7 мин.

Как стиль влияет на атмосферу

Судите сами по трехминутным видеороликам на YouTube, и вам вряд ли удастся найти много нового о «Ливерпуле» в первом матче Арне Слота на «Энфилде» — воскресной победе 2:0 над «Брентфордом».

В конце концов, если бы вы захотели забить два гола, которые подытожили бы стиль «Ливерпуля» при его предшественнике Юргене Клоппе, вы бы выбрали эти два гола — убегание в отрыв с комбинацией всех трех нападающих, а затем плавный финиш Мохамеда Салаха после высокого прессинга.

Но если посмотреть все 90 минут, то разница будет очевидной. «Ливерпуль» играет более нарочито медленно, пытаясь затянуть соперника в себя, а затем обойти его. На самом деле, «Ливерпуль» дважды был близок к тому, чтобы забить идеальный гол для такого стиля футбола: когда Диого Жота едва не перевел мяч в ворота после кросса от Трента Александер-Арнолда, а Салаху помешал подкат соперника в последнюю секунду после разыгранной пары стеночек. Оба шанса возникли после того, как «Ливерпуль» терпеливо выстраивал игру, а затем внезапно превращал ее в нечто более прямолинейное.

Но, конечно, эти комбинации не всегда будут проходить на скорости. Временами в передачах отсутствовала цель. Временами игроки удерживали свои позиции, когда раньше они могли рвануть вперед. По данным компании Opta, чьи показатели считаются уже два десятилетия, процент реализации пасов «Ливерпуля» стал самым высоким в истории. Это был контроль не только за тем, чего хотел Клопп, но и за тем, чего хотел, скажем, Брендан Роджерс — а он был менеджером, который пришел в «Ливерпуль», пообещав смерть от пасов.

Самым интересным, пожалуй, была атмосфера. Для тех, кто наблюдал за игрой по телевизору, она показалась заметно приглушенной по меркам «Энфилда». Конечно, домашний просмотр не всегда является лучшим барометром, но об этом дважды упомянул комментатор Sky Sports Джейми Каррагер — в конце матча и в послематчевом репортаже. Учитывая, что только один человек — вингер Иан Каллагэн 1960-1970-х годов — провел больше матчей на «Энфилде», его можно считать надежным судьей.

Есть некоторые смягчающие обстоятельства. Первая домашняя игра сезона всегда проходит в более сонной атмосфере, чем обычно, в теплую погоду и с несколькими постоянными болельщиками, уехавшими в отпуск. Домашний матч против «Брентфорда» — один из менее захватывающих поединков кампании. Но даже это кое-что говорит о характере английских футбольных толп. Уровень шума на английских футбольных стадионах в большей степени, чем в других странах, зависит от активных действий, которые не всегда обеспечиваются контролируемым владением мячом.

Вы можете поехать в другую часть Европы — например, в Германию, — и там культура заключается в создании постоянной стены шума. Бывшая команда Клоппа — «Дортмунд» — стала, пожалуй, лучшим примером. В странах, где культура «ультрас» более распространена, можно встретить неустанные скандирования, зачастую более буквальные, чем в Англии. Это перевешивает реакцию толпы на многие инциденты на поле — меньше слышно стонов, когда совершается фол, меньше криков, когда соперник бьет мимо ворот, и иногда меньше тишины, когда пропущен гол.

Болельщики «Дортмунда» создают постоянную атмосферу (Ина Фассбендер/AFP/Getty Images)

Конечно, английская публика регулярно скандирует, но этот шум немного более «интерактивный». В то время как атмосфера в «немецком стиле» более впечатляюща в звуковом плане, атмосфера в «английском стиле», сама по себе, дала бы вам больше подсказок об обстоятельствах игры.

Разные менеджеры вскользь комментировали это. Ринус Михелс, архитектор тотального футбола, в своей книге «Тимбилдинг» мягко отзывается об английском футболе. Михелс положительно отзывается об акценте на прессинге в английской игре, говоря: «Стиль футбола тотального прессинга особенно хорошо развит в Англии», а затем предполагает, что эта страна ассоциируется с «ограниченными стратегиями построения и, следовательно, средней позиционной игрой».

Михелс также пишет, что аналогом футбола владения «является рафинированный футбол с ударами и наскоками, который можно увидеть в основном в Великобритании и Норвегии». Однако ведущие команды из этих стран вносят в свою игру все больше элементов циркуляционного футбола. Однако, будучи тренерами, мы не должны забывать о том, что зрители в Англии с удовольствием смотрят эти игры в стиле бей-беги. Вокруг штрафной всегда что-то да происходит».

