6 недель назад она хотела прервать карьеру, а теперь – в 1/2 «Уимблдона». История разбитых надежд Донны Векич
Когда Донна Векич выиграла первый титул WTA, она стала самой молодой чемпионкой такого уровня за восемь сезонов. Это было 10 с лишним лет назад, и ей было 17. Она отреагировала на победу бурной радостью и юношеской непосредственностью.
Когда во вторник на «Уимблдоне» Донна Векич впервые пробилась в четверку сильнейших на «Большом шлеме», она стала пятой в списке теннисисток с наибольшим количеством «Шлемов», проведенных до первого полуфинала (43). Она отреагировала на победу как человек, уже не рассчитывавший оказаться в таком положении, – не радостью, не облегчением, а чем-то похожим на шок.
В интервью на корте 28-летняя хорватка держалась спокойно и профессионально, пока ее не спросили, что для нее значит этот успех после всех карьерных перипетий. Тогда она моментально заплакала и через паузу ответила только, что без людей в ее ложе ее бы тут не было, – тезис среди теннисистов очень расхожий, но Векич подала его так ультимативно, что за этим чувствовалось много боли.
На последовавшей пресс-конференции Векич снова поблагодарила членов своей команды за то, что они верили в нее, даже когда не верила она сама, а также призналась, что много раз за последние годы думала закончить с теннисом, включая самый свежий – шесть недель назад:
«Был четверг перед «Ролан Гаррос», у меня была запланирована тренировка. Я приехала на корты и сказала тренеру: я хочу сняться с турнира, хочу домой, хочу взять перерыв подольше. У меня не было ни энергии, ни мотивации тренироваться, толкать себя вперед, потому что последние пару месяцев я всю себя отдавала теннису, но не получала взамен результатов, на которые рассчитывала. Это был очень, очень тяжелый момент, но члены моей команды все в тот момент меня поддержали. В итоге поражение в Париже [в третьем круге на решающем тай-брейке от квалифаера Ольги Данилович] было очень болезненным, но она замотивировало меня продолжать работать – и вот теперь я в полуфинале. В теннисе – да и в жизни – все может измениться очень быстро».
При этом в целом путь Векич на этот уровень быстрым не назовешь.
В 10 лет выходила на главный корт «Ролан Гаррос», в 15 сыграла в первом финале WTA
Донна Векич родилась в 1996-м в хорватском Осиеке (также родной город Елены Докич) в спортивной семье: мама Бранкица (на фото) была бегуньей с барьерами, папа Игор – футбольным вратарем, дед Бранко занимался стрельбой из лука и позднее руководил детско-юношеской футбольной школой Осиека, а бабушка Лидия была учительницей физкультуры, воспитавшей лучшего бомбардира в истории футбольной сборной Хорватии Давора Шукера.
Первым спортом, которым занялась Донна, была гимнастика, но занятия закончились травмой. В шесть лет она попробовала теннис – и, по собственным словам, сразу влюбилась. В десять она побывала на «Ролан Гаррос», причем даже на главном корте турнира (не трибуне), в 13 начала играть в юниорском туре ITF (встречалась с Саккари, Крейчиковой, Путинцевой, взяла четыре средних титула, в мировом рейтинге подбиралась к топ-20). В 15 Донна выиграла юниорский чемпионат Хорватии, дебютировала во взрослой сборной и стала профессионалом.
К тому моменту Векич, играющая в агрессивный теннис, уже несколько лет базировалась в Лондоне. Она переехала туда благодаря сотрудничеству с менеджерским агентством Starwing и тренировалась под руководством Дэвида Фелгейта, бывшего тренера британского №1 Тима Хенмэна (одно время даже поговаривали о вероятной смене гражданства). Также ее консультировала 18-кратная чемпионка «Шлемов» Крис Эверт.
С Фелгейтом в 2012-м 15-летняя Донна дошла до финала на первом турнире WTA, в основу которого попала, а в 2014-м незадолго до 18-летия взяла первый титул, обыграв трех более рейтинговых соперниц, включая десятую ракетку мира Доминику Цибулкову. Потом Векич рассказывала, что первые успехи вскружили ей голову, – ей стало казаться, что дальше все будет так же быстро и просто.
