17 мин.

Эра Хэмилтона в «Мерседесе»: 12 лет рекордов, культовые битвы с Ферстаппеном и боль перед уходом в «Феррари»

Эмоции эпохи.

Величие – да.

Самые затертое слово в спорте максимально применимо. Если это не конец эпохи, что тогда конец эпохи?

Про Льюиса Хэмилтона в «Мерседесе» писать легко: сколько бы пафосных слов ты ни вставил, лишними они не будут. Феноменальный период удивляет не только рекордами по всем возможным статьям, но и тем фактом, что эти великие показатели могли получиться еще более невероятными. В 2016-м и 2021-м Льюису не хватило до чемпионства каких-то крох.

В обоих случаях «Мерседес» завоевал Кубок конструкторов, так что Хэмилтон внес свой вклад в восемь командных титулов. Просто поразительная цифра: лишь у трех коллективов «Формулы-1» больше Кубков конструкторов за всю историю, у недавних доминаторов из «Ред Булл» всего шесть.

Легендарное, культовое, уникальное, эпичное, фантастическое – да! Все это про сотрудничество Хэмилтона и «Мерседеса».

За эти 12 лет успели начать и завершить карьеру в «Ф-1» многолетний напарник Льюиса Валттери Боттас, Кевин Магнуссен, три из четырех российских пилотов – Даниил Квят, Сергей Сироткин и Никита Мазепин – и множество менее знаковых персонажей вроде Джолиона Палмера, Стоффеля Вандорна или Антонио Джовинацци. А Фернандо Алонсо выступал за четыре разные команды и испытал все – от побед в гонках за «Феррари» до абсолютной беспомощности с «Маклареном». Кроме того, испанец покинул серию, выиграл два «Ле-Мана», стал чемпионом мира по гонкам на выносливость, погонялся на «Инди-500» и «Дакаре» и вернулся в «Ф-1».

Все это время Льюис был в «Мерседесе». Вот что такое конец эпохи.

Но титулы, кубки, статистические выкладки – «это все для «Википедии», которую никто не читает», как сказал бы многолетний босс Хэмилтона в «Мерседесе» Тото Вольфф. И он прав. Настоящей тканью нашего существования, без которой любые конструкции вроде спортивных побед были бы бессмысленны, являются эмоции.

«Мы мечтали в одиночестве, но вместе мы верили. Спасибо за всю эту смелость, целеустремленность, страсть, за то, что приняли меня и поддерживали меня. То, что началось как прыжок веры, стало путешествием в учебники истории. Люблю вас, правда», – произнес Хэмилтон в своем последнем радиосообщении в статусе пилота «Мерседеса».

Как всегда пафосно, но ведь страсть, драма, вера, любовь – истинное наследие Льюиса для миллионов тех, кто болел за и против него в «Мерседесе». Это история о мечте, которая сбылась.

Такой громадный пласт невозможно осмыслить в одном тексте или даже упомянуть все примечательные события, но можно хотя бы прочувствовать заново часть эмоций, которые он породил.

Шедевр Хэмилтона – в ролях вся «Ф-1»

Лишь в 2022 году Хэмилтон был рядовым пилотом – насколько может быть рядовым семикратный чемпион. В последние два сезона Льюис являлся пусть не первой звездой, но ярчайшим актером второго плана.

А до 2021-го включительно «Ф-1» целиком вращалась вокруг суперзвезды – к восторгу миллионов его фанатов и раздражению еще большего количества людей. Любой болельщик любого пилота так или иначе задавался вопросом: «Что там у Хэмилтона?» От этого зависело счастье, отчаяние, злорадство или боль.

«Определили эпоху» – еще один штамп, но как еще описать то, что творили Льюис и компания? Клише натурально придумали ради такой ситуации.

Конечно, это и мастерство пилота, и мощь «Мерседеса» – мотора, болида, стратегов – но и беда той «Ф-1». Фанаты гонок, даже симпатизирующие Льюису, в десяти случаях из десяти выберут пелотон-2024, плотный и конкурентный. Однако таковы факты: сила одного гонщика и его великой команды диктовала ход гонок, а их редкие ошибки и просчеты позволяли блеснуть другим. Когда новостью становится твое поражение, а не победа, это говорит о многом.

Льюис и «Мерседес» сняли бесконечное кино, которое можно прокручивать и прокручивать, натыкаясь на все новые культовые сцены, навсегда оставшиеся в истории гонок. Это эпическое полотно Хэмилтона, в создании которого поучаствовал, сам того не желая, весь паддок «Ф-1».

Отмотаем на три года назад: вот еще не чемпион Макс Ферстаппен отлетает в барьеры в Сильверстоуне после контакта с Хэмилтоном. Такие знаковые моменты в сезоне-2021 происходили пачками – можно и нужно снять про них отдельный фильм.

Крутим дальше: вот Хэмилтон слег с ковидом в конце страшного по своей мощи сезона-2020 – значит, наконец-то будет гонка с интригой (о, да).

И победы, победы, победы.

Вот Хэмилтон максимально стильно оформляет тот самый титул – шестой в «Мерседесе» и седьмой в карьере – под стамбульским дождем. Оцените из 2024-го: Ланс Стролл доминирует в квалификации и первой половине гонки, Ферстаппен крутит пончики в безуспешной попытке обогнать Серхио Переса, и это просто декорации для повторения рекорда Шумахера.

Снова триумфы.

Еще дальше: Ландо Норрис (сейчас не верится, но тогда его еще все любили) вырывает свой первый подиум в Австрии-2020 феноменальным кругом – у Хэмилтона.

Крутим: тот самый прорыв Квята на третье место в немецкой гонке 2019 года – на фоне уникального провала Хэмилтона и всего «Мерседеса».

Бесконечные победы Хэмилтона.

Дальше: обладатель поула Себастьян Феттель катит задом наперед на разбитом болиде, мимо проезжает весь пелотон, во главе которого стартовавший пятым Льюис – к ярости тех, кто болел за интригу в чемпионате. Себ должен был покинуть Сингапур-2017 лидером, а уезжает с огромным отставанием, которое так и не отыграет.

Кубки, трофеи, призы Хэмилтона.

Знаменитая победа Ферстаппена в первой же гонке за «Ред Булл» – после мегааварии Хэмилтона и Нико Росберга. Отдельный фильм нужен про сезон-2016, определенно.

Хэмилтон, Хэмилтон, Хэмилтон.

Продолжать можно долго, есть масса исторических эпизодов, которыми полнится вселенная Хэмилтона в «Мерседесе» и которые мгновенно вспыхивают в голове у каждого болельщика.

Но обо всем по порядку.

Прыжок веры

Первый взрыв эмоций случился еще в 2012-м, его вызвала сама новость о трансфере из «Макларена».

Сейчас Хэмилтон рассказывает об этом так, словно ситуация развивалась как в меме «Никто, абсолютно никто»: переход казался смелой, но глупой выходкой, которую не понял весь мир.

В целом так и происходило, скептицизм по поводу трансфера был колоссальным. Сомнения в переходе последнего чемпиона «Макларена» из коллектива со статусом и историей в сырой проект, команду, за которую Шумахер завоевал один подиум за три года, были так велики, что сына отговаривал даже Энтони Хэмилтон.

Решение оправдалось сразу: в 2013-м Льюис заехал в призы уже во второй гонке, одержал одну победу и вместе с новым напарником Нико Росбергом оказался далеко впереди пилотов из Уокинга по итогам сезона.

Ну а потом…

Битва бывших друзей

С началом нового цикла 2014-м «Мерседес» выкатил такую ракету, что следующие три года конкуренты исполняли роль массовки. Нет, конечно, случались и всплески вроде уроков итальянского от Феттеля после дебютных успехов в красном (требуем того же от Льюиса в 2025-м) или упомянутой первой победы Ферстаппена, но груз интриги полностью лег на Росберга.

И друг детства Хэмилтона справился великолепно – сейчас, насмотревшись на беззубых Боттаса и Переса в космовозах, это стало еще очевиднее. Два титула, разыгранные в последних гонках, совсем не позорная кампания-2015, особенно ее завершение тремя победами подряд – прелюдия к главной битве, а также, разумеется, эпичный сезон-2016, когда Нико невероятными усилиями вырвал чемпионство и ушел из «Ф-1» непобежденным. Не Айртон Сенна и Ален Прост, но достойно.

История Хэмилтона и Росберга предельно архетипична – буквально «они были лучшими друзьями... пока не перестали ими быть» (низкий закадровый голос на фоне атмосферной музыки и детских фото из картинга, затем обнимашек после первого совместного подиума в «Ф-1» на Гран-при Австралии-2008 – и летящих друг в друга кепок несколькими годами спустя).

«Мы не друзья», – еще одна фраза Хэмилтона для истории, Монако-2014.

Вообще-то Льюис и Нико не раз доходили до контакта (а еще выдали кучу чистых сражений), но, разумеется, кульминацией стал двойной сход на первом круге Гран-при Испании-2016. Вот этот момент как раз сравним с крэшами Сенна и Проста по уровню легендарности, учитывая контекст, итог чемпионата, а также победу в рекордно юном возрасте не случайного персонажа, а будущего многократного чемпиона.

Концентрированным выплеском эмоций в том сезоне стал вобравший в себя все отчаяние мира возглас Хэмилтона. Кто еще может попасть в официальный топ радиопереговоров от «Ф-1» с банальным «О, нет, нет!»? Тем не менее любой фанат, смотревший ту гонку, узнает аудио за доли секунды – Гран-при Малайзии-2016, сгоревший в ключевой момент мотор на машине лидировавшего британца.

Мед для ушей болельщиков Нико, да и, чего уж там, нейтральных, кого утомили победы главной звезды.

Хэмилтон против Феттеля – противостояние, которое так и не дошло до драматичной развязки

На смену одному немцу пришел другой – Себастьян Феттель, завоевавший четыре титула с «Ред Булл» и перешедший за пятым в «Феррари».

Новый пилот «Мерседеса» Валттери Боттас временами кусал Хэмилтона в квалификациях, выцеплял победы и стабильно зарабатывал подиумы, но глобально раздражителем не стал.

К счастью для «Ф-1», «Феррари» подтянулась, и уровень самовозности «Мерседеса» кардинально снизился после 2014-2016 годов.

Структура чемпионатов-2017 и 2018 схожая: лидерство «Феррари» и Феттеля, затем плотная борьба с обменом ударами, решающий Гран-при, который должен упрочить позиции Себа, но оборачивающийся катастрофой, и визуально легкий докат Хэмилтона до титула – словно никаких конкурентов и не было.

В первом случае переломным стал завал в Сингапуре – скорее гоночная ситуация, во втором – печально известный сход Себастьяна на родном «Хоккенхаймринге» уже по своей вине. Болельщики так и не получили развязку, которую те сезоны заслуживали.

Если с Росбергом Льюис прошел все стадии последовательно – лучшие друзья, враги, снова приятели после «Ф-1» (экс-напарник и сосед по Монако каждое Рождество задаривает детей Нико), то с Себом противоположные эмоции существовали параллельно – естественный для такой ситуации яд сдабривался взаимным уважением.

Настоящей вражды между легендами не вышло, хотя пара спектаклей Феттеля получились отличными: смещение и удар по болиду Хэмилтона на безумном Гран-при Азербайджана-2017 и лучшая арт-акция 2019 года в Канаде, когда Себ затмил победу соперника, переставив таблички с номерами 1 и 2 после финиша в знак протеста против штрафа.

Пик могущества

В одиночестве Льюис остался в 2019-2020 годах: «Феррари» уже не могла соперничать, «Ред Булл» еще не мог, Боттас перешел с версии 2.0 на 3.0 – хватило на кратковременное лидирование в начале сезонов.

Хэмилтон и его машина забрали бы все главные «Оскары», но награды за второй план на все сто отработали будущие звезды – Ферстаппен, бодро перешедший в «Феррари» Шарль Леклер, Норрис и Сайнс с подиумами за «Макларен».

А главный герой, когда на его корону всерьез не претендовали, мог и пожаловать комплименты следующему поколению: жест Шарлю из кокпита и теплые слова после того, как мотор лишил монегаска победы во второй же гонке за Скудерию, «какой же классный гонщик Ландо» в адрес соотечественника...

Гран-при Турции-2020 и седьмой титул – пиковый Хэмилтон в пиковом «Мерседесе», вершина, к которой парень из Стивениджа шел всю жизнь. Непривычные слезы по радио – и типичный трогательный пафос:

«Всем детям, которые мечтают о невозможном: ты тоже способен на это, чувак!»

Путь с вершины ведет в одном направлении. Последовал пропуск великолепного Гран-при Сахира из-за ковида, а затем доминирование Ферстаппена в Абу-Даби – пролог лучшего сезона в современной истории «Ф-1».

Хэмилтон против Ферстаппена – новая классика

Если футбольный болельщик не видел сезон-2021 «Ф-1», объяснить очень просто: представьте финал чемпионата мира, где есть все – красивейшие голы, умнейшие передачи, сейвы, спорные судейские решения в добавленное время, красные карточки, потасовки на поле и серия пенальти. Словом, как Франция – Аргентина в 2022-м, только лучше.

До 2021-го два антагониста существовали в противофазе: Ферстаппен блистал, когда Хэмилтон самоустранялся, а в остальном отмечался то сражениями, то столкновениями с Леклером, Феттелем, Райкконеном или Риккардо.

До конца осознать и поместить в исторический контекст сезон-2021 невозможно, пока Макс все еще в «Ред Булл» и в расцвете сил. Но ясно одно: чемпионат был наполнен таким количеством взаимной неприязни, токсичности и откровенной грязи, что был обречен на восторженный прием болельщиками «Ф-1».

Сезон полностью состоял из чистого драйва от кинематографичных сцен, которые следовали одна за другой: Хэмилтон и «Мерседес» перехитрили соперников в первой гонке, Ферстаппен растолкал путь к победе во второй, исторический успех Макса в Монако, сделавший «Ред Булл» лидером после огромного перерыва, полеты RB16B в барьеры в Сильверстоуне после удара от Льюиса, в стену из-за лопнувшей покрышки в Баку и на голову семикратному в Монце, боулинг от Боттаса в Венгрии, доминирующие победы претендентов и стремительное возвращение чемпионов.

Завершиться сезон мог только так – безумно и скандально, спорными действиями Льюиса на старте и судейской ошибкой в конце. Восьмой титул был почти в руках, но Льюис в соавторстве с Максом вписал год в историю иначе – самой бескомпромиссной и захватывающей битвой эпохи.

Он все же человек

Строго говоря, еще в 2021 году стало очевидно: каким бы безупречным ни казался гонщик, на него можно оказать давление и заставить ошибаться. Рано или поздно подобное происходит со всеми доминаторами.

2022-й стал настоящим годом страданий для Льюиса и всей команды. Звездный пилот экспериментировал, жаловался и впервые за всю карьеру не выиграл ни одной гонки, новый напарник Джордж Расселл опередил его по очкам.

В 2023-м тоже без побед, но чемпионат сложился куда позитивнее – Хэмилтон стал лучшим из простых смертных (за пределами «Ред Булл», который находился в своей лиге) как в турнирной таблице, так и «по игре».

Сезон-2024 – скомканный и печальный. Еще перед первым этапом было объявлено о предстоящем переходе в «Феррари», «Мерседес» хоть и побеждал, но оказался худшим из большой четверки, Хэмилтон явно мыслями был уже в Маранелло, провалил квалификации катастрофическим образом и иногда выдавал гениальные гонки.

Последний уик-энд в Абу-Даби вышел показательным: ужасная квалификация (пусть на этот раз не по своей вине) и чемпионская гонка с прорывом на четвертое место из хвоста. На последнем круге за «Мерседес» Льюис обогнал Джорджа, благодаря чему опередил его по общему количеству очков в ранге напарников. Символично.

В этот период отчетливо проявились и слабые места британца – или, если угодно, обратная сторона гения. После регулярных побед Льюису совсем не хватало мотивации при борьбе за позиции ниже подиумных, звучали и предложения оформить сход и поберечь болид. Но стоило на горизонте замаячить победе, Хэмилтон преображался.

Кто еще сделал эру Хэмилтона-«Мерседеса» культовой

Неизменный голос в ухе Хэмилтона так ассоциируется с образом Льюиса, что многие фанаты наверняка будут тосковать по нему больше, чем по «Мерседесу» в целом. А ведь гоночный инженер Питер Боннингтон работал с Шумахером.

Боно – возможно, самый легендарный человек в паддоке «Ф-1» прямо сейчас из тех, кто не является пилотами, руководителями команд или Эдрианом Ньюи. Инженер феноменально дополнял и направлял гонщика, а уровень самообладания и спокойствия Боно в критические и по-спортивному трагические моменты ошеломлял – просто послушайте радиопереговоры на драматических последних кругах Гран-при Абу-Даби-2021.

Как-то неправильно, что в следующем году Хэмилтона не будут сопровождать фирменные «hammertime» и «get in there Lewis».

Босс Тото Вольфф стал для пилота почти отцовской фигурой, защищал и восхвалял его в прессе самоотверженно, временами до комичности. Иронично, что после новости об уходе Хэмилтона в «Феррари» в риторике Вольффа стали проскакивать странные нотки вроде слов о «сроке годности», и весь последний год менеджер открыто флиртовал с Ферстаппеном. Что ж, такая у Тото работа.

И все же союз с Льюисом был уникальным. При уходящем британце лидером уже в 2024-м фактически стал его соотечественник Расселл, протеже Вольффа и воспитанник программы «Мерседеса», но с ним такой химии не чувствуется. Более того, учитывая, как босс реагировал на недавнюю перебранку своей звезды с Максом (сравнив с терьером визави Кристина Хорнера, но тщательно избегая атак на Ферстаппена), кажется, что при необходимости он заменит Джорджа без сожалений. С Хэмилтоном такого ощущения не было и близко.

Еще с десяток постов можно посвятить конструкторам, мотористам, стратегам команды, политическим высказываниям Льюиса, экс-физиотерапевту Анджеле Каллен, моде, прыжкам с парашютом и серфингу – все это тоже составляло эпоху Хэмилтона в «Мерседесе».

Новая мечта

Симпатии Льюиса к «Феррари» не являлись секретом, но и не считывались как заявление о намерениях. Как заметил Феттель, все являются фанатами «Феррари», этим никого не удивишь. Британец словно сросся с «Мерседесом», постоянно рассуждал о любви к коллективу и роли амбассадора бренда по окончании гоночной карьеры.

И все же человек, который провел в одной команде столько, сколько не проводил никто и никогда, сменил лагерь. Льюис был подписан в молодежную программу «Макларена»-«Мерседеса» еще в 1998 году и ни разу в «Ф-1» не пилотировал машины с двигателями, отличными от немецких.

В свои 39 лет он продолжает мечтать о гоночных успехах – об ускользающем восьмом чемпионстве и первом личном титуле «Феррари» с 2007-го, о задаче, на которой споткнулись Алонсо и Феттель. Или хотя бы о первом Кубке конструкторов для Скудерии с 2008 года.

Сейчас, из конца 2024-го, «Феррари» выглядит претендентом на титул в 2025-м, «Мерседес» – нет. Но у Скудерии есть свой избранный – Леклер, который уже поверг одного многократного, пытавшегося вернуть в Маранелло заветный трофей. Предугадать расклады на сезон-2026 еще тяжелее.

Мы знаем, чем обернулась прошлая большая мечта Хэмилтона. Что будет со следующей?

Еще посты о Хэмилтоне и «Мерседесе»:

Фото: Gettyimages/Peter Van Egmond, Robert Cianflone / Staff, Clive Mason / Staff, Alex Grimm / Staff, Mark Thompson / Staff, Clive Rose / Staff, Peter Fox / Stringer, Tolga Bozoglu, Bryn Lennon / Staff