Книга для подпирания стола. Алексей Попов «Российский голос Формулы-1»
Что ж, не скажу, что взахлеб, но вот и я прочитал книгу Алексея Попова «Российский голос Формулы 1». Или «Формула 1. Российский голос». В общем, название книги разнится в самой книге.
Что сразу же бросилось в глаза – очень, кхм..., странный стиль повествования, назовем это так, какие-то немыслимые речевые обороты, орфографические ошибки и опечатки. Предисловие книги наполовину состоит из очень удобных оправданий содержимого: «сразу прошу не судить строго литературные достоинства и стиль повествования. Это не книга в прямом смысле этого слова… Плод наших бесед с моим другом журналистом Андреем Петровым. Бесед с диктофоном…» Ага, значит все содержимое книги Алексеем надиктовано и кое-как проверено. Именно кое-как, примеры последуют дальше. «Вы наверняка найдете и ошибки, и спорную для вас точку зрения. Так что вот – книга воспоминаний. Относитесь как к художественному тексту». Вдумайтесь только: человек берется описывать исторические, не какие-то вымышленные события, при этом оправдывая ошибки «художественным текстом». Особенно обидно, что этот человек считается у большой части болельщиков Формулы-1 непререкаемым авторитетом.
Ладно, перейдем от личных субъективных впечатлений к сути. К стилю повествования и опечаткам придираться сильно не буду, ибо автор как бы умыл руки в предисловии, но фактические ошибки, вводящие в заблуждение читателей книги, постараюсь перечислить ниже. Готовьтесь, их будет очень-очень много!
Итак, перечень ошибок, неточностей и просто ляпов в книге Алексея Попова:
1990
1. «К 90-му году эта команда (имеется ввиду «Тоулмен» - здесь и далее прим. автора) стала называться «Бенеттон»
Команда Benetton появилась в Формуле-1 в сезоне 1986-го года;
2. «Вместе с Пике выступал Сандро Наннини, на этой легендарной личности остановимся отдельно»
К Наннини автор вернулся спустя 19 страниц;
3. «Такое случается: те, кто застал «Уильямс» несколько лет назад, понимает, каково это, когда команда, за которую ты болеешь, постепенно – сначала один неудачный сезон, потом еще один, а потом это становится нормой, и уже не ждешь ничего хорошего…»
Постепенно что?
4. «Только один раз в девяностые чемпионат состоял из 17 этапов»
Дважды – в 1995-м и 1997-м годах;
5. «Взлет «Уильямса» произошел в 86-88-м годах, когда Пике и Мэнселл выступали и боролись между собой…»
В 86-87-м, на самом деле. В 1988-м году команда осталась без побед и скатилась на 7-ю позицию в Кубке Конструкторов;
6. «Бразилец выигрывает (Айртон Сенна в Канаде), опять пролидировав практически всю дистанцию»
Лидировал практически всю дистанцию Герхард Бергер, но поскольку он схлопотал минуту штрафа за фальстарт, в статистике этого не отражено. Причем, в дальнейшем и Алексей пишет о штрафе Бергера;
7. (О событиях ГП Венгрии) «Бутсен становится первым после Жаки Икса бельгийцем, поднявшимся на высшую ступень пьедестала»
Как таковой ошибки нет, только вот впервые Тьерри победил годом ранее в Канаде
8. (О Алессандро Наннини) «На лужайке собственного дома с высоты нескольких метров машина рухнула. Очень неудачно, ему оторвало пальцы рук»
Алессандро лишился всей кисти;
9. «Пике уговаривает Флавио Бриаторе взять в команду своего старого товарища бразильца Роберто Морено»
Из интервью с Роберто: «Я летел в Англию на завод Brabham, чтобы встретиться с Херби Блашем. Оставалась всего одна вакансия на следующий сезон, но Херби было трудно застать на месте, к тому же он постоянно переносил встречу. Сразу после приземления я позвонил ему и сказал: «Я в Хитроу, прилетел, чтобы встретиться с вами». Он ответил: «Ох, Роберто, тебе не следовало приезжать, у меня много дел, и я не могу увидеться с тобой сегодня… Впрочем, раз уж ты здесь, приезжай к четырем часам, я уделю тебе пять минут». Но перед этим я позвонил всем моим друзьям, включая Джона Барнарда, который сказал: «Роберто, зайди к нам после встречи, ты мне нужен». Я заехал к ним, и Джон сообщил: «Роберто, сегодня в четырнадцать часов Алессандро Наннини потерял руку в авиакатастрофе. Все звонят мне, желая получить место в кокпите, а в Японии мы должны выставить две машины. Ты – один из двух, кто позвонил еще до инцидента. Хочешь гоняться за мою команду?» Так я получил контракт с Benetton;
1991
10. «(Андреа де Чезарис) чуть ли не в 13 командах побывал за всю свою жизнь…»
В Формуле 1 де Чезарис выступал за 10 различных команд: Alfa Romeo, McLaren, Ligier, Minardi, Brabham, Rial, Scuderia Italia, Jordan, Tyrrell, Sauber;
11. «Уильямс начал работу над активной подвеской, которой будет суждено выстрелить в следующем году»
Патрик Хэд, технический директор Williams: «Мы разрабатывали активную подвеску с 1985 года, когда начали работать с компанией AP»;
12. «Активная подвеска позволила «Уильямсу» очень быстро ехать, болиды берут первую линию стартового поля (на ГП Канады), но затем Патрезе умудряется финишировать только третьим»
Звучит как укор итальянцу и ни слова о проколе и внеплановой замене резины на машине Риккардо;
13. «Нельсон поступал не очень красиво, вплоть до обсуждения внешних данных его (Мэнселла) жены, которые действительно были спорными»
Оставлю без комментариев оценку Розанны Мэнселл как со стороны Нельсона, так и Алексея
14. (О ГП Канады) «Патрезе приходит четвертым»
Третьим, Алексей сам абзацем выше написал об этом;
15. (О ГП Великобритании) «Айртон финиширует только четвертым в круге позади»
Не финиширует – у Сенны закончилось топливо, его подвез Мэнселл на своем болиде, знаменитые кадры - именно с этого гран-при
16. (О ГП Испании) «Сенна финиширует только пятым. Но по большему счету он уже борется просто за победы. Титул уже есть – трехкратный чемпион мира»
Сенна оформит титул только на следующем этапе в Японии, Мэнселл после ГП Испании сохранял математические шансы;
17. (О ГП Японии) «Герхард побеждает, Айртон уступает ему три десятые секунды. Многие тогда восприняли это как подарок с его стороны. Но официально это никогда никем не было признано»
Сенна пропустил Бергера на выходе из последнего поворота гонки, просто подвинувшись и сбросив газ, Герхард не раз в интервью заявлял, что был не рад такой победе;
18. (О ГП Австралии) «…заезд останавливают после 14 кругов из 81»;
На самом деле, гонку в Аделаиде остановили после 16 кругов, но классификацию дали по итогам 14-ти;
19. (О ГП Австралии) «(Морбиделли) смог финишировать на шестом месте…»;
Фактически Морбиделли после вылетов Мэнселла и Бергера, а так же проблем у Патрезе поднялся к концу 16-го круга до третьего места на финише позади Сенны и Пике;
20. «…Мэнселл, который яростно его (Сенну) преследовал, на втором месте, а дальше Пике, Патрезе и Морбиделли…»
В итоговой классификации позади Мэнселла Бергер, а потом уже все остальные;
1992
21. «У Дэймона (Хилла) было четыре сестры»
У Дэймона было две сестры – Бриджитт и Саманта, а вот у самого Дэймона четыре ребенка;
22. «Джованна Амати, одна из четырех женщин-пилотесс в истории и последняя, которая выступала в Формуле-1»
Женщин, принимавших участие в гран-при чемпионата мира, было шесть: Мария-Тереза де Филлипс, Лелла Ломбарди, Дивина Галика, Дезире Уилсон, Джованна Амати и Сьюзи Вольфф, но только Филлипс и Ломбарди выходили на старт гонок. Собственно, Вольфф и была последней на настоящее время женщиной, пилотировавшей автомобиль Формулы-1 в рамках гран-при
23. «Култхард на «Макларене» просидел за Энрике Бенрольди на «Эрроузе» кругов 40 или 50 в начале 2000-х – после пит-стопа оказался позади, и все»
На ГП Монако 2001-го года Култхард следовал непосредственно за Бернольди 36 кругов. Дэвид оказался позади вовсе не из-за пит-стопа, а из-за отказа стартовой системы, из-за чего вместо поула стартовал с последнего ряда;
24. «На следующем этапе в Канаде на волне своего успеха поул-позишн берет Сенна. Он опережает Патрезе, Мэнселла нет ни на первой стартовой линии, ни в шестерке»
Найджел стартовал третьим;
25. (О ГП Франции) «Дважды давали старт, а потом посередине была остановлена красными флагами»
До красных флагов старт был один, только сам Алексей в трансляции предполагал, что гонку остановят из-за столкновения Шумахера и Сенны.
