинают жертвовать безопасностью гонщиков, и с тех пор данная цифра неизменна.
Дисковые тормоза
Международный союз велосипедистов (UCI) одобрил дисковые тормоза (вдобавок, а не вместо ободных) для шоссейных велогонок только в 2018 году. Несмотря на то, что все участники единогласно приняли данный переход, одна команда на «Туре» 2021, Ineos Grenadiers, все же поедет на классических ободных тормозах. Команда поддерживает движение «Спасем ободные тормоза» (#savetherimbrake) и пытается бороться за сохранение устаревающей технологии, которая постепенно уходит из профессионального спорта.
Дисковый тормоз
При этом не все велогонщики одобряют данное нововведение. Например, четырехкратный победитель «Тур де Франс» Крис Фрум до сих пор чувствует себя некомфортно на дисковых тормозах, откатав 10 лет на Pinarello с ободными тормозами в Team Sky: «Недостатки дисковых тормозов – постоянное трение, возможность механического повреждения, перегрев, небольшая деформация дисков на длительных спусках или при интенсивных торможениях».
Бескамерные шины
Стандартом для шоссейных велогонок являются трубчатые покрышки (или просто «трубки»). Покрышка является камерной и у нее отсутствует удерживающий борт, поскольку она приклеена непосредственно к ободу. Главное преимущество такой шины – вес. Плюс выигрывает она и по конструкции обода колеса: за счет отсутствия высоких бортов обод получается легче, чем у колес для других типов резины.
Сравнение типов шин
Клинчер – стандартная покрышка, используемая в привычных нам велосипедах. Она также является камерной и у нее есть выступающий борт, который цепляется за ответные выступы на ободе колеса. Клинчер в сборке чуть тяжелее трубки, но это разница с каждым годом становится все меньше. В 2020 году Жюлиан Алафилипп выиграл второй этап «Тур де Франс» как раз на клинчерах, что стало историческим событием в мире велоспорта. И следующим шагом к переходу на бескамерные шины.
Сравнение ободов колес для разных типов шин
Бескамерные шины стали стандартом для профессионального сегмента горных и гравийных велосипедов. Приближаются они и к шоссе. Бескамерка является логичным продолжением клинчера, но, исходя из названия, полностью лишена внутренней камеры. В этом есть свои плюсы (лучшая устойчивость к проколам и возможность ехать на меньшем давлении) и минусы (требование к высокой точности посадки колеса на обод).
В 2019 году команда UAE-Emirates проехала первый этап «Тура» на бескамерных клинчерах. И некоторые эксперты полагают, что бескамерки станут стандартом в течение 5 лет: благодаря развитию технологии шины становятся более безопасным и по расчетам уже быстрее трубок.
Shimano Dura-Ace
На смену предыдущей 11-скоростной версии групсета R9100 Shimano представила новую 12-скоростную R9200, которую ранее успела обкатать Team DSM, а всего в рамках «Тура» Shimano используют 17 команд. Задний переключатель приобрел новую гладкую форму, передний – уменьшился в размерах по сравнению с предшественником.
В отличие от конкурентов из SRAM, у которых групсет работает в полностью беспроводной системе, Shimano сохраняет приверженность классике – провода сохранились.
Неизвестно, будет ли Dura-Ace доступен с ободными тормозами. Пока что была представлена только версия групсета с дисковыми тормозами, но это связано с тем, что их использует команда Team DSM, для которой Shimano обновляла комплект.
Бренды велосипедов
«Тур де Франс» – это, помимо прочего, широкое разнообразие представленной техники. На 23 команды приходится 18 различных брендов велосипедов:
Bianchi (Команда – Team BikeExchange)
BMC (AG2R Citroën Team; Team Qhubeka Assos)
Cannondale (EF Education-Nippo)
Canyon (Movistar Team; Alpecin-Fenix; Team Arkéa-Samsic)
Cervélo (Jumbo-Visma)
Colnago (UAE Team Emirates)
Cube (Intermarché-Wanty-Gobert Matériaux)
De Rosa (Cofidis)
Factor (Israel Start-Up Nation)
KTM (B&B Hotels p/b KTM)
Lapierre (Groupama-FDJ)
Merida (Bahrain Victorious)
Pinarello (Ineos Grenadiers)
Specialized (Bora-Hansgrohe; Deceuninck-Quick-Step)
Ridley (Lotto-Soudal)
Scott (Team DSM)
Trek (Trek-Segafredo)
Wilier (Astana-Premier Tech; Team TotalEnergies)
Новинки 2021
Прямо перед стартом «Тур де Франс» 2021 бренд Pinarello представил новую модель шоссейника – вместо предыдущей версии Dogma F12 на велогонке поедет Dogma F.
Какие узлы претерпели изменения:
Рама и вилка Dogma F стали на 9 % и 16 % легче, чем у F12.
Полный комплект рамы в сборке теперь на 265 г (21 %) легче.
В области каретки рама стала на 12 % жестче.
Версия с дисковыми тормозами на 4,8 % более аэродинамична, чем аналог Dogma F12.
Версия с ободным тормозом на 3,2 % аэродинамичнее, чем F12.
Dogma F размера 53 с дисковыми тормозами, групсетом Shimano Dura-Ace Di2 (9100) и колесами DT Swiss ARC1400 весит 6,8 кг (без педалей).
Рама поступит в продажу на британский рынок в декабре этого года по цене 5400 фунтов (около 500 тысяч рублей). Полная сборка с колесами и групсетом ожидается в районе 11000-12000 фунтов (1,1-1,2 млн рублей).
Больше о велоспорте, беге, питании, спортивной медицине – в разделе «Здоровье»
Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Фото: reddit.com; forzabikes.co.nz; unsplash.com/Tower Electric Bikes, VELOBAR+; cyclingtips.com; pinarello.com
Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.
Спасибо!)