7 мин.

«Амур» пора перевозить в Москву. Речь не о КХЛ

У дальневосточного детского хоккея в его нынешнем виде нет будущего. К такому смелому выводу я пришёл, внимательно наблюдая за ним на протяжении многих лет. Игроки бегут при первой возможности, конкуренция в регионе из года в год падает, а отставание в развитии от больших хоккейных центров с каждым годом становится всё более ощутимым. Как решить эту проблему и почему заняться ею стоит в ближайшее межсезонье — в этом тексте.

Проблематика

«Ты же понимаешь, какое может быть развитие, если по юношам все варятся в одном соку, и никакого прогресса у игроков лет с 13-ти просто нет. Мы должны по-хорошему последними возрастами по школе жить и играть в Москве — тогда и уезжать не будут так, команда будет сохраняться и хоть какое-то развитие будет. Но, сам понимаешь, если я публично такое выскажу, то потом на меня вся местная Федерация ополчится, будут палки в колеса нам вставлять везде», — таким откровением именитого в Хабаровске тренера, пожелавшего остаться неназванным, завершился мой первый сезон в качестве пресс-атташе молодёжной команды «Амурские Тигры».

В тот год наша команда в последний раз попала в плей-офф. Было это ровно пять лет назад. А причиной разговора стал вылет весьма приличной, как мне казалось, команды в первом же раунде. Каждый следующий год ситуация с хабаровской молодёжкой становилась только хуже. Причины было ровно две — всё более странный подбор приезжих хоккеистов и развитие дальневосточного юношеского хоккея. Оно в год пандемии из «отрицательного роста» переросло в крутое пике.

Сейчас в дальневосточных группах по юниорам выступает команды всего нескольких школ — Хабаровск, Ванино, Владивосток и Южно-Сахалинск. На уровне юниорских команд добавляются соперники из Восточной Сибири. Классные команды и игроки в таких условиях иногда появляются, но скорее не системно, а исключительно. Сейчас Дальний Восток — это слабейшая группа российского хоккея из тех, что могут воспитывать качественных хоккеистов (ниже только команды Южного Федерального округа, где игроки про-уровня не вырастают вовсе).

Состязательности в дальневосточном детском хоккее нет абсолютно. Из-за этого хоккеисты, которым уже пора развиваться в конкурентной борьбе (11-12 лет и старше) стараются как можно быстрее переехать в западные регионы России, где находятся лучшие школы страны. За примерами далеко ходить не нужно — в 2015 году из Хабаровска в Санкт-Петербург перебрались все ведущие игроки команды «Амур-2003» во главе с молодым наставником Андреем Гридиным. Сейчас воспитанники той команды уже дебютируют в МХЛ. В Хабаровск из полутора десятка уехавших вернулись только трое — наиболее перспективные, естественно, продолжают карьеру вдалеке от города, где начинался их хоккейный путь.

Подобных историй масса. Юниоры из Хабаровска, Приморья, Южно-Сахалинска и Ванино каждый год пачками уезжают в Омск, Санкт-Петербург, Москву и другие города. Неоднократно эти парни становились гостями на матчах «Амура» и при мне выражали симпатию главной команде Хабаровска, говоря как хотели бы однажды выйти на лёд в форме с тигром на груди. Вот только смысла «вариться» на Дальнем Востоке у них нет никакого. Последний хабаровчанин, который дорос до уровня КХЛ, не покидая Хабаровск — это защитник Артём Зуб. Он был в той самой «последней» перспективной команде МХЛ, что попала в плей-офф. В тяжелой борьбе пробивается в КХЛ местный Матвей Заседа. Только вот и Хабаровск он всё-таки покидал, выступая на протяжении нескольких лет в системе «Авангарда». Другие доросли, максимум, до ВХЛ.

Что будет дальше

Вполне логично сказать что-то привычно популистское: «Нужно развивать хоккей в регионе!». Выглядит просто, но за поверхностью словесной воды мгновенно возникают пробелы.

