8 мин.

Что за жесть у Рыбакиной с тренером? Он ее «преследовал», «промыл мозги» и «подчинил себе»

В отсутствие официальных деталей отстранения Стефано Вукова и комментариев от него или Елены Рыбакиной The Athletic продолжает собственное расследование.

Теперь издание поговорило с несколькими людьми, знакомыми с расследованием и/или близкими Рыбакиной, Вукову и ненадолго заменившему его Горану Иванишевичу, а также прочло трехстраничное письмо, которое глава WTA Порша Арчер отправила чемпионке «Уимблдона» и ее бывшему тренеру в качестве обоснования его годичной дисквалификации. Вот что оно узнало.

● Жалобы на поведение Вукова в отношении Рыбакиной начались еще до Australian Open-2023, когда тренер впервые привлек широкое внимание вызывающим поведением. Весной-2022 на турнире в Майами тренер теннисистки WTA, пожелавший сохранить инкогнито, заметил, как во время разминки у главного турнирного стадиона Вуков распекал Рыбакину за то, что она «не может понять простые указания», называл ее «не очень умной» и говорил, что ей «потребуется 50 раз, чтобы сделать [упражнение] правильно».

Тренер отмечает, что не хотел бы, чтобы кто-либо так разговаривал с ним или его дочерью. Он пошел в администрацию турнира, чтобы подать жалобу. Там ему дали имэйл тогдашнего CEO WTA Стива Саймона, и он в тот же день пожаловался ему. Через 15 минут Саймон ответил, что изучит вопрос, и спросил тренера, хочет ли тот получать дальнейшие уведомления. Тренер отказался.

● Тренер Донны Векич Пэм Шрайвер рассказывает, что после публикации ее истории о злоупотреблениях со стороны ее подросткового тренера нынешние игроки и тренеры стали рассказывать ей о собственных опыте и наблюдениях. По ее словам, имя Вукова упоминалось в этом контексте чаще других.

● The Athletic обратился за комментарием к трем теннисисткам, которых ранее тренировал Вуков: Ренате Сарасуа, Саше Викери и Ангелине Калининой. Сарасуа ответила, что по отношению к ней Вуков всегда вел себя корректно; две другие к моменту публикации на запросы не ответили.

● Минимум однажды во время тренировки на «Уимблдоне»-2024 Вуков «кричал и швырялся мячами».

● Накануне турнира в Цинциннати в середине августа 2024-го Рыбакину мучили проблемы со сном, так что ее окружение полагало, что с соревнований она снимется. Но незадолго до старта турнира Вуков сообщил им, что Елена сыграет.

Самого Вукова в Цинциннати не было, и Рыбакиной помогал хорватский специалист Ловро Зовко. По ходу турнира состояние теннисистки ухудшилось, так что во время матча второго круга (который Елена проиграла) Зовко неоднократно говорил ей счет и куда подавать.

● К приезду в Нью-Йорк на US Open Рыбакина не спала уже несколько дней, и окружающие беспокоились из-за ее внешнего вида и поведения. Параллельно мама теннисистки Екатерина написала Вукову мэйл, где просила его больше не доводить Елену до слез. В письме Арчер физические проблемы и многочисленные болезни Рыбакиной называются следствием «психологического абьюза» со стороны Вукова.

● Близкие Рыбакиной, озабоченные ее отношениями с Вуковым, в Нью-Йорке организовали интервенцию и убедили ее его уволить. Теннисистка сообщила о решении своим представителям и попросила их сделать все необходимое, чтобы не подпускать к ней Вукова, – аннулировать его номер в отеле и аккредитацию на турнир. 23 августа она объявила в инстаграме, что Вуков больше ее не тренирует.

Это был не первый раз, когда Рыбакина говорила команде, что Вуков в нее больше не входит, – все предыдущие разы он ее находил и убеждал взять себя обратно. В Нью-Йорке окружение теннисистки старалось избежать повторения этого сценария. Представитель WTA, контактировавший с Рыбакиной в тот период, сказал, что «она просто сидела одна в номере, что было очень печально, потому что обычно она не такая».

● Вуков прилетел в Нью-Йорк и дежурил в лобби отеля Рыбакиной, чтобы с ней поговорить, потому что она не отвечала на его сообщения и звонки (только последних было больше ста). Он ушел только после конфронтации с членом команды Рыбакиной, сказавшим ему, что теннисистка попросила разобраться с ним охрану отеля.

● К тому моменту команда Рыбакиной ожидала, что она снимется с US Open. Но ей понравилось, как она чувствовала себя в тот день на тренировке, так что она осталась в сетке и прошла первый круг, прежде чем три дня спустя все же сняться на фоне утомления и продолжавшейся бессонницы, сославшись на «травмы».

● Руководство WTA, узнавшее об инциденте в отеле Рыбакиной и посчитавшее поведение Вукова харассментом, по ходу US Open начало расследование и на его время отстранило Вукова, несмотря на то, что сама теннисистка на него никогда жалоб не подавала.

● Рыбакина и Вуков возобновили контакт через несколько недель после US Open, несмотря на то, что он был запрещен условиями предварительного отстранения. В отличие от жалоб на действия Вукова, которые Елена никогда не подавала, она неоднократно жаловалась WTA, что они не дают ей работать с тренером.

● Вуков был тренером Рыбакиной в декабре на выставочном турнире в Абу-Даби, на который не распространялся бан WTA, и прилетел в Мельбурн на Australian Open, где попытался получить тренерскую аккредитацию (вероятно, из расчета, что турнир «Большого шлема» проводится не WTA). Все выступление Рыбакиной на турнире, продлившееся до 1/8 финала, Вуков жил с ней в одном номере. WTA расценивает это как нарушение условий отстранения.

● Романтические отношения между Рыбакиной и Вуковым, ставшие очевидными после Australian Open, Рыбакина уже неоднократно полупублично подтверждала. Арчер в письме говорит Вукову, что он выстроил с Рыбакиной «нездоровые отношения».

● Когда Горан Иванишевич в межсезонье соглашался войти в команду Рыбакиной, речи о том, что он будет делить тренерскую роль с кем-то еще, не было. Но уже на их первом совместном турнире теннисистка была в регулярном контакте с Вуковым, и Иванишевич чувствовал себя изолированным.

Когда 1 января Рыбакина объявила о возвращении Вукова в команду, Иванишевича это застало врасплох, и во время перелета из Перта в Сидней 2 января у них состоялся разговор о дальнейшем сотрудничестве, который некоторые источники называют «эмоциональным». Рыбакина уговаривала Иванишевича остаться и не оставлять ее без тренера на турнир «Большого шлема». Публично на пресс-конференциях она продолжала защищать Вукова и выражать недовольство действиями WTA. По завершении выступления Рыбакиной на Australian Open Иванишевич сообщил ей, что команду покидает. Работать в таких условиях ему было сложно.

Комментатор Eurosport Барбара Шетт, ссылаясь на Иванишевича, говорит, что Вуков «промыл мозги» Рыбакиной и, используя их личные отношения, хочет вернуться в команду.

● Расследование WTA в отношении Вукова и отчет WTA были завершены еще до Australian Open, но ассоциация ждала окончания турнира, чтобы сообщить результаты. Через пять дней после окончания AO Рыбакина и Вуков получили письмо Арчер, в котором нарушения им кодекса WTA сформулированы как «злоупотребление полномочиями и абьюзивное поведение в отношении Игрока, включая попытки скомпрометировать психологическое, физическое и эмоциональное состояние Игрока; физическое и вербальное насилие над Игроком; использование отношений с Игроком в личных и/или деловых интересах за счет интересов Игрока».

«Вне зависимости от вашего текущего статуса, – пишет Арчер Вукову, – вы подчинили Игрока своим интересам, заставив ее поверить, что она достойна того обращения, которому вы ее подвергали, и не может претендовать на успех без вашего присутствия; в то время как на самом деле это ваш успех зависел от нее. <...> Нет сомнений, что вы влияли и продолжаете влиять на отношения Игрока к этому расследованию и его результатам».

Помимо запрета регистрироваться в программе тренеров WTA и жить в одних отелях и комнатах с игроками WTA Вукову предписано пройти семинары по профессиональному поведению тренера. 

Вуков, отрицающий все обвинения в абьюзе, мог подать апелляцию на отстранение до 21 февраля.

● Представитель WTA сообщил, что игрокам, фигурирующим в подобных расследованиях, доступны разные занятия, включая семинары по предотвращению абьюзивного поведения, и горячие линии.

● Вуков продолжает тренировать Рыбакину вне турниров WTA. На турниры вместо себя он отправил своего друга 52-летнего Давиде Сангинетти, бывшего игрока топ-50 и бывшего тренера Динары Сафиной. В соревновательные недели Рыбакина и Сангинетти находятся с Вуковым в регулярном контакте.

● The Tennis Podcast сообщил, что с Рыбакиной больше не работает агент Шаррон Элкабас (хотя на сайте агентства MN2S, которое он возглавляет, Рыбакина по-прежнему в числе клиентов. С другой стороны, там есть и Арина Соболенко, которая с начала года с Evolve). Два источника The Athletic считают, что Вуков на время отстранения может взять на себя обязанности агента.

● В начале недели об уходе из команды Рыбакиной сообщил ее многолетний фитнес-тренер Азуз Симчич.

Женский тур будет защищать игроков от тренеров. К этому привели рассказы о домогательствах и манипуляциях

Фото: instagram.com/lenarybakina; Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Quinn Rooney, Clive Brunskill