Конечно, несправедливо называть «Ливерпуль» Клоппа «бей и беги», но временами в прошлом сезоне матчи приближались к этому. И примечательно, что Михелс прямо упоминает зрителей и то, что более стремительный футбол создает игру от штрафной до штрафной, и это вовлекает публику.

Жозе Моуриньо тоже говорил о чем-то подобном. «Сколько стран вы можете назвать, где угловой удар сопровождается такими же аплодисментами, как и гол?» Моуриньо обратился к Джанлуке Виалли в своей книге «Итальянская работа». «Одну. Такое случается только в Англии. И как лучше всего добиться углового? Просто забрасывать мяч в штрафную и прессинговать во время отскоков!»

Но, вероятно, верно и то, что английские болельщики более остро реагируют на каждый инцидент. Дело не только в пристрастии к угловым ударам — хотя это тоже может быть отчасти правдой — но и в том, что английские болельщики более «реактивны». Виалли, сам бывший менеджер «Челси», позже резюмировал: «Общаясь с иностранными коллегами, я понял, как сильно английский футбол меняет тебя (как менеджера) и как много в этом зависит от болельщиков».

Это явление распространяется и на другие виды спорта. Звуковые эффекты при игре в тест-крикет в Англии точно соотносятся с происходящим на поле, в то время как игра в Индии зачастую представляет собой более постоянный шумовой фон. Привыкнув к этим различиям, невозможно принять искусственный шум толпы, характерный для спорта за закрытыми дверями в Ковид-эпоху, как адекватную замену.

Индийские болельщики крикета создают устойчивую атмосферу (Стю Форстер/Getty Images)

Большинство английских футбольных болельщиков согласны с тем, что атмосфера на матчах высшего уровня уже не та, что раньше, что объясняется как элементом ностальгии, так и реальным положением дел. В этом часто обвиняют рост цен на билеты, увеличение среднего возраста болельщиков и увеличение доли туристов.

Фактический стиль футбола, вероятно, является недооцененным фактором. Пеп Гвардиола не раз жаловался на отсутствие шума на домашних матчах «Манчестер Сити», но хотя большинство болельщиков «Сити» восхищаются стилем игры, постоянный контроль игры и относительно небольшое количество «острых моментов», возникающих в результате такого последовательного терпеливого перепаса, иногда приводят к тому, что им не хватает момента, чтобы зацепиться за игру и включиться в нее. Английская публика часто приходит в движение из-за классного подката или отличного прикрытия. Такого не получишь, если ваши защитники сделают 30 пасов подряд.

И это не всегда должен быть буквальный момент на поле. В 2021 году, когда «Арсенал» заставил публику на «Энфилде» замолчать, контролируя начало матча, поворотный момент наступил при счете 0:0, когда Микель Артета вступил в перепалку с Клоппом на бровке. Это зажгло толпу, атмосфера изменилась, и игра пошла в гору. Более грозный и неистовый матч устроил «Ливерпуль», который и победил со счетом 4:0.

«Энфилд» так часто фигурирует в подобных дебатах, потому что он славится своей атмосферой, особенно в большие европейские вечера. «Ливерпуль», как никакой другой крупный английский клуб, руководствуется эмоциями и поэтому порой испытывает недостаток логики.

Даже такие менеджеры, как Жерар Улье и Рафаэль Бенитес, которые требовали контролируемого, осторожного стиля игры, переживали свои лучшие моменты, когда в их выступлениях было меньше планирования и больше страсти. Высшими достижениями Улье стали маловероятный отыгрыш в финале Кубка Англии против «Арсенала» в 2001 году и хаотичная победа в финале Кубка УЕФА над «Алавесом» со счетом 5:4 вскоре после этого; трофеи Бенитеса были выиграны по пенальти после ничьих 3:3 с «Миланом» и «Вест Хэмом».

Но речь идет не о «Ливерпуле», не о болельщиках «Ливерпуля» и не о новом менеджере «Ливерпуля». Это в равной степени и о том, что в эпоху, когда большинство игроков, менеджеров и владельцев Премьер-лиги — иностранцы, по крайней мере часть английской футбольной идентичности исходит от публики.

Даже Йохан Кройфф, самый упрямый голландский идеолог футбола, говорил о том, как сильно его восхищает английская публика, как сильно менеджеры должны адаптироваться к странам, в которых они работают, и «как важно, чтобы люди могли идентифицировать себя с футболом, чтобы он был чем-то, что подходит им эмоционально». Болельщики «Ливерпуля», естественно, приспособятся к методам Слота, но и обратное может произойти чаще, чем ожидает Слот.

Автор: Майкл Кокс (источник)

Фото обложки: Болельщики на «Энфилде» летом; фото Питер Пауэлл/AFP via Getty Images

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!