4 мин.

Сборная Испании: жизнь как замкнутый круг

Как в экономике существует понятие цикличности кризисов, так, предположу, ничто не мешает и в футболе существовать такому понятию, и вот почему. На этот раз примером подобного случая можно назвать случившееся со сборной Испании на проходящем в Бразилии чемпионате мира. И можно много спорить и говорить о том, что это катастрофа, но если ведущий опорник «фурии» в лице Хаби Алонсо после матча говорит о том, что «команде не хватило желания и мотивации», а сам главный тренер заявляет, что «вылет его команды справедлив», то что тут можно добавить. Из плохого – добавить нечего.

Правда, ничего ужасного в случившимся нет, это футбол, он был футболом и всегда таким остаётся – непредсказуемым, со взлётами и падениями. Взять ту же сборную Франции, которая после триумфа на ЧМ-1998 и Евро-2000, в 2002 году в Японии и Корее сперва сенсационно проиграла Сенегалу, а в последнем матче и Дании, в итоге взяла всего одно очко – да и то безголевой ничьей со сборной Уругвая, не забив на турнире ни одного мяча. Тогда это казалось страшнейшим позором, но, по-хорошему, чего можно было ожидать от команды, в заявке которой числилось аж 14 футболистов, которые за четыре года до этого взяли кубок мира у себя на родине. Тогда у французов была одна из самых старейших сборных на турнире – средний возраст составлял 29 лет, в этом году у испанцев средний возраст составил тоже около того – 28 лет. При этом несложно заметить, что в заявке «красной фурии» на этом мундиале подавляющее большинство уже выигрывало если не прошлый кубок мира, то прошлый Евро в 2012 году. И прав Хаби Алонсо, у этих ребят действительно не было мотивации для нынешнего турнира. Обвинить Дель Боске можно разве что в том, что он не заполнил сборную новыми людьми, людьми, голодными до побед, готовыми сражаться на поле, а не катать все 90 минут мяч так, будто бы они ведут в счёте и контролируют ход игры. Да, наверняка испанцы были уверены, что в первом матче с голландцами, что во втором с Чили, что они вот-вот прибавят в нужный момент и забьют. Но момент наступал, проходил, а сил для рывка не было.

Так вот вернёмся к примеру сборной Франции, уж больно он поучителен. После 2002 года команда кое-как просуществовала, делались точечные замены одних, кто уходил на пенсию, новыми игроками, но в целом костяк вплоть до 2006 года оставался прежним. И если на Евро-2004 в Португалии команда вышла в плей-офф, можно сказать, просто на классе, то уже в 2006 стало ясно, что команда выжата по полной. Этот выход в финал был просто выжженным полем для всей команды, потому что после него потенциал окончательно ушёл в ноль. Дальше последовали совершенно провальный чемпионат Европы 2008, где французы опять с одним единственным набранным очком не вышли из группы, и чемпионат мира в ЮАР, где команда опять благодаря ничьей с Уругваем набрала всего одно очко и о выходе из группы не могло быть и речи.

Кроме того, естественно, все помнят, с каким скандалом вообще завершился тот турнир для Франции, с отставками нескольких руководителей федерации футбола и, собственно, самого Раймона Доменека. К чему я всё это, да к тому, что бывает с командами даже после побед на чемпионатах мира и Европы. Конечно, можно достичь и плавных и безболезненных переходов между сменами поколений, но это, скорее, исключение. По идее, уже финал ЧЕ-2012 должен был показать несостоятельность как игрового стиля Испании, под который уже многие научились подстраиваться, так и организацию костяка команды в целом. Но может им повезло, или конкретно в тот момент звёзды так сложились, что никого сильнее им по турнирной сетке не досталось. Да нет, пожалуй даже они просто были сильны и достойны, но это также был пик возможностей той команды. За два года ничего с ней не изменилось, поэтому как можно было выжать из тех парней ещё что-то. Вот поэтому я и считаю, что ничего страшного в Бразилии не случилось, так что не стоит особо злорадствовать на эту тему. Просто ждём (конечно, не все из нас), какие изменения претерпит команда Дель Боске, или уже не Дель Боске.

Фото: Fotobank/AFP/Getty Images/Mike Hewitt/FIFA