Первая — в том, что никто не знает, как удержать таланты на Дальнем Востоке, когда другие системы растут. Школы восточнее Урала проигрывают столичным системам подготовки и в финансировании, и в оснащённости, и в стратегиях развития. Тренерские таланты подобны растениям, пробивающимся сквозь асфальт проблем. А в это время школы Санкт-Петербурга и Москвы готовы легко насыпать любых привилегий ярким игрокам со всей страны. Подходя к конкурентному возрасту в 11-12 лет, игроки бегут туда, где получают развитие, их родители за переезд в нужный город получают приличное обеспечение в виде жилья и работы, тогда как клуб-воспитатель остаётся ни с чем.

Основа всего этого во второй проблеме — логистике. Если бы в нашем мире существовал детский аналог Континентальной Хоккейной Лиги (полноценного сезонного турнира всех со всеми), то вопрос стоял бы куда менее остро. Но будем честны, финансово такой турнир просто невозможен. Россия — слишком большая страна для этого. Не стоит забывать, что даже в МХЛ команды «Востока» и «Запада» не пересекаются до двух решающих раундов плей-офф, а «Тайфун», «Амурские Тигры» и «Сахалинские Акулы» играют абсолютно не по географическому принципу.

Чем сильнее и масштабнее будут развиваться западные школы, чем выше будет конкуренция в них, тем раньше хоккеистам и их семьям придётся покидать родные города и полностью менять окружающую среду. Возраст переезда сдвинется с 11-12 лет до 8-9 лет. Перед каждым игроком в совсем раннем детстве будет вставать вопрос — переехать и стать хоккеистом или остаться в неконкурентной среде без шансов на большой хоккей.

Простая идея и большое решение

Дальневосточному хоккею нужно что-то, что позволит юным игрокам не покидать привычную обстановку, развиваться в системе своих клубов и конкурировать с лучшими противниками. Примером вполне может стать американская система подготовки молодых игроков USNTDP, либо идея из столь часто упоминаемого мной 2015-го года, когда в МХЛ заявили сборную команду России U18. Всё — чтобы развивать конкретных игроков в более конкурентной среде.

Подобное масштабное решение стоит принять и в хабаровском хоккее. Собрать лучших игроков на Дальнем Востоке под крыло филиала школы «Амура» в Москве и заявить команды старших возрастов в Открытый Чемпионат Москвы, являющийся одним из сильнейших детских турниров российского хоккея. 

Основой для создания объединённой команды вполне может стать хабаровский «Амур» и его школа — безусловный флагман хоккея на Дальнем Востоке. Для начала клубу и школе нужно объединиться в идеях развития молодых игроков. Также к системе можно подключить яркие независимые школы Дальнего Востока, как например ванинский «Трансбункер» и сахалинскую «Арену Мастер». Далее — пролоббировать в Федерации Хоккея столь серьёзный проект. Начиная с 12 лет до выпускного года в 18 лет необходимо создать команды, которые будут базироваться и проводить полноценный сезон в Москве.

Для «Амура» такой проект позволит не только развивать юниоров в настоящей конкурентной среде, но и не осложнит «платёжку» — создание своего филиала в столичном регионе в нынешних условиях обойдутся бюджету, вероятно, в похожие суммы. Тогда как все сливки с развития юниоров в итоге всё равно собирают большие хоккейные системы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Готовиться к сезону и тренироваться в перерывах команды смогут на Дальнем Востоке. Условия для тренировок в регионе действительно качественные. Обеспечить же проживание игроков вдалеке от дома, их обучение и удобный график «хоккейных каникул» таких команд вполне реально.

Естественно, что не все игроки попадут в число «сборников». Для них вполне разумно устраивать тренировочную работу, оставить развивающие турниры и отборы в своих городах. Региональные турниры станут подпиткой для сильнейших команд и позволят желающим продолжать заниматься хоккеем.

Вывод

Идея, которая может поначалу казаться безумной и потребует большого умения договариваться с хоккейными чиновниками может сыграть ключевую роль в будущем дальневосточного хоккея. Вполне возможно, что тогда парни вроде Кирилла Слепца и Матвея Гридина смогут оставаться в форме с тигром на груди не только до 11-12 лет. Сам «Амур» на порядок повысит качество подготовки юных хоккеистов к молодёжному, а после и профессиональному хоккею. Впоследствии талантливых игроков можно будет обменивать на другие активы, тем самым возвращая вложенные в это силы и деньги.

***

Фото: ХК «Амур», ХК «Авангард»