Долго была девушкой Вавринки, работала с тренером Кербер и закончила карьеру Шараповой
Развить быстрый успех в WTA-туре у Векич не получилось. До конца года она рассталась с Фелгейтом и следующие два сезона провела в поисках стабильности на границе топ-100, всего трижды обыграв соперниц из топ-50 (второй титул взяла через три года после первого, а финале снова обыграла теннисистку топ-10 – впервые за те же три года).
В этот период Донна стала известна больше как подруга Стэна Вавринки – после того, как летом-2015 Ник Кириос сделал им аутинг, во время матча со швейцарцем в Канаде сказав ему: «Коккинакис спал с твоей девушкой». Они пробыли вместе до 2019-го.
С Вавринкой и его тренером Магнусом Норманом после победы на US Open-2016
К тому времени Донна, кажется, переехала в Монако и точно начала работать с Торбеном Бельцем – тренером, сделавшим Анжелик Кербер чемпионкой «Шлема» и первой ракеткой мира. Под его руководством она наконец обрела подобие стабильности: дебютировала в топ-20, за 2,5 года пять раз обыграла соперниц из десятки, сыграла в трех финалах WTA и первом четвертьфинале «Шлема», а также выиграла у Марии Шараповой последний матч ее карьеры на Australian Open-2020.
Бельц ушел из команды Векич вскоре после коронавирусной паузы, объяснив это разными взглядами на тренировочный процесс и турнирный календарь. Донну, на тот момент стоявшую в топ-25, снова заштормило: после возобновления турниров в августе она до конца года выиграла только три матча из девяти, а на стыке сезонов потерпела шесть поражений подряд.
После операции не верила в себя и хотела закончить, но случайно встретила нового супертренера
В начале 2021-го Векич в Швейцарии перенесла операцию на колене в клинике врача Роджера Федерера. На восстановление ушло пять месяцев (за это время запустила именной бренд ароматических свечей), и по возвращении быстро набрать форму опять не получилось, так что осенью-2021 на турнире в Индиан-Узллс Донна в первом круге проиграла квалифаеру, и у нее случился нервный срыв.
Подруги Векич Мария Саккари и Айла Томлянович тогда пришли ей на помощь, а через три недели Донна выиграла третий титул WTA (первый за четыре года), показав, что хоть ей хронически не хватает стабильности, с бывшим бойфрендом она делит качество, за которое Энди Роддик называл его Микроволновкой – «может разогреться очень быстро».
2022-й Векич снова омрачили травмы, зато он подарил ей знакомство с Пэм Шрайвер – экс-третьей ракеткой мира в одиночке, чемпионкой сотни турниров в паре и опытным телевизионным аналитиком. Шрайвер при встрече впроброс проанализировала Векич ее игру, так что хорватка впечатлилась и моментально предложила ей стать вторым тренером (после Николы Хорвата, путешествующим с Донной основную часть сезона).
На турнире, где Шрайвер и Векич встретились, Донна дошла до финала – по своему обыкновению, без особых предпосылок и впервые за год. Зато за неполные два года с тех пор в ее карьере наконец появилась последовательность: она взяла четвертый титул WTA, сыграла во втором четвертьфинале «Шлема» и еще в двух финалах WTA, в том числе на наделе перед «Уимблдоном». Про Шрайвер она говорит, что та ее «тренер, консультант, ментор – называйте как хотите», но ее влияние очевидно и без точного названия должности.
Донна Векич в четверг дебютирует в полуфинале «Большого шлема» после того, как выиграла девять из десяти последних матчей. Это произойдет где-то на 10 лет и неизвестно сколько разбитых надежд позже, чем она ожидала. Но тем важнее, что все-таки произойдет.
«Она мне ###### как нравится». Остапенко и рэпер Лил Уэйн – внезапная история фанатизма
Фото: Gettyimages.ru/How Foo Yeen, Mike Hewitt, Alberto E. Rodriguez; instagram.com/donnavekic/
Темные волосы и более зрелое лицо ей подходят.
Во времена Вавринки была каким-то клоном Возняцки)
Смотрел на фото и вспоминал статью теннисиста, который рассказывал, что надо быть в 20-40, чтобы нормально зарабатывать.
А тут девушка, совсем юная, летает на частном самолете, чуть постарше и один только браслет картье стоимостью, что хватит семье пожить годик…