5 мин.

Ленивый кот Мэтт Ле Тиссье

К Мэтту Ле Тиссье, как и к недавно уволенному из Тоттенхэма Маурисио Почеттино вряд ли может быть применимо стандартное мерило величия – трофеи. Атакующий полузащитник "святых" не выиграл за свою карьеру ни одного предмета столового серебра и уж тем более золота, так как провел свою карьеру в скромнейшем по тем временам "Саутгемптоне". Это было его осознанное решение – в этом клубе готовы были мириться с некоторыми особенностями гениального игрока, который не любил тренироваться, бегать и уж тем более – выполнять черновую работу на поле.

"Кем бы Вы хотели стать в следующей жизни?", - спросили однажды Мэтта. "Котом, это просто гениальное животное. Ничего не делает, никому не принадлежит, но в то же время берет от жизни все". Мэтт Ле Тиссье действительно не принадлежал никому и очень не любил когда ему что-то указывал тренер. Как вы понимаете, с такими принципами Ле Тиссье было сложно сработаться с требовательными наставниками, и именно этим объясняется тот факт, что он провел всего восемь матчей в составе сборной Англии.

Что самое удивительное – английская сборная осознанно отказывалась от одной из лучших пенальтистов в истории футбола в период, когда регулярно страдала из-за неумения выигрывать серии пенальти. Мэтт Ле Тиссье реализовал 48 пенальти из 49-ти пробитых, а для Марка Кроссли, сумевшего отразить тот единственный пенальти, что не забил Мэтт, этот факт стал главным поводом для гордости в его карьере.

Говорят, что прослышав о великолепном мастере дальних ударов из Саутгемптона, родившемся на острове Гернси, равноудаленном от Англии и Франции, Мишель Платини, бывший тогда главным тренером сборной Франции, послал своего тогдашнего помощника Жерара Улье, уговорить игрока с французской фамилией сменить гражданство. Ле Тисс удивился: "В сборной Франции работают люди, которые не делали в детстве домашнее задание, иначе они хотя бы изучили ситуацию перед тем, как предлагать мне смену гражданства. Фамилия фамилией, но у меня нет ни капли французской крови и никогда даже в мыслях не было играть за какую-либо другую сборную, кроме английской".

Так как Ле Тиссье был непревзойденным мастером дальних ударов и стандартных положений, тактика "Саутгемптона" в те годы была предельно простой – вся команда старалась вывести Мэтта на удар, а он гарантировал ей голы и сохранение прописки в Премьер-лиге. "Святые" регулярно ходили по лезвию ножа в АПЛ во время выступлений за них Мэтта, но вылетели только после того как он завершил карьеру.

Талант Ле Тиссье был в том, что он непревзойденно умел бить по мячу – сильно и точно. Казалось бы, не самое редкое умение для футболиста, но уточним – в этом компоненте Ле Тиссье был попросту гениален. Любимая фишка Мэтту – удар по летящему мячу. Именно поэтому большинство штрафных он разыгрывал со специальным "оруженосцем", который приводил мяч в движение, а любимым его финтом стало подбрасывание мяча коленом с последующим сумасшедшим ударом по нему в полете.

Сейчас есть целый ряд менеджеров, которые осознанно запрещают своим игрокам бить издали, просчитав, что данный прием не так эффективен с точки зрения статистики, как эффектен внешне. Пепу Гвардиоле Ле Тиссье бы наверняка не подошел, но стоит сказать, что эффективность ударов Ле Тисса все же была близкой к эффективности штрафных Месси. Еще одной фишкой Ле Тиссье были внушительные габариты, которыми он напоминал медведя. Но и этот фактор наш "святой" лентяй поставил на службу себе – отобрать мяч у него было практически невозможно, так как при всей своей медлительности он обладал еще и удивительной техникой обращения с мячом.

Все знали, что главное оружие Ле Тиссье – его удар. Все знали, что нельзя допускать, чтобы он приближался с мячом к штрафной или получал возможность пробить после стандарта. Но было не так уж много способов нейтрализовать этого внушительных габаритов "медведя", который к тому же искусно обращался с мячом, когда он приближался к штрафной соперника.

Предпринимались ли попытки переманить Ле Тиссье более богатыми и популярными клубами? Абсолютно точно, что в какой-то момент его хотел заполучить сэр Алекс, но нашел своего гениального дальнобойщика в лице Эрика Кантона, который был по мячу в схожем с Ле Тиссье стиле. Варианты из-за границы Ле Тиссье не рассматривал вовсе, так как учить иностранный язык ему хотелось еще меньше, чем вкалывать на тренировках.

Говорят, что Ле Тиссье был близок только к переходу в Тоттенхэм – клуб, за который болел в детстве. Но когда его тогдашний менеджер Терри Венейблс приехал, чтобы заверить сургучной печатью контракт Ле Тиссье со "шпорами", наш герой передумал и остался в Саутгемптоне, чем вероятно разозлил будущего менеджера сборной Англии и лишил себя даже теоретических шансов сыграть на Евро-96. Интересно также, что игнорировал его и Гленн Ходдл – любимый игрок детства Ле Тисса со схожей судьбой в сборной.

Дальше – интересные факты одной строкой.

- самолеты, курсировавшие между Гернси и "большой землей" долгое время летали с ангелом-хранителем на борту – изображением Мэтта Ле Тиссье. Вероятно, считалось, что если уж Саутгемптон не падал в первый дивизион с Мэттом, то и самолет с его символом упасть не может.

- именно Мэтта Ле Тиссье заменил Грэм Сунесс в момент своего наибольшего позора, когда выпустил на замену подсунутого ему агентами-мошенниками Али Диа – футболиста, едва умевшего принять мяч, но представленного "родственником Веа".

- однажды Мэтт Ле Тиссье забил гол на спор – своему товарищу Тиму Флауэрсу, на тот момент – голкиперу "Блэкберна". С 40 метров – как любил.

- любимыми подносчиками снарядом для Мэтта были крайки Фрэнсис Бенали и Джейсон Додд. Когда Мэтт открыл свой ресторан в Саутгемптоне, рядом с ним открылось и заведение Бенали.

- однажды Ле Тисс решил заработать, поставив на то, что в матче Сотона случится аут на первой минуте. Но не сказал ничего Нилу Шипперли, который слишком долго возился с мячом перед тем как выполнить традиционный тактический прием в Саутгемптоне – "отдай мяч Мэтту". Ле Тисс сумел выбить мяч в аут только на 70-й секунде, получил возврат по ставке и больше не баловался подобными вещами. По крайней мере – так говорит он сам.