В Голливуде сняли фильм об автоспорте: великолепная игра Кристиана Бэйла, зрелищные гонки в Ле-Мане и нелепые штампы
Но зрителям понравится.
Звезды первой категории и великая история сошлись в «Ford против Ferrari» – картине с потрясающе отыгранным главным героем, красивыми машинами, ревом моторов – и, кажется, больше ничем. Да, еще здесь есть преодоление. Очень много преодоления, которое и является отличительным знаком любой типичной спортивной драмы. Может ли кино о метрах и секундах быть другим – многослойным, глубоким, человеческим и, самое главное, настоящим? Без сомнений. Но до тех пор, пока зрителю хватает пестрой картинки, экшна и напряженных лиц с каплями пота на лице, простой рецепт будет востребован.
«Ford против Ferrari» – кино о том, как 1960-х компания «Форд» решила по-крупному зайти в гонки, бросив вызов непобедимой «Феррари» на культовых «24 часах Ле-Мана». Преодолевая отставание в опыте создания гоночных болидов, внутренние интриги компании и превратности судьбы, главные герои Кен Майлз (Кристиан Бэйл) и Кэрролл Шелби (Мэтт Дэймон) начинают свой путь. Майлз – пилот с фантастической скоростью, непростым характером и невероятным чувством машины, Шелби – бывший гонщик, переквалифицировавшийся в конструктора, создающего гоночные болиды. А дальше – угадайте с трех раз, сможет ли «Форд» достичь своей цели.
Зрителям зашел «Ford против Ferrari»
Затасканность или примитивность сюжета сама по себе не может поместить картину в категорию однозначно провальных. Никому не придет в голову придираться к фильмам Marvel за то, что герои не задаются вопросами уровня Достоевского. Сценарии таких лент также не поражают воображение своей многогранностью и глубиной. Однако люди ходят на «Мстителей» не за этим. Экшн, непревзойденный уровень графики, мастерски вплетенные отсылки, объединяющие множество фильмов и персонажей в единую сеть, комиксы и игры, расширяющие вселенную – вы все это знаете.
Похожее случилось и с «Ford против Ferrari», и в успехе ленты легко убедиться, посмотрев рейтинги и отзывы. Отчасти поэтому большая часть статьи будет посвящена недостаткам фильма – положительные рецензии можно легко найти на множестве других сайтов. Проблема в том, что «Ford против Ferrari» – не Marvel. Фишки, перечисленные выше, в супергеройских фильмах всегда будут круче. Картины же, где главное – личности, должны брать другим, но в «Ford против Ferrari» мы этого не наблюдаем.
Что же до положительных моментов, то машинки выглядят на «десятку», музыка двигателей сладко льется в уши, впечатляющая операторская работа со сражениями колесо в колесо, крэшами, живописными пейзажами и теми самыми каплями пота не дает заскучать. На высоте и атмосфера, окунаться в которую легко и приятно. Стильные тачки 60-х, техника и шлемы того времени, аутентичные костюмы и колоритные шляпы – словом, все как надо.
В плюсах и актерская игра Кристиана Бэйла – это твердая заявка как минимум на номинацию на «Оскар». Создается впечатление, что его игрой можно было бы наслаждаться даже с выключенным звуком – мимика и язык тела Бэйла притягивают, все исполнено на высшем уровне. После роли во «Власти» способность актера к перевоплощению и полному погружению в персонажа поражает, и дело далеко не только в 30 сброшенных килограммах. На его фоне Мэтт Дэймон показал качественную и годную работу, но аплодировать стоя ему не хотелось.
Пустота за красивой картинкой
Может показаться удивительным, как при хронометраже в два с половиной часа сценарий получился настолько несбалансированным. Героев в картине много, они копошатся и пытаются что-то сделать, но все это приводит лишь к тому, что подавляющее большинство из них раскрыты плохо или никак, а намечающиеся арки провисают. Но причина проста – создатели вместили в фильм и много гонок, и красивые физиономии Бэйла с Дэймоном, и интриги внутри «Форда», и семейные отношения, и бог знает что еще. Результат немного предсказуем: за редким исключением персонажи вышли плоскими. Сами Генри Форд II и Энцо Феррари – второстепенные, но двигающие сюжет герои – получились довольно харизматичными, однако с топорным содержанием. Весь их вид говорил лишь одно: «Я большой босс, который ходит с выпяченной вперед грудью и хочет надрать своим конкурентам задницу».
Отсутствие выверенного сюжета могло бы компенсироваться меткими диалогами, но, увы, этого не случилось. Фразы, произносимые героями, в большинстве своем банальные или пафосные, а некоторые из них можно было бы с чистой совестью вырезать, никак не повлияв на ход картины. Для меня олицетворением фильма стала одна из сцен с драматическим потенциалом, превратившаяся в комедийную. Неплохая сама по себе, она отражает суть ленты: недостаточно глубокий внутренний мир для драмы, слишком мало хороших шуток для комедии.
Однако, без сомнения, главным минусом «Ford против Ferrari» для меня стала невозможность поверить в происходящее. На мой взгляд, вдохнуть жизнь в картину так и не удалось. Я не верил даже довольно симпатичной семье Майлза: жена подавала надежды в дебюте, но героя раскрыть так и не получилось, а на вечно вылупленные глаза сынишки смотреть быстро расхотелось (не знаю, чья это вина – актера или режиссера). Антигерой получился хилым, карикатурным и ни в коей мере не уравновешивающим дуэт Майлз-Шелби – как по актерской игре, так и по сценарию. А прямые соперники гонщика на трассе и вовсе ничего не делали в фильме, кроме грозных взоров из-под шлема. Оттого и в свершения Майлза верилось с трудом – герою непросто проявить себя в окружении картонок даже при самой распрекрасной игре.
И изюминка – борьба на трассе. Безусловно, в художественном фильме должны быть условности, но от пафосных переглядываний при борьбе колесо в колесо скорее хотелось смеяться, чем проникнуться напряжением. В поворотах гонщики чуть ли не обменивались диалогами в духе: «Сейчас я покажу тебе кузькину мать» – «Ха-ха, только попробуй». На прямых же происходило что-то странное – пилоты могли идти вровень, а затем камера показывала, как на середине пути один из соперников нажимал на педаль газа, с ухмылкой вырываясь вперед. Получались какие-то странные поддавки – огромную прямую до этого герой шел не «газ в пол»? Впрочем, вряд ли многие из нас в 60-е смотрели гонки – возможно, именно так все и было. Умопомрачительная скорость сокращения отрывов на этом фоне кажется мелочью. Но всяким условностям есть предел. Когда снимут фильм о противостоянии Месси и Роналду, туда не включат сцену, где аргентинец встает в ворота после удаления голкипера, а Криш выходит один на один и толкает 30-секундную речь о своей красоте, прежде чем запустить мяч в девятку ворот Лео. Хотя… Я бы на это посмотрел.
Есть ли альтернатива типичному спортивному кино?
Даже не изучив все фильмы на свете, можно ответить на этот вопрос утвердительно. Клише жанра вполне можно избежать, не пересказывая в сотый раз однотипную байку о том, как спортсмен красиво потел, преодолевал и, наконец, добивался своей цели. Спорт – такая же часть культуры и истории мира, как искусство, наука или религия, и необходимости в следовании надоевшим канонам рассказа о преодолении в спорте нет. Создателям «Человека, который изменил все» не нужно было половину фильма показывать хоум-раны, а режиссеру «Тони против всех» – тройные аксели, чтобы снять кино, лишенное всех недостатков «Ford против Ferrari». Спорт – это жизнь, и его история может обладать той же глубиной и смыслом, что и рассказы о любой другой сфере человеческого существования.
Отсутствие клише не означает, что две упомянутые картины (уверен, есть и множество других) сняты с меньшей любовью и уважением к спорту. Несмотря на необходимые художественные изменения, создателям даже не пришлось радикальным образом перекраивать реальные события. Да, «Ford против Ferrari» завоевал симпатии аудитории, однако потенциал истории можно было раскрыть куда интересней, тем более с такими глыбами в актерском составе. Кто знает, возможно, исходные ингредиенты позволяли фильму замахнуться на культовый статус. Небольшое смещение баланса с гонок на личности не сделало бы кино хуже, однако смогло бы оживить персонажей и превратить рассказ в по-настоящему увлекательный. Реальные обгоны в нарезках на Youtube все равно будут сильнее трогать сердца людей, чем аттракцион на трассе в кино.
Великая история без яркого фантика может жить веками, а красивая обложка без содержания обречена на однодневный успех. Просто дайте спорту и его героям рассказывать свои истории.
Фото: foxmovies.com
https://www.youtube.com/watch?v=330Butxx2qY
Просто решил хайпануть на хорошем фильме и написал статью с критикой?
Тоже мне герой мамкиных комиксов.
Монтажная работа - вышка, да и от сюжета холодило сердце. Не знаю, что еше надо, но это точно топ👍🏻