9 мин.

Нуну Гомеш забил на Евро больше Ван Бастена и Зидана. Хотя не был топ-форвардом

Великая португальская загадка.

Если быть точным, Нуну Гомеша никогда не существовало. Был Нуну Рибейру. Фамилию «Гомеш» носил другой культовый португалец – Фернанду Гомеш. Он забирал «Золотые бутсы» на континенте, а Нуну во дворе. Друзья прозвали его в честь кумира.

Кличка, превратившаяся в фамилию, задала траекторию странной карьере. Нуну провел 16 сезонов в Португалии и ни разу не становился лучшим бомбардиром. Забил 256 голов, но никогда не считался особенно забивным. Запомнился классическим завершителем, хотя им не был.

Гомеш забил 6 голов на трех Евро и делит 6-е место в рейтинге лучших бомбардиров в истории. Это тоже часть неизменных мистификаций: когда дело доходило до важных матчей, Нуну становился игроком решающего касания.

Гомеш впервые забил против Англии, хотя испугался Тони Адамса

Летом 1996-го Нуну Гомеш наколотил 5 мячей на престижном Тулонском турнире. Португальская молодежка финишировала в тройке. В стране заговорили об очередном светлом будущем.

Тулон так и остался единственным бомбардирским призом в карьере Гомеша. Но он зажегся. Его голы притупляли комплексы страны, озабоченной решительной неспособностью выпускать порядочных форвардов. «Боавишта» продвинула нападающего в старт. Главная сборная подарила дебют в 20 лет.

В следующие четыре года Нуну регулярно вызывался и стабильно разочаровывал – к Евро-2000 у него набралось 12 матчей с 0 голов. Зато дома все получалось. Он стал лучшим бомбардиром сначала «Боавишты», потом «Бенфики». Португальцы заговорили об очередном нападающем для внутреннего пользования. Таким же был оригинальный Гомеш: бил рекорды на родине и молчал в сборной.

Тем не менее Коэлью включил его в заявку на Евро-2000. Нуну ехал четвертым форвардом после опытных Паулеты, Са Пинту и Жоау Пинту. «Я был ребенком среди звезд. Даже не думал о месте в основе, потому что знал, что молод и должен дождаться своей очереди. Но за неделю до старта турнира один нападающий получил травму, а другой – Паулета – пропускал тур из-за дисквалификации».

Третьего, Жоау Пинту, тренер передвинул налево – иначе там оказался бы Руй Кошта, а это примерно то же, что заряжать холостыми. Единственным нападающим, доступным на матч с Англией, стал 24-летний Гомеш.

На родине навесбола писали, что португальцев с «их звездным поколением» пошинкуют и пройдут мимо: южан считали слишком мягкими для британской защиты. Грэм Сунесс посоветовал тренеру Кигану: «Вспомните, как несколько лет назад Португалия приехала на «Уэмбли». Они больше владели мячом, но проиграли 0:3. Это типичные латиноамериканцы: много пыжатся, но не причиняют больших неудобств. Они слишком красуются в зонах, где не несут угрозы.

Португальцы хорошо переходят центр поля, но в атакующей трети у них проблемы. Исторически так сложилось. Со времен Эусебио у них нет нападающего, который тянет на международном уровне. Они все метят в десятки. Кошта годится только на эту роль, а по мне, эта роль жульническая: без движения, отбора, ответственности. Отсюда их сложности. Португальцы не хотят брать ответственность на себя».

Отдельно Грэм прошелся по форвардам, которых тренировал в «Бенфике»: «Пинту не опасен. Он атакует из зон, которые легко прикрыть. На самом деле он даже не ассистент. По большей части он обычный трюкач, о котором все говорят из-за одного-единственного финта с нулевым выхлопом.

А Нуну Гомеш горазд забивать только в Примейре. Сомневаюсь, что он перенесет способности на топ-уровень. Он часто оказывается в нужном месте в нужное время, но не слишком смел. Тони Адамс так напугает его, что он убежит в центр поля».

Так и случилось. Челюсть Адамса весила больше, чем весь Гомеш. Разглядев огромного британца как следует, форвард струхнул. И действительно потянулся в полузащиту, но дело было уже не в Тони. Португалец никогда не был чистой девяткой. В клубах он играл в паре и часто опускался к мячу, чтобы связать игру.

«Мне пришлось адаптироваться, чтобы играть в той схеме, – рассказывал Гомеш The Set Pieces. – Я часто играл под 9-м номером, но обычно рядом с другим нападающим. В сборной я оказался в одиночестве. Но я не был обычной девяткой, которая ждет мяча в штрафной площади. Меня тянуло в игру».

На 3-й минуте англичане забили первый гол, на 18-й – второй. «Кое-кто в команде подумал: «Ужасное начало. Надо успокоиться, иначе нам накидают еще два-три мяча». Но мы делали то же, что и в начале, и верили, что один удачный удар изменит матч», – вспоминал Нуну.

В середине тайма Фигу подхватил мяч в центре и опроверг первую аксиому Сунесса: покрасовавшись проходом, из неопасной зоны впечатал в девятку.

