13 мин.

«Нужно от показа матчей российской Премьер-лиги отчислять немного денег клубам ПФЛ и ФНЛ»

авдеев

Генеральный директор ФК «Рязань» Владислав Авдеев вернулся из Испании, где находился в составе членов делегации ПФЛ по приглашению производителя спортивной экипировки Joma. А после возвращения, рассказал о поездке, и не только. Если бы в текст интервью не вмешались чиновники министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области, то было бы гораздо интереснее, а так — получилось, как получилось.

Опыт «Хетафе»

— Вы вернулись с семинара из Испании. Что обсуждали, изучали?

— Данную поездку организовал производитель экипировки Joma. Они полностью оплачивали наше пребывание в Испании. Чтобы избежать кривотолков, повторю, все 16 членов делегации ПФЛ летели в Испанию и проживали там за счет Joma. Так, чтобы не получилось как в соседнем Липецке, где СМИ пишут, мол, денег нет, а они за бюджет летают.

— Договорились.

— В Испании мы познакомились с деятельностью клуба «Хетафе» — от основной команды до детско-юношеских. Больше внимание уделяли как раз подготовке резерва. «Хетафе» полностью находится на самообеспечении, их основная цель — растить свою молодежь, чтобы потом продавать. Весь их доход состоит от телеправ и от продажи своих воспитанников. За 2016 год у них чистая прибыль составила 25 миллионов евро.

— Что мешает рязанским тренерам готовить игроков уровня пусть не Испании, но хотя бы Москвы?

— Начнем с инфраструктуры. У детско-юношеской школы «Хетафе» шесть полей — два поля с натуральным газоном и четыре с искусственным. Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти тщательный спортивный и медицинский отбор. Занятия платные, символические 200 евро в год. Дети обеспечиваются экипировкой, медикаментами. С ними работают психологи, диетологи. За всеми биохимическими процессами, которые проходят в организме постоянный контроль.

— Если испанскую инфраструктуру невозможно в кратчайшие сроки перенести в Рязань, то почему мы не можем перенять их тренерские методики подготовки детей?

— Там детско-юношеская школа находится в структуре клуба, который имеет полный контроль над ней. У нас же футбольный клуб работает со всеми школами Рязани на договорных основах. То есть, своей школы нет. Дети занимаются в «Олимпийце», ЦСК, «Золотых куполах», других местах. Но ведь больше всего в росте детей заинтересован профессиональный футбольный клуб, поэтому именно в системе клуба должна быть школа. Чтобы можно было воздействовать на тренеров, контролировать их.

— Когда будет открыта школа именно под ФК «Рязань»?

— У нас запланировано строительство манежа, но специализированная школа заработает активно, думаю, до его открытия. Вот тогда испанские методики можно будет и привнести.

— Под манеж уже создали ДЮСШ по футболу, можно уже назвать будущих тренеров?

— Туда будут отбираться лучшие. К тренерам мы будем предъявлять особые требования. Все они будут работать по определенной методике, начиная от работы с самыми маленькими детишками и заканчивая профессиональным футбольным клубом.

авдеев

Владислав Авдеев с юным рязанским футболистом.

— Какие еще конкретные моменты подсмотрели в Испании для Рязани?

— Специально беседовал с директором детско-юношеской школы «Хетафе» и тренером по вратарям, чтобы выяснить, как они готовят вратарей в разных возрастах. Вот они рассказывали подробно, как они собирают всех вместе, как происходит тренировка. Причем, на тренировке могут быть одновременно 12-летние и 17-летние вратари. Два тренера работают с каждым методично. Вот сейчас будем как-то выстраивать и здесь. Есть у нас Евгений Костиков, который тренирует вратарей в молодежке и в «Рязань-ВДВ», что-то ему подскажу, как выстроить работу. Потому что как таковой вратарской школы у нас нет, никто целенаправленно с вратарями у нас не работает.

— Ни одна школа в Рязани не готовит вратарей.

— Да, поэтому этот пробел тоже надо восполнять, нужно выстраивать вратарскую школу. Тот же Сергей Правкин, если решит закончить с игровой практикой, конечно, будет тренером по вратарям. С Олегом Митаровым (экс-вратарь рязанского «Спартака») у меня сложились хорошие отношения, сейчас он в Саранске — тоже один из кандидатов.

— Что больше всего удивило в Хетафе?

— Над одним из футбольных полей, где играли дети, проходила линия высоковольтных электропередач. В России такое точно было бы невозможно.

«Хочу привезти Васю Баранова»

— Как строилась селекция клуба в начале 2000-х и сегодня? У нас ведь нет ни селекционера, ни спортивного директора.

— Как раз в нулевые годы был у нас тренер-селекционер Игорь Коняев. Его задачей было смотреть игры, тренировки различных ДЮСШ. При клубе была команда, где все тренеры работали по одной методике. С них был спрос. Вот тренер Коняев как раз всех просматривал, рекомендовал главному тренеру. Тогда у нас было много рязанских парней в команде — Алексей Гаврилов, Сергей Зайцев. Сейчас многие уже закончили карьеру, к сожалению.

— За кого больше всего досадно?

— За Алексея Гаврилова. Очень был перспективным игроком. Тут травмы многочисленные, конечно сказались. Сергей Зайцев уже фактически закончил карьеру, и только после моего личного приглашения он вернулся в профессиональную команду. Вот кто-то говорит, что это несостоявшийся футболист, но я не согласен.

— Приведите пример?

— Матч с липецким «Металлургом», когда мы проигрывали 0-3. Вышел на замену Зайцев и так накручивал защитников, что любо-дорого посмотреть. Сыграли вничью тогда. Добавили бы еще пару минут, уверен — выиграли бы. Когда приехали на ответный матч в Липецк, директор их клуба говорит: «Где такого футболиста нашли?» Оказывается, до этого он спрашивал своих, мол, почему так сыграли отвратительно. Те и отвечают, что вышел какой-то парень молодой, ну и так начал накручивать, что все растерялись. Рассказал им, что это рязанский воспитанник, правда, не совсем он уж и молодой (смеется).

— Но ведь и ошибается много.

— Да, бывают ошибки, иногда очень курьезные. В Орле мог забить победный мяч, но в пустые ворота не попал. Бывало так, что мяч, который уже летит в ворота соперника, выбивал. Олег Елисеев отправляет мяч в сетку, и тут появляется Сергей Зайцев, который головой выбивает мяч из ворот. В этом же матче, идет подача с углового, Елисеев выпрыгивает, приземляется на газон. Мяч попадает Олегу на ногу, и он бьет практически в пустые ворота. Вратарь уже лежал на газоне к тому моменту. И тут вскакивает Зайцев, и мяч попадает ему в спину. Не помню, с кем играли, но помню, что выиграли. Ну а какие феерические голы он забивал!

— Кто сегодня занимается селекцией в клубе?

— Тренерский штаб — Гарник Авалян и Валерий Бахмутов. Они просматривают игры молодежного состава в первую очередь. Кроме того, тренеры им предлагают своих лучших игроков не только из Рязани, но и из области. Сейчас, например, у нас тренируется мальчик 2001 года рождения из Александро-Невского, регулярно приезжает.

Особое внимание на игроков 2000 года рождения тренера Николая Сенина. Попросил тренеров, чтобы они максимально просмотрели всех ребят, но установку не даю, что кого-то конкретно нужно взять. Во-первых, можно просто просмотреть талант, а во-вторых, талант может проявиться со временем, благодаря работе над собой.

У нас есть такие примеры, тот же Юра Кулешов. Парень методично над собой работал, тренировался активно и вырос в мастера. Где-то Василий Баранов ему, конечно, помог.

— Кстати, Баранова при вас подписывали? Как он вообще оказался в Рязани?

— На тот момент президентом клуба был Владимир Трунин. Многие кадровые вопросы он решал лично, вплоть до того, что сам просматривал каких-то игроков. На тот момент Василий Баранов был свободным агентом, и кто-то из коллег предложил Гарнику Арменаковичу посмотреть Баранова. В итоге, подписали.

— Болельщик на него шел.

— Конечно, четырехкратный чемпион страны! Даже на выезд болельщики ехали, не только из Рязани, но и из других регионов, только бы на него посмотреть. Однажды спрашиваю группу фанатов, откуда они. Оказалось, из Нижневартовска прилетели. Так любили Василия Баранова.

баранов

В команде он взял роль лидера, руководил всеми процессами бытовыми. Вот игроки на него смотрели, учились. Очень бы хотелось сейчас его найти.

— Зачем?

