6 мин.

«Я **** вашу маму». Выезд в Грозный из первых рук

Любой выезд – это всегда риск. Сопутствующих факторов может набраться на пару «Вредных советов» -  кто-то перепьет, кому-то понадобится выяснить отношения с местными жителями, а других спровоцируют сами местные. Выезд – это всегда адреналин. Даже для самых мирных и добрых. Выезд в «дружественный Кавказ» - это следующая ступень в жизни фаната.

Поездку на матч «Зенита» в Грозный я планировал уже давно, но раз за разом этот вояж у меня по разным причинам срывался. Давайте сразу договоримся – я ничего не разжигаю и ни к чему не призываю. Все далее – исключительно мнение, основанное на собственных впечатлениях.

Приключения начались в Ингушетии. На посту ДПС. Вы знаете, мне, мирному жителю, в принципе немного дико видеть вооруженных людей, если только план «Перехват» не объявлен. Когда такой человек, затянутый в камуфляж, без значка и нашивки, без каких-либо опознавательных знаков и принадлежности к какому-либо ведомству, но небрежно помахивающий автоматом, заходит в автобус – это напрягает. Еще больше напрягло, когда четверых «безбилетников» (бас был полный, часть болельщиков сидело в проходе между кресел)  заставили выйти на улицу. «На расстрел», - пошутил кто-то. Обошлось. После 30 минут переговоров и уговоров, заплатив 1,5 тысячи «штрафа» (да, взятки берут все), мы двинулись в сторону Чечни. Стоит отметить, что такие блок-посты стоят на трассе примерно через каждые 30-40 километров. Но никаких внутренних войск на этих постах нет. Каждый раз мы видели одну и ту же картину – два-три вооруженных до зубов террориста военных сканируют суровым взглядом въезжающие (!!!) в глубь Кавказа автомобили. Я не опечатался – особое внимание въезжающим, а не выезжающим машинам и автобусам. То есть угроза как будто исходит совсем не с той стороны, о которой привыкли думать мы.

Не доезжая километров 25 до Грозного, остановились перекусить возле селения Шаами-Юрт. Место как место – ничего выдающегося. Его вполне можно принять за притрассную Молдавановку или Нехотеевку, или  Вельск. С одной оговоркой – вокруг другая страна. Другая страна, другие законы, другие правила. На светофоре малюсенькая пробка. Машины терпеливо ждут зеленого сигнала. Вдруг с сиреной и «крякалкой» с территории рынка, перпендикулярно движению вылетает грязная, тонированная… «Приора». С сиреной. «Приора». Не полиция, просто ему срочно было. В магазине сигареты продают с той накруткой, которую считают необходимой – ну какая разница, что на пачке написано «82 руб», мало ли что написано. Некоторые делают вид, что по-русски не понимают. Именно делают вид, преспокойно вставляя русские слова при общении на своем языке. Такое я видел в Литве в 89-м году. И очень скоро Литва перестала быть для нас братской республикой. В Шаами-Юрте мы пробыли примерно час, и за это время, кажется, на нас приехало посмотреть все население поселка. Совершенно не стесняясь, чеченцы тыкали в нас пальцами, смеясь что-то друг другу рассказывали, словом, создавали приятную дружескую атмосферу, где смешно всем, кроме цирковых зверей. Показателен еще один эпизод. Наш водитель о чем-то общался с двумя пареньками лет 14-15 и подвез их пару километров. Весь путь в автобусе ребятки вели себя абсолютно спокойно, исподлобья рассматривая фанатов. Но, оказавшись на дороге, дождавшись, пока автобус начнет движение, нохчи преобразились. Лица исказила неневисть, это не выражение лица – это настоящий оскал. Стандартный набор факов и согнутых в локте «жестов Эменике» - все это полетело вслед, вместе с, я так полагаю, пожеланиями доброго здоровья и счастливого пути.

В Грозный приехали на флажке, прямо к началу матча. Довольно долго пробирались по пробкам. Вопреки ожиданиям, никто в нас ничем не бросал, хотя «розы» с окон на всякий случай все же поснимали, но в целом удивило отсутствие на улицах мужского населения. Город, прямо скажу, не понравился. Ну то есть оставил в недоумении – так часто я слышал восхищенные возгласы самих чеченцев о непревзойденной красоте Грозного, но красоту эту я так и не оценил, хотя мы по дороге на стадион проехали по всем центральным улицам – водитель явно хотел показать достопримечательности.

Да, Грозный-сити.

 

Да, мечеть. 

 

И что? Небоскребы удивительны лишь тем, кто их никогда не видел. Да и сами по себе они довольно смешны на фоне окружающих «хрущевок» и недостроев. Это как грязная «приора», но с блестящими колесами. Улыбнули длиннющие красивые заборы, за которыми… ничего нет. То есть они огораживают траву. Из высокого автобуса это увидеть можно, а вот из окна президентского кортежа – нельзя.

Подъехали к стадиону. Нас привезли в самую дальнюю часть, к гостевому сектору. Вход на стадион – метрах в 500 от нас. Не самое удобное расположение, ну да ладно – дойдем. Досмотр. О! Господа, которые жалуются на полицейских при досмотре! Сгоняйте в Грозный – вас будут досматривать вот эти парни. 

 

Или такие, как эти. Я не знаю, для чего Кадыров готовит этих терминаторов, но, черт побери, эти люди не просто умеют воевать – они любят это дело. Когда я стоял напротив вооруженных чеченцев, меня не покидало ощущение, что нет никакой уверенности в этой горе мускулов. Что не направит он свой автомат в сторону нас и не пошевелит вдруг указательным пальцем на курке – черт его знает, что может замкнуть в этой голове. Примечательно, что фаер-шоу на стадионе не было. Дураков нет.

О матче писать нет никакого желания. Фанатская трибуна «Терека» изначально располагалась напротив нашей. Представлена она была полусотней барабанщиков и кучей молодежи, которую слышно не было. Зато барабаны давали жару. 

Но в первом тайме было полегче, после перерыва же их перевели…  к нам под бок! Видимо 300 зенитовских болельщиков создавали слишком много шума и мешали Кадырову наслаждаться футболом, поэтому нас решили заглушить. Весь фансектор хозяев расселся слева от нашей «грядки». Между нами стояли только ТРИ представителя службы безопасности ФК Терека. Ни полиции, ни решеток, ни-че-го!

После финального свистка, благополучно похлопав друг другу с футболистами (Аршавин ушел в раздевалку как всегда первым), мы вышли на площадку между трибунами. Вокруг огромные знаки «Не курить», курили в основном сами чеченцы – у приезжих сигареты отбирали на входе на стадион. И в этот момент прорвалась та тонкая пленочка, сдерживающая то животное, то НАСТОЯЩЕЕ, что всеми силами прячется за красивыми фасадами чеченских заборов – ненависть. Я не знаю, сколько их было. Может 500, может около того. В основном 15-17-летние. С перекошенными лицами, с упоением скандирующие «Я е*** вашу маму» и «Русским  - смерть». Потом они спустились вниз, к подножию Ахмат-арены – и в фанатов «Зенита» полетело все, что чеченцы смогли подобрать…

Выезжали с сопровождением. И всю дорогу по Грозному, выстроившись вдоль дороги «гостеприимные»  нохчи показывали факи, вызывающе взмахивали руками, танцевали лезгинку, указывали на гениталии и тд. И орали. Исступленно. Зверьки. Я себя впервые почувствовал иностранцем, впервые приехавшим к дикарям. Так, наверное, из окон автобусов на русских частенько смотрели в 90-х американцы. Но мы-то вроде бы в своем государстве. И Кавказ – это Россия. По крайней мере так говорят по телевизору.

Update. Видео фанатов "Терека" после матча. Видео размещено гордыми своим поведением кавказцами: