4 мин.

О чести и нравственности на примере «Спартака»

Начну издалека.

Недавно (ну, как недавно) прочитал замечательную книжку примерно столетней давности под названием «Американское кредо» — полуюмористическое собрание фактов, в которые верит «средний американец», с серьезным предисловием, превышающим по объему собственно собрание фактов раза в четыре. И есть в этом серьезном предисловии одно замечательное противопоставление — между «людьми чести» и «людьми нравственности».

Массимо Каррера — как раз типичный «человек чести». Постоянно подчеркивал, что «мне платят за то, что я принимаю решения», не искал отговорок ни в судействе, ни в селекции, просто — действительно — «делал то, что обещал сделать, если вторая сторона тоже придерживается договора».

Проблема Карреры — в том, что мир «Спартака» и «около-Спартака» уже довольно давно населен в основном людьми нравственными. В чем между ними разница — описано в следующем фрагменте.

Вот именно так многие, особенно, конечно, ветераны «Спартака», и рассуждают. Все, что «не по-спартаковски», согласно их вдохновенной интуиции, — зло и должно быть наказано автоматически и со всей возможной суровостью. Начиная еще с Аленичева, сокрушавшегося о «где же забегание, с которым при Романцеве всех обыгрывали?», и заканчивая сегодняшним прекрасным заявлением Олега Ивановича Романцева о том, что чемпионство полуторагодичной давности — полностью заслуга того же Аленичева, а Каррера просто «не испортил». Ведь в «Спартаке» не по-спартаковски выигрывать нельзя, значит, неспартаковец просто не успел своим злым и греховным началом пропитать все, что успел построить праведный и нравственный спартаковец.

Человек чести Каррера для людей нравственности вокруг «Спартака» был злом изначально. Ну, вы же понимаете — «не то», и «играет как-то непонятно». А уж когда посмел выиграть чемпионат и Суперкубок, стал и вовсе неслыханным грешником. Его победа — неспартаковская и безнравственная.

Именно поэтому сейчас после его отставки руководство и SMM-службы усиленно делают вид, что никакого Карреры вообще никогда не было (совершенно не удивлюсь, если даже в музее его экспозицию уберут куда-нибудь в дальний угол), а спартаковские легенды — причем даже реальные легенды, вроде Гаврилова и Романцева — с высот своей спартаковской нравственности плюют ему в спину. А Каррера со своей неспартаковской честью отвечает — «Я принадлежу прошлому «Спартака» и считаю, что не должен мешать новому тренеру». Вы что-то подобное слышали хоть от одного экс-спартаковца?

Чуть ли не единственными людьми чести во всем спартаковском мире остались болельщики. Именно отсюда лозунг «Массимо — один из нас», баннеры, «А тутти аванти». Да, Каррера выиграл чемпионат скорее «формально», чем красиво, как «морально обязан» любой спартаковец. Но он выиграл его без красивых слов об «игре» или «духе», просто дав рекордный в XXI веке результат и для «Спартака», и для Премьер-лиги в целом. Спартаковские болельщики настолько истосковались по человеку, у которого в «Спартаке» просто слова бы не расходились с делом, что они уцепились за Карреру, как мальчик Лайнус из старого комикса про «Мелочь пузатую» — за «утешающее одеяло». Нет, конечно, среди болельщиков тоже есть люди «нравственного» типа, но давайте сейчас о них не будем.

Image result for linus blanket

У болельщиков, как говорил когда-то Андрей Петрович Старостин, сейчас «потеряно все, кроме чести». Но вот в клубе и вокруг клуба, к сожалению, потеряно все, кроме… нравственности. И здесь, возможно, кроется еще одна проблема, за которую люди нравственности вокруг «Спартака» тоже никогда не простят Массимо Карреру. Он ведь не просто чемпионат выиграл, не будучи плоть от плоти порождением спартаковского духа. Он показал, что даже в такой почти религиозной организации, как футбольный клуб «Спартак» (Москва) после ухода Романцева, можно добиться спортивного результата не благодаря ритуальным назначениям «своих» тренеров и не менее ритуальным словам о «духе», а просто благодаря тому, что каждый в клубе занимается своим делом. Ну, знаете, работает, а не устраивает 234712309-й сезон «Игры престолов». Появился новый эталон для сравнения, который сработал в новейшее время модерн-футбола, а не полтора десятка лет назад, когда в российском футболе не было ни Гинера, ни «Газпрома», ни Галицкого, а дело Босмана еще не окончательно убило европейские соревнования.

Ну а что нас ждет дальше? А чорт его знает. Долгосрочные планы развития в «Спартаке» меняются еще чаще, чем тренеры. Может быть, даже когда-нибудь снова сойдутся звезды, и красно-белые наконец-то выиграют еще и нравственно правильноечемпионство, с истинным спартаковцем во главе, стеночками и забеганиями. Нас ведь к этому еще со времен «Старкова — тупика для Спартака» и приучили: не просто выигрывать, а надеяться, что когда-нибудь снова выиграем так же, как выигрывали давным-давно