— Пригласить в Рязань. Хотел его найти перед началом этого сезона, пригласить на открытие первенства, не получилось. Сейчас я познакомился с представителем компании Joma, он живет в Белоруссии. Вот я его и попросил организовать мне встречу с Василием. Возможно, съезжу к нему в гости. Понимаю, что он давно закончил с футболом, но, может, удастся организовать матч с его участием, пригласить болельщиков.

Кричу Баранову: «Вась, иди ко мне!» Он от меня. Догнал его, да как дал в пятак

— Кого за последние годы из звездных игроков пытались подписать, но не сложилось по каким-то причинам?

— Нет, в связи с тем, что деньги нужно экономить, мы отошли от мысли приобретения каких-то звездных футболистов. Если приглашать звезду, то это нужно как-то финансово обеспечивать. Так, на уровне разговора, смеялись, может, Дмитрия Сычева возьмем из «Волги». Но это шутка, не более того.

— Последний из топовых игроков у нас Александр Антипенко был?

— Да, причем, тренерский штаб его буквально с поезда снял. Он ехал уже устраиваться в другой клуб, но тут мы перехватили. К сожалению, рецидивы старых травм не дали ему в полной мере проявить себя в Рязани. Наверное, только по этой причине не остался он в клубе.

— Из других регионов часто звонят игроки, предлагают свои услуги?

— Регулярно на почту электронную из различных уголков нашей страны приходят резюме, видеонарезки. Всю информацию мы передаем тренерам, а они уже смотрят, нужен им тот или иной игрок. Но исходя из реалий, обязательный критерий — является игрок уроженцем Рязанской области или нет. Как в Белгороде, где строго —  играют только свои футболисты. Я разговаривал с руководителями «Энергомаша», они подтвердили — только воспитанники белгородского футбола. Кстати, очень они хотят заполучить Артура Шахназарова, постоянно находятся с ним на связи. Но Артур, скажем так, прикипел уже к Рязани, и остается у нас, несмотря на то, что в Белгороде ему многое сулят.

— Что сейчас с Ваней Мироновым, он в клубе?

— Да, он в клубе, на контракте. Сейчас он восстанавливается после травмы. Когда проходила заявочная кампания, не было возможности его заявить, так как он был травмирован. Но отношения трудовые мы с ним не расторгали. Думаю, что к весенней части первенства он будет готов помочь нашей команде. Мы на него рассчитываем.

— Могут у нас к весне появиться и другие игроки?

— Не исключено. Ведь может получиться так, что к кому-нибудь из наших игроков поступит хорошее предложение, мы, понятно, не будем ставить палки в колеса. Естественно, на эту позицию надо будет искать игрока. Опять же, надо будет смотреть, как ребята реабилитируются после травм — Маханур Гамзатов, тот же Иван Миронов, Саркис Авакян, Эльбрус Танделов.

Как в «Барселоне»

— Для чего все-таки решили переименовывать команду в «Рязань»? Ведь «Звезду» уже по всей стране знали, благодаря кубковым победам. Болельщики как-то привыкли, прикипели.

— Был создан попечительский совет, на котором губернатор Олег Ковалев предложил рассмотреть возможность переименования клуба, чтобы в названии был отсыл к региону. Возьмем для примера Испанию. У них женская команда «Барселона», мужская «Барселона», баскетбольная команда «Барселона» и так далее. Всё централизовано. Мне кажется, более гордо звучит «Рязань» в наименовании, чем «Звезда». Более того, считаю, что и женская команда должна «Рязань» называться.

звезда

— А исторически нить не прервалась — «Спартак», «Торпедо», «Агрокомплект» и так далее? Сегодня ФК «Рязань» является правопреемником тех клубов?

— Я всегда считал, что история нашего клуба идет с 1949 года. Поэтому у «Агрокомплекта» всегда на вымпелах стоял этот год. Хотя, конечно, менялись организационно-правовые формы. При всем при этом, те клубы, которые у нас были — «Торпедо», «Спартак», «Агрокомплект», «Рязань-Агро» и так далее, выбыли из состава ПФЛ как юрлица, но Николай Толстых, который тогда возглавлял Профессиональную футбольную лигу, решил допустить до участия в турнире «Звезду». А то получилось бы, что регион остался без профессиональной команды.

Да и тот факт, что руководство, тренеры, футболисты перешли из одного клуба в другой, можно считать, что цепочка не прервалась.

Средняя зарплата в ПФЛ

— Что нужно сделать, чтобы болельщик пошел на футбол? Вроде и играли хорошо…

— … и местные воспитанники регулярно играют. Да, это проблема. В целом по стране люди не ходят на стадионы. У нас лидер по посещаемости во второй лиге — «Динамо» из Барнаула, в среднем приходит 4 200 человек. Это несмотря на то, что в зоне «Восток» всего шесть команд. Что может привлечь, я не знаю. Возможно, если бы на стадионе было чуть комфортнее, тот же козырек, где можно спрятаться от дождя.

— Как в клубе отнеслись к словам Владимира Путина о сокращении финансирования профессионального спорта из бюджета?

— Понятное дело, тяжело. Нужно крутиться, искать и привлекать внебюджетные средства. В той же Европе все топовые, да и не только топовые клубы не датируются из бюджетов. Но там хорошо продаются права на телетрансляции, клубы создают продукт, который можно продать. Ну, вот кому мы можем продать права на игры второго дивизиона с участием ФК «Рязань»?

— Какой выход?

— Какие-то законы нужно принимать. Продается, например, пакет матчей Премьер лиги, и от этой суммы какую-то часть клубам ФНЛ, ПФЛ. Потому что клубы из Премьер лиги должны быть заинтересованы в том, чтобы низшие лиги развивались. Им же нужно где-то черпать резерв.

— Наш клуб получил деньги за показ кубковых матчей «Звезды» на федеральных телеканалах?

— Нет, ни копейки не получили. Когда был кубковый матч с «Мордовией» нам нужно было определяться со временем трансляции, как-то готовиться. Связался я с ВГТРК, общался с коммерческим директором, и получил ответ: «Матч «Рязань» — «Мордовия» не относится к рангу топовых, значит трансляции не будет».

звезда

— И все-таки, два матча «Звезды» против «Кубани» и на выезде против «Краснодара» транслировали, почему клуб денег не получил?

— На тот момент я еще не работал гендиректором, поэтому не знаю, почему и как так произошло.

— Продажа Резиуана Мирзова — самый успешный трансфер за последние годы?

— Никто не мог предположить, что так «выстрелит» футболист Мирзов. Я присутствовал на том матче, когда «Звезда» играла с «Торпедо», опять же, еще не в должности директора. Вот Борису Игнатьеву и Александру Бородюку игра Резиуана очень понравилась, заинтересовались им. Но при заключении контракта с Мирзовым, был прописан такой момент, если он расторгает с клубом соглашение по собственному желанию, то он должен выплатить клубу 250 тысяч рублей. Такой пункт в контракте был внесен предыдущим руководителем.

— И что же Мирзов?

— Там как получилось, Резиуан был у нас в аренде и принадлежал нальчикскому «Спартаку». Соответственно, «Торпедо» ведет переговоры со «Спартаком». Нальчик платит нам 250 тысяч рублей, где футболист их возьмет, правильно? Мирзов тут же возвращается в Нальчик и те уже оформили трансфер в «Торпедо». По разговорам, трансферная сумма Мирзова составила 9 миллионов рублей. Ну а теперь он в «Тереке». Дай Бог, чтобы у него там всё было успешно в карьере.

мирзов

На фото Резиуан Мирзов справа.

— Однажды на одном из домашних матчей слышал разговор хоккеистов. Они обсуждали зарплаты футболистов «Рязани». Причем называли суммы в 200-300 тысяч рублей.

— Средняя зарплата в команде порядка 45 тысяч рублей. Во всей второй лиге в среднем — 47 тысяч рублей. Те суммы, которые называли хоккеисты, не соответствуют действительности.

— Сколько будет зарабатывать молодой игрок, вчера еще закончивший ДЮСШ?

— Оплата труда для молодых у нас начинается с 6-7 тысяч рублей, не меньше минимального размера оплаты труда. Это стартовая сумма, а дальше уже смотрим, как парень растет.

— За что у нас в клубе футболистов штрафуют?

— У нас не прививается как-то система штрафов. Сколько раз пытались сделать, не получается. Это настраивает игроков против руководства, тренеров, и сам дух моральный он как-то ломается. У нас всё на доверии. Нужно, чтобы коллектив выстраивался — каждый за каждого.