26. «Вторая попытка старта – и опять они (Шумахер и Сенна) сталкиваются»
Сенна сошел еще после первого столкновения на первом круге, на рестарте же после 18-го круга Михаэль налетел на Jordan Стефано Модены и сломал себе подвеску;
27. «Старый Марио становится партнером по команде молодого на его фоне (уже за сорок!) Найджела Мэнселла»
Найджелу было 39 лет, когда он дебютировал в Индикаре;
1993
28. (О ГП ЮАР) «Финишировали только семь человек из двадцати шести»
Финишировало пятеро, классифицированных семь человек;
29. (О ГП Бразилии) «Во время нее (гонки) впервые появилась машина безопасности»
Safety car впервые выехал на трассы гран-при в 1973-м году в Канаде, с тех пор редко, но все же организаторы выпускали машины безопасности на трассу по ходу гонок. Например, во время ГП Монако, 1981 автомобиль безопасности - это был Lamborghini Countach, - стартовав позади пелетона, появился на трассе по ходу первого круга из-за аварии на подъеме к Beau Rivage, но свернул в боксы до того момента, как лидеры догнали его
30. (О Занарди) «Это было его первое набранное очко в Формуле-1»
Ну да, первое и единственное;
31. (О ГП Канады) «Хилл полидировал 5 кругов, но это было за счет пит-стопов»
Каких еще пит-стопов? Хилл со старта вырвался вперед, а на 6-м круге подвинулся в шпильке Casino и пропустил Проста;
32. (О ГП Франции) «Следом за Брандлом на финише Бланделл и Андретти»
Бланделл сошел еще до середины дистанции;
33. (О ГП Германии) «И Бланделл на третьем месте. Это второй подиум «Лижье»
Этот подиум для команды третий в сезоне после третьих мест Бланделла на ГП ЮАР и Брандла на ГП Сан-Марино;
1994
34. (О Баррикелло после ГП Тихого океана) «И в зачете пилотов его «Джордан» занимает высокое третье место»
После второго этапа Рубенс оказался вслед за Шумахером на втором месте с семью очками в личном зачете;
35. (О ГП Сан-Марино) «Уже был один эпизод за год до этого на свободных заездах в Спа. Эрик Комас попал в аварию, Сенна остановился посреди трассы…»
Складывается впечатление, что речь идет о ГП Бельгии 1993-го года, хотя этот случай был в 92-м
36. «В разбитом «Уильямсе» Сенны нашли австрийский флаг – в честь Ратценбергера»
История с флагом обросла легендами, самый известный (и, вероятно, правдивый) вариант – медсестры вытащили флаг из комбинезона Айртона уже в госпитале;
37. (О Ратценбергере) «В честь пилота, который проводил всего третью гонку в жизни»
Третий гран-при, но не гонку: Роланд смог принять участие всего-навсего в одной гонке - в Аиде. На ГП Бразилии Ратценбергер не прошел квалификацию, на ГП Сан-Марино попал в смертельную аварию в квалификации;
38. (О Сенне) «Так или иначе, он влетел по прямой в стену в «Тамбурелло» через пару поворотов после рестарта»
Грубая ошибка, Сенна проехал круг после рестарта, на втором попал в аварию;
39. (О ГП Монако) «Церемония перед стартом – поул-позишн оставлен пустым, на нем нарисованы бразильский и австрийский флаги. Вокруг них в полной тишине полукругом стоят пилоты»
На церемонии перед стартом вокруг места поул-позиции действительно было нанесено изображение флага Бразилии, и действительно собрались пилоты, развернув плакат с изображением Сенны; австрийский флаг был нанесен на второй стартовой позиции. Первый ряд стартового поля был оставлен свободным в память о погибших гонщиках – Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера
40. (О ГП Испании) «Многие пилоты сошли, финишировало всего одиннадцать»
Одиннадцать гонщиков классифицировано, но финишировало всего десять;
41. (О Формуле-3000) «Весь 93-й год было эпичное сражение четверых гонщиков: Панис, Франк Лагорс, Жиль де Ферран и Дэвид Култхард»
Алексей забыл про вице-чемпиона серии Педро Лами;
42. (О ГП Бельгии) «Если посмотрим на время (поула) Баррикелло – 2 минуты 22 секунды 162 тысячные…»
Время поула Рубенса – 2:21,163 с;
1995
43. (О Мэнселле и McLaren) «Формальный предлог – слишком узкий кокпит. Увеличить под богатыря-ветерана невозможно, и он скрепя сердце вынужден отказаться…»
Найджел пропустил два первых этапа сезона, пока переделывали кокпит под него, но на ГП Сан-Марино и ГП Испании он выступал уже на машине с широким кокпитом. А поводом своего ухода из McLaren Мэнселл назвал невысокую конкурентоспособность машины;
44. «Забегая вперед, можно сказать, что были гонки, где все четыре пилота и брали первые четыре места. Так что правильное решение «Рено»
В сезоне не было гонок, где бы пилоты Williams и Benetton заняли первые четыре позиции на финише;
45. (О ГП Бразилии) «Так что первую гонку выиграл Шумахер, Култхард – второй, на подиуме также Бергер. Дальше – Хаккинен, Алези и Брандл»
Шестым финишировал Марк Бланделл, Брандл в этом гран-при вообще не участвовал;
46. (О ГП Франции) «На последних кругах Дэвид сдерживает «Лижье» Бланделла…»
Алексей опять путает Мартина Брандла и Марка Бланделла;
47. «Следующая гонка – Англия, буквально неделю спустя»
Между ГП Франции и ГП Великобритании прошло две недели: первый гран-при состоялся второго июля, второй – шестнадцатого;
48. (О ГП Великобритании) «Михаэль лидировал 32 круга, Дэймон -13»
На самом деле, Шумахер – 13 кругов, Хилл – 32;
49. (О Херберте) «Прорвался в Формулу-1 через «Лотус»
Джонни дебютировал в Ф1 за Benetton в 1989 году
50. (О ГП Бельгии) «И Бланделл на «Лижье» приезжает на подиум»
В который раз автор не различает Брандла и Бланделла, это уже не смешно
51. «Приятный сюрприз для поклонников «Феррари» - 72 очка (по итогам сезона)… и 17 – у «Заубера»
73 и 18 очков соответственно;
1996
52. (О ГП Австралии) «Пятьдесят один круг из пятидесяти восьми он (Вильнев) шел на первом месте. Лучший круг у него, все шло к тому, что он покажет большой шлем в первой же гонке...»
За счет более поздней остановки, Хилл пролидировал 3 круга в середине гонки, так что даже в случае победы Вильнев остался бы без «большого шлема»;
53. (О ГП Европы) «Два «Тиррелла» попали под практически уникальную дисквалификацию за недовес»
Мику Сало действительно дисквалифицировали за недовес, а вот его напарника Юкио Катаяму – за постороннюю помощь от судей на прогревочном круге;
54. (О ГП Монако) «Вообще, Панис показал в тренировке четвертый результат»
В первой тренировке (а речь, судя по всему, о ней) Оливье был шестым, в остальных сессиях был не выше вплоть до «уорм-апа», который выиграл;
55. (О ГП Германии) «Хилл – лучший, но лидирует четырнадцать кругов, а Бергер – сорок один»
Дистанция гонки всего 45 кругов, Бергер лидировал 31 круг;
1997
56. «По большему счету, «Эрроуз» был единственным шансом что-нибудь показать, если «Бриджстоун» оказались реально быстрее, чем тогда доминирующий «Гудиир»
Главной силой японских шинников был коллектив Алена Проста. До своей аварