11 мин.

В биатлоне тренер домогается своих спортсменок. Но не все так просто

Уже несколько дней весь интернет обсуждает очередной скандал в российском биатлоне – молодая москвичка Анна Моисеева заявила о домогательствах со стороны тренера Сергея Тутмина. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» расставляет хронологию событий и разбирается в ситуации.

 

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С РЕЗЦОВОЙ

 

Как и к любому сексуальному конфликту, тем более с участием несовершеннолетних, нужно подходить крайне аккуратно. И все-таки в истории с Моисеевой много подводных камней. Так, первой о случившемся заявила не она сама, а трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова. Причем мимоходом – во время беседы с корреспондентом «Советского спорта» касательно прошлого сезона сборной России. Вдруг, совершенно неожиданно, Анфиса меняет тему беседы и посвящает журналиста в тему домогательств в юниорской команде:

«Наш биатлон – это неиссыхаемое болото! Что должно быть самым главным в любом виде спорта? Отбор по спортивному принципу. А у нас его нет. У нас возникла вопиющая ситуация. В Подмосковье тренируется 17-летняя девочка Анна Моисеева. Не так давно стало известно, что она подверглась домогательствам со стороны старшего тренера Центра спортивной подготовки Московской области Сергея Тутмина. Сначала она ничего про это не рассказывала, но потом не выдержала. Все руководство, вплоть до министра спорта Подмосковья в курсе сложившейся ситуации. И представьте, что тренер Тутмин уволен по собственному желанию. То есть сейчас он может спокойно всплыть в другом регионе и начать работать. Но его же нельзя допускать до детей…»

Если ситуация всем была давно известна, почему широкая общественность узнает о ней только сейчас?

Есть и другой интересный эпизод интервью Резцовой:

«Всем известно, что некоторое время назад я работала в Федерации биатлона Московской области. Потом вместо меня туда пришел руководить Алексей Нуждов. И сегодня я хочу его спросить: как он допускает то безобразие, что сейчас творится у нас, в Подмосковье! Ребята, у нас и правда ужас что творится. Надеюсь, с вами мы этот ужас исправим».

То есть она использовала «Советский спорт» и ситуацию с Моисеевой в качестве политической трибуны? По крайней мере так считает Нуждов, которого Резцова открыто обвиняет в произошедшем:

«Если Анфиса Анатольевна говорит, что Нуждов всех спровоцировал и всячески поощряет домогательства к детям – это неправда. Я, в отличие от тех, кто пытается свести все в сторону скандала, не пью, не курю и в пьяном виде не валяюсь во время награждений на детских соревнованиях. Я взял федерацию почти четыре года назад, по ее словам, раньше все было отлично? Резцова до меня восемь лет ее возглавляла и от нее сбежали даже родные дочери. У меня результаты, вот и говорить теперь прямым текстом: «Мне нужно отомстить Нуждову»., - приводит его слова «Чемпионат».

 

 

ОСОБЫЙ МАССАЖ

 

Помимо слов Резцовой главными уликами сейчас являются показания Моисеевой и ее матери. А также запись разговора с тренером.

По словам Анны, история началась с юношеских соревнований в Саранске. Тренер пригласил ее к себе и настаивал на массаже, намекая, что удачный исход вечера поможет попасть в юниорскую сборную России.

Анна утверждает, что Тутмин прямым текстом предлагал вам вступить в интимную связь. Но это не так. Вот несколько выдержек слов тренера:

Тутмин: «Иди снимай кроссовки».

Моисеева: «Зачем? … Нет, я, наверное, лучше пойду».

Тутмин (сквозь смех): «Да кто ж тебя отпустит-то?!».

Моисеева: «Сама выйду».

Тутмин: «Ну иди тогда. Я думал, что ты по-другому к этому отнесешься».

Моисеева: «Ну может через пару лет это будет по-другому. Но сейчас…».

Тутмин: «Ты уже это говорила».

Моисеева: «В данный момент, когда мне даже нет восемнадцати».

Тутмин: «Ну ты опять начинаешь это!».

Моисеева: «Ну а как это выглядит?!».

Тутмин: «Для кого?».

Моисеева: «Для меня!».

Тутмин: «Я-я тебе еще тогда сказал. Ладно, если ты не готова, не хочешь, открывай дверь и иди. Я не буду больше тебя уговаривать. Но я считаю, что для тебя это будет лучше. Потому, что все настолько зыбко. Одно слово, одно действие, одно высказывание – оно повлияет на все! С учетом того, что тебе это нужно: и спорт, и зарплата, и инвентарь, и все на свете, и мишень пристрелочная, и группа стартовая, и смазка, которую тебе кладут – не всем хватает. И структура, и выбор лыж, и все на свете. Если ты по спорту говоришь. А так... И опять же эти ставки по итогам года – их не так много. Их будут определять... И команда, и та же поездка – да все на свете может быть!».

Моисеева: «Вы поймите: я до третьего августа об этом не могу говорить, не думать, ничего (03 августа 2018 г. – день совершеннолетия)».

Тутмин: «Ань, ты уже, ну, не девочка».

Моисеева: «А какая вам разница, что вообще…».

Тутмин: «Большая разница. Одно дело, если бы ты … да там, ты говоришь: до третьего августа. А так, я считаю, тебе ничего не мешает».

Моисеева: «Я если передумаю – я обязательно к вам приду».

 

Важное уточнение по записи – согласно им главным препятствием для интимной близости Моисеева называла свой возраст. Согласно имеющимся данным, ее свобода не нарушалась, она могла спокойно покинуть помещение.

 

КАК НАКАЖУТ ТРЕНЕРА?

 

Отчасти его уже наказали. Он покинул все официально занимаемые должности. Тутмин являлся старшим тренером по биатлону Центра спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Московской области, тренером-преподавателем в Комплексной ДЮСШ по биатлону имени Елизарова Пушкинского муниципального района, а также числился тренером по биатлону в ДЮСШ городского округа Павловский Посад.

Он также покинул должность главного тренера сборной Московской области по биатлону. Формально Тутмин продолжает занимать пост первого вице-президента Федерации биатлона МО, но будет уволен в июле на отчетной-выборной конференции ФБМО. Раньше снять его не могут просто исходя из устава организации.

Министр физической культуры и спорта Московской области Роман Терюшков, взявший это дело под личный контроль, сообщил «НСН», что уволен не только сам Тутмин, но и возможные соучастники преступления:

«Директор спортивной школы «Истина» Андрей Кулагин был отстранен от занимаемой должности на время проведения проверки. Мы никому не позволим оказывать личное вмешательство в эту ситуацию».

Но также Терюшков напомнил, что основа любой системы юриспруденции – презумпция невиновности:

«В начале надо доказать факты, что это действительно произошло. Надо посмотреть, что из себя представляет эта 17-летняя девушка. Может быть, она провоцировала тренера? По международному опыту мы видим, насколько мир сейчас полон лживой информации. Поэтому и существует следственная служба, которая должна ориентироваться не только на закон, но еще элементы морали должны присутствовать. Ведь от этого зависит судьба людей, которые якобы пострадали или действительно пострадали. И только потом применять санкции».

 

 

ХЕРРАСМЕНТ В РОССИИ – НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

 

И здесь мы подходим к юридическим тонкостям российского судопроизводства, в котором самого понятия «домогательства» практически не существует. Херрасмент – случай сексуального домогательства, попыток соврашения на работе недавно произошел не то что в незаметной подмосковной спортивной школе – в ГосДуме!

Практически аналогичное дело (дело Леонида Слуцкого) рассматривал комитет по этике Государственной Думы – и ничего не решил. Комитет все же ошибся, этические нормы нарушены и нетерпимость к любым формам доминирования указана в уставе думы. Но призывы идти в суд практически бессмысленны. Признают это даже сторонники Моисеевой.

 «Из опыта общения с женщинами, прошедшими через сексуальные домогательства, могу сказать, что большинство будет на стороне обвиняемого. Как мне кажется, еще и поэтому только 10 процентов случаев изнасилования доходят до суда, а сексуальные домогательства вообще судом не рассматриваются. Внашей стране признаваться в том, что ты жертва сексуальных домогательств, чрезвычайно невыгодно и следом может быть потеря работы и урон репутации», - цитирует «Спорт-24» зампреда комитета по делам семьи, детей и женщин Госдумы России Оксану Пушкину.

 

Увы, но в законодательстве РФ вообще отсутствует четкое понятие домогательства и его определение. Согласно юридическим справочникам, домогательство – это заведомо неприятное или назойливое действие, совершаемое против воли лица, причиняющее ему явное неудобство или выраженное в оскорбительной, унизительной или иной недопустимой форме.

Отдельной статьи, карающей за совершение домогательства, в российском законодательстве не существует. Однако ряд действий, которые в иных правовых системах были бы явно расценены как домогательство, все же наказуемы и в нашем государстве. Более того, при установлении судом факта домогательства, законы РФ, как и законы других стран, позволяют подать исковое заявление и даже компенсировать моральный вред, причиненный противоправными действиями. Они проходят обычно по статье 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера». Вот выдержки из нее:

«Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Главными признаками данного деяния обязательно должны быть:

- Неприятие лицом, в отношении которого совершаются определенные действия, подобного поведения.

- Навязчивость противоправных действий, невозможность их пресечения разумными и общепринятыми способами коммуникации между людьми (разговором, просьбой, окриком, требованием).

- Оскорбительность, недопустимость подобного поведения для лица, в отношении которого они совершаются.

Согласно имеющимся данным, неприятие жертвой домогательств оных не доказаны и не доказуемы, как и невиданность и оскорбительный тон.

По сути, единственный момент, за который можно было «зацепится» это шантаж и угрозы, связанные с карьерой. Но и здесь все не доказуемо – напрямую конкретно о сексе речь в аудиозаписи не идет. А шантаж в российских реалиях воспринимается как угроза. Здесь угрозы нет, есть только поощрение за согласие, которое в рамках УК РФ не наказуемо.

Некоторые СМИ писали о действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Обращаемся вновь к УК РФ:

«Ч. 2 ст. 133. В качестве основного непосредственного объекта деяния, предусмотренного помимо половой свободы, может выступать половая неприкосновенность лица. Половая неприкосновенность рассматривается как объект преступления применительно к потерпевшим, не достигшим 16-летнего возраста».

Моисеевой 17. В рамках закона это называется «возраст согласия».

 

 

ОБОЮДНАЯ ВИНА ИЛИ ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

 

Истории сексуальных взаимоотношений, скандалов с этим связанных в спорте не мало. Совсем недавно только вся страна обсуждала откровения Ольги Корбут, обвинившей в изнасиловании своего тренера Ренальда Кныша. Признание прозвучало в эфире ТВ-программы «Пусть говорят» и на ней прозвучала отличная фраза спортивного комментатора Владимира Гомельского:

«Спорт – это как армия. А где армия – там дедовщина. Или бабовщина. Закрытые коллективы вообще тяжелые с психологической точки зрения. А уж женские коллективы, где главный мужчина, это вообще особая история».

Конечно, когда женщины неделями не видят других мужчин порой они и правда влюбляются в своих тренеров. Вспомнить хотя бы Евгения Трефилова – триумфатора Рио-16 то ли в шутку, то ли в серьез называют «мужчиной своей мечты» половина гандбольной сборной. Ведь они принес им главное достижение в жизни – «золотую» медаль. А уже потом, спустя время пройдет переоценка пройденного пути и роли в ней тренера, соответственно.

Интересно, что Анна, как и Ольга открылась миру не сразу. И не напрямую, а через посредников. По словам Моисеевой и ее матери, она рассказала сначала отцу. Тот – матери. И они не предпринимали ровно никаких действий, пока у Моисеевой не стали падать результаты. За падениями – вылет из команды и риск потерять любимое дело.

«Как-то при всех строго попросил к нему зайти. Я думала, что-то натворила. Зайдя к нему в комнату, услышала: «А почему ты в штанах? Ты должна была прийти в шортах. Иди, переодевайся». Я ответила, что буду одеваться так, как хочу я. В ответ он сказал, что я могу не приходить на собрание и вообще могу идти куда хочу. Я ушла и переоделась, как он требовал. Он подошел, погладил меня по ногам», — вот еще один интересный эпизод из интервью Анны.

Она продолжала общаться с тренером Тутминым и после перевода, причем добровольно выполняла его «поручения». На вопрос почему отвечает уверенно – не хотела терять место в команде.

А начались «плотные» взаимоотношения между Тутминым и Моисеевой и вовсе после косяка последней. Она нарушила с подругами спортивный режим – пошли с парнями гулять в бар. Тутмин заметил. И Анна сама попросила не рассказывать эту историю другим тренерам и не выгонять ее из команды. Тутмин на это сказал, что будет ждать благодарностей. Каких именно – не уточнял, но и Анна не выказывала недовольства.

Секс в спорте тоже является не той же частью жизни, что и у обывателя. Его влияние на выступление атлетов в ГДР, например, стало целой наукой. А В СССР массово использовался «детодопинг», когда матери рожали детей и шли выступать сразу после родов на фоне гормонального всплеска.

Тема сексуальных домогательств в последние годы шагает по миру очень широко. И это ужасно, общество должно максимально жестко пресекать подобные случаи. А в случаи правовой импотенции государства санкции должны быть со стороны работодателя. Так поступают, например, зарубежные компании, работающие в России.

Но есть и другая сторона медали, о которой не принято говорить. Это коррупция. Профессиональный спорт – это огромные деньги. Для провинциалки из Подмосковья шанс попасть в сборную лучший социальный лифт из возможных. И ради него люди порой готовы на все. Так что все далеко не так однозначно.

Проблема шире частного случая Моисеевой и Тутмина. Таких историй сотни, если не тысячи. В кулуарах ходят сотни историй, как запасные «по обоюдному согласию» вступали в близость с тренером, попадали на чемпионаты мира, Олимпиады. Выигрывали их. Но если потом они решили рассказать обо всем общественности, только ли тренер заслуживает наказания и какого рода

Поэтому, учитывая специфику спорта и высокую в нем конкуренцию, должна быть просто нулевая терпимость к любым случаям домогательства. Ведь здесь это не только жалость, психология, но и жадность. Желание получить все сразу, здесь и сейчас. И не важно какими способами.