Через 15 минут он же вырезал в центр штрафной, и игрок одного финта в падении подрезал головой в дальнюю – 2:2.

А когда начался второй тайм и англичане вовсе не из-за страха сбавили темп, Руй Кошта подошел к Гомешу: «Иди вперед, хватит спускаться. Нас здесь и так пятеро». А после безответственно стянул почти всю защиту и элегантно отрезал одной передачей. Нуну легко сбежал от страшного Адамса и прошил Симэна.

«Это была одна из самых захватывающих игр в моей международной карьере. Не знаю, вспомню ли другую настолько эмоциональную, – гордился форвард. – Много звезд, конкурентный матч, неуверенность в исходе и камбэк после двух пропущенных».

Евро-2000 – звездный месяц Гомеша и всей Португалии

Победа над англичанами изменила его судьбу: «Понял, что теперь меня знают не только на родине. А тренер подал мне знак, оставив в основе после первого матча, в котором я случайно попал в старт. Признание придало мне уверенности».

В следующих турах он не забивал, но португальцы справились без него – вышли из группы с 1-го места. Зато в низовом четвертьфинале с турками сыграл соглавную роль. Команды мучились почти тайм, пока Фигу не рассек край привычным проходом; Нуну в падении замкнул идеальный навес.

В начале 2-го тайма все было кончено: Луиш снова разобрал крайков и выкатил на пустую дальнюю – конечно, там материализовался Гомеш.

«Если позади играют Фигу, Кошта, Пинту и Консейсау, точно знаешь, что у тебя появится парочка шансов, – смеялся форвард. – Мы все знали, что Луиш способен в секунду изменить любой матч. То, что он делал с мячом, удивляло. Он создавал моменты вообще из ничего. Мы понимали, что пишем историю, потому что португальцы всего второй раз вышли в полуфинал. До Евро-2000 мы не всегда пробивались на большие турниры».

Полуфинал послал португальцам худший вариант – лучшую сборную мира. Никто не давал им особенных шансов. Даже с учетом Фигу. Даже с аномальным чутьем Гомеша. А тот на первом же отскоке, неловко завалившись назад, с левой обвел Бартеза из-за штрафной.

Конечно, французы сравняли. И разумеется, могли забить не один. Но португальцы дотащили до экстра-таймов, обменялись угрозами и сбросили скорости. За три минуты до серии пенальти мяч все-таки попал в их штрафную – и Вильтор с почти нулевого угла отправил в щель между защитником и штангой. Шавьер отразил рукой. Гомеш бросился протестовать, выплеснул несколько оскорблений и получил красную.

«В тот момент я не верил, что мяч коснулся руки. Я чувствовал, что судья отнимает у меня мечту, – описывал нападающий. – Я молился, чтобы Зизу промахнулся. Но это был конец. Мы остались на поле, но в глубине души понимали, что будет гол. Потому что это Зидан».  

Гомеш забил по голу еще на двух Евро

На следующий турнир заматеревший форвард приехал вторым – Паулета его все-таки вытеснил. Пробовать двойку Сколари не стал. В составе и так не хватало места для звездных полузащитников – жертвовать еще одним не имело смысла.

Португальцы стартовали проигрышем Греции, отыгрались на России и практически вылетели: мало кто верил, что они осилят Рауля и Торреса. Прогнозы почти сбылись; испанцы контролировали мяч и матч. Но когда есть Фигу, всегда есть шанс.

Луиш дождался, пока Гомеш появится со скамейки, и разогнал обычную атаку неожиданной пяткой в касание. Нуну принял мяч спиной к воротам, на пару секунд замешкался, задумавшись об ответной пятке на вбегающего Фигу, передумал и с разворота хлестнул в дальний.

Турнир проходил в Португалии, и после такого даже Сколари не вернул бы его в запас – четвертьфинал с англичанами он начал в старте. На этих двух часах турнир для него по сути закончился. Нуну счел разумным пойти в стык с Терри и до конца матча пробегал с травмой: «Это была и моя вина. Следовало понять: «О, это же Джон, оставлю-ка лучше мяч». Против него было очень тяжело».

В остальных матчах он отбегал по 15 минут. Возможно, именно его чутья не хватило, чтобы опрокинуть греков в финале. История его подвигов подошла к концу. На третий турнир он приехал капитаном, но забивать начал – и закончил – в четвертьфинале: в последнем матче на чемпионатах Европы.

В тот раз португальцев остановили немцы. Нуну Гомеш недолго постоял у них на пути: идеально открылся под передачу Роналду, после которой замкнул бы в пустые, не дождался ее и добил, когда Криштиану ударил прямо во вратаря.

***

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА

Роналду на первом Евро: заклеивал серьги, бесился из-за Руни и плакал в финале

Факты о каждом игроке сборной Португалии

Фото: East News/Philippe HUGUEN / AFP, ANTONIO COTRIM / LUSA / Lusa via AFP, Olivier MORIN / AFP; Gettyimages.ru/Ben Radford /Allsport, Sandra Behne/Bongarts, Phil Cole, Martin Rose/Bongarts