6 мин.

Почему карьера Квята в опасности

Три сценария развития сезона для русского гонщика.

alt

Новый чемпионат «Формулы-1» для Даниила Квята начался неудачно: на первом этапе в Австралии вместе с инженерами он недооценил новый формат квалификации и в итоге выбыл из борьбы за поул раньше времени, а в гонке из-за отказа техники вовсе не проехал ни одного круга. В Бахрейне – снова провал в субботу, осложнивший жизнь в гонке. На фоне здорово выступающего другого пилота «Ред Булл» Даниэля Риккардо такой старт Квята вызывает вопросы. Неудивительно, что в паддоке «Ф-1» начались разговоры о возможной потере места в команде.

Разучиться пилотировать болид «Формулы-1» за межсезонье нельзя. Возможно, в слабых результатах и повинны какие-то технические неполадки, однако глупо искать в этом заговор – «Ред Булл» не в том положении, чтобы портить себе жизнь: два быстрых болида нужны для борьбы за очки в Кубке конструкторов и призовых денег по итогам сезона.

По существу, главная проблема уфимца – скорость на быстром круге, зато на длинной дистанции темп заметно лучше: в Сахире Квят прорвался в очки с 15 места. Тем не менее, на финише он все равно оказался не только позади напарника, но также уступил пилоту, которого многие видят в качестве сменщика Даниила в 2017 году – Максу Ферстаппену.

Есть ли повод для волнений? Пока нет – прошла лишь вторая гонка сезона и вопросом о продлении контракта боссы «Ред Булл» озаботятся не скоро, однако выправлять ситуацию нужно уже сейчас. Условно можно выделить три сценария дальнейшего развития событий.

Сценарий позитивный

alt

Волноваться вообще не нужно – Даниил не раз медленно вкатывался в сезон. Возможно, это и не лучшая традиция, но так было и в молодежной серии GP3, и в «Формуле-1» в прошлом году. Поговорку про долго запрягающих русских можете произнести сами – она относится к Квяту в полной мере: после неудачного старта в 2013 году он выиграл чемпионат GP3, а трудное начало прошлого сезона закончилось победой над напарником в личном зачете. Почему бы не повторить подобный трюк еще раз?

Да, новый формат квалификации, в котором нужно сразу же показывать хорошие времена, пока приносит одни страдания, но то, что Квят не может приспособиться к изменившимся условиям – не значит, что он плохой пилот, трудности возникали и у более успешных парней. Например, вице-чемпион «Формулы-1» Дэвид Култхард, умевший сильно прибавлять по ходу 12-круговой субботней сессии, так и не привык к однокруговому формату. При этом слабым спортсменом Дэвида никто не называл.

Переживать также нет смысла из-за того, что ненавистная для многих квалификация явно доживает последние дни – вероятно, уже к Гран-при Китая ее изменят.

Возможно, разговоры о слабой форме Квята вообще возникли на пустом месте: по последней информации из «Ред Булл», субботние проблемы Квята связаны с техникой – из-за ошибки в программном обеспечении силовая установка не выдавала полную мощность на быстром круге.

Нетрудно предположить, что Даниил способен переломить ситуацию – по крайней мере, в целом он доволен поведением болида, в отличие от начала прошлого сезона. Как только Квят окончательно привыкнет к болиду RB12, он снова догонит Риккардо и поборется с ним на равных. Советник «Ред Булл» Гельмут Марко суров, но справедлив – в этом случае он вряд ли решится уволить оправдавшего доверие гонщика.

«Главное – не погружаться в расстроенные чувства, потому что это как раз проще простого. Мой принцип – всегда продолжать бороться», – рассказывал Квят после тяжелой субботы в Сахире. – «Мы лучше постараемся найти решение проблемы, чем будем придумывать оправдания. У меня давно не было таких сложных ситуаций в карьере, но я всегда упорно работал».

Сценарий негативный

alt

Будет хуже, если с техникой все окажется в порядке, а трудности Квята так и не исчезнут и пилот не сможет вернуться на один уровень с напарником. Конечно, все знают, что Риккардо очень быстрый парень (он одолел самого Феттеля), но даже со скидкой на такой уровень конкурента крупные проигрыши Даниилу в команде не простят. Да и вообще уступать больше нельзя – Квят проводит второй сезон в «Ред Булл», спрос с него такой же, как и с более опытного австралийца.

Система «Ред Булл» жестка и неумолима, и те, кто не справляются, быстро вылетают из нее, тем более, что во втором эшелоне «быков» ждут шанса талантливые Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс-младший. Хорошие результаты этих парней станут дополнительным фактором давления на Квята.

В любом случае, гонщику «Ред Булл» нужно сохранять голову холодной и не давать волю эмоциям – необдуманные интервью могут испортить карьеру не хуже, чем неудовлетворительные результаты на трассе, Виталий Петров не даст соврать. Если все части пазла сложатся неудачно, то Квят может лишиться места не только в «Ред Булл», но и в «Формуле-1» – нельзя сбрасывать со счетов и такой вариант.

Сценарий неожиданный

alt

При определенном стечении обстоятельств даже в случае проигрыша напарнику Квят все равно может остаться в «Ред Булл»! Да, чем сильнее выступает Риккардо, тем сложнее соответствовать его уровню, но при этом австралиец сильно заинтересует другие команды, в первую очередь «Феррари». Пусть Марко и руководитель «быков» Кристиан Хорнер бравируют «железобетонным» контрактом Даниэля, все знают, чего в «Формуле-1» стоят соглашения. Если заинтересованность Скудерии в Риккардо будет достаточно сильной и взаимной, пилот покинет «Ред Булл» – что будет на руку Квяту.

Почему? Во-первых, в топ-командах редко меняют состав пилотов полностью – это свойственно коллективам попроще, лидеры же предпочитают соблюдать преемственность. Во-вторых, подъем «наверх» сразу двух молодых гонщиков из «Торо Россо» маловероятен – если Ферстаппен и Сайнс будут выступать на равных, их скорее оставят вместе в младшей конюшне еще на один год. То же самое возможно, если Риккардо все же останется в «Ред Булл», а Квят будет достаточно силен, чтобы гарантировать себе место в кокпите. И даже строптивый Макс с его любящим громкие выражения отцом на это согласятся – голландца при всем его таланте вряд ли возьмут в «Феррари», предпочитающей опытных гонщиков. Кроме того, Ферстаппену еще предстоит доказать право на переход на уровень выше – а те разборки, что он устроил с Сайнсом на Гран-при Австралии, скорее подпортили ему репутацию.

В любом случае, если Квят вернется в форму образца второй половины прошлого сезона, ему не нужно будет оглядываться на коллег в системе «Ред Булл». На протяжении карьеры он не раз доказывал, что способен справляться с давлением и прогрессировать по ходу сезона. Следующие месяцы станут определяющими для карьеры, но пока все в его руках.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason (1,2), Mark Thompson (3,4)