Названия футбольных клубов. Рождённый в годы войны
В День Победы рассказываем о самом известном и успешном из ныне существующих клубов, созданных во время Великой Отечественной Войны. Речь пойдёт о самарских «Крыльях Советов».
Краткое предисловие
Как многие знают, боевых действий на территории Самары (тогда город именовался Куйбышев в честь революционера и советского политического деятеля Валериана Куйбышева) не было. Но это нисколько не умаляет заслуг города, бывшего во время войны важнейшим промышленным центром. В Куйбышеве, к примеру, функционировали авиационные заводы, выпускавшие штурмовики Ил-2 и Ил-10.
АНТ-9, или как появилось название «Крылья Советов»
В 1920-30-х гг. советская авиапромышленность была занята созданием военных летающих машин. Гражданская авиация была этаким младшим братом, вынужденным «донашивать одежду за братом старшим».
Одним из редких исключений стал самолёт АНТ-9, создание которого началось в 1927 году. Концепция конструирования весьма большого пассажирского самолёта заинтересовала ВВС, поскольку подобная машина могла при необходимости использоваться в качестве военной. Решение поставленной задачи нашёл великий конструктор Андрей Туполев. В мае 1929-го АНТ-9 впервые поднялся в воздух, а 10 июля того же отправился в месячное путешествие по Европе. Именно тогда на борту самолёта появилась надпись, ставшая знаменитой, - Крылья Советов. Благодаря этой надписи АНТ-9 (ПС-9) обрёл новое имя.
Тот самый самолёт ПС-9 "Крылья Советов"
ДСО «Крылья Советов»
В мае 1936-го года после постановления Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов были образованы самостоятельные общества, которые стали именоваться ДСО – Добровольные спортивные общества. Профсоюз рабочих авиапромышленности выбрал для своего ДСО название «Крылья Советов». Разумеется, это была отсылка к самолёту АНТ-9, несколько лет назад показавшему всей Европе достижения советской авиации.
Тогда самыми известными были, конечно, московские «Крылышки» - команда авиамоторного завода имени Фрунзе.
Историческое письмо
В конце марта 1942-го года председатель Центрального комитета профсоюза работников авиационной промышленности написал письмо, адресованное наркому авиапромышленности СССР Алексею Шахурину. В этом письме председатель ЦК просил командировать в Москву бывших футболистов. 12-го апреля пришёл ответ с резолюцией заместителя наркома Петра Дементьева, где было сказано следующее: "Было бы неплохо организовать сильную футбольную команду в Куйбышеве и Молотове (сейчас Пермь), а вызывать в Москву лучших нецелесообразно".
Заместитель Наркома авиапромышленности П. В. Демьянов
Так и появился куйбышевский клуб «Крылья Советов», состав которого комплектовался из игроков, работавших на эвакуированных заводах. Были в команде и москвичи, и минчане, и харьковчане, и воронежцы, и дончане. Первую игру «Крылышки» провели с местной командой «Локомотив» 3-го мая 1942 года и уступили 3:5. Ещё до окончания войны «Крылья» впервые приняли участие в Кубке СССР – соперником опять стал «Локомотив», на этот раз московский. Железнодорожники выиграли 5:1. А уже меньше, чем через месяц после капитуляции Германии, куйбышевский клуб стартовал в первенстве СССР – 1:1 в матче с горьковским (нижегородским) «Торпедо».
Вот так началась история одного из самых известных нестоличных клубов СССР и России.
С Днём Победы!
Нас ждёт ещё столько крутых, скучных, неожиданных, привычных и смешных названий. Подписывайтесь, друзья!
Названия футбольных клубов Польши. Часть 1. Реки, леса, озёра
Названия футбольных клубов Румынии. Часть 1. Этнические особенности
Жаль, что нынешнее правительство и руководство не ценит историю, обо...ли историю клуба когда то народной команды. И чтоб не говорили про Советскую власть, все таки там сидели умы, а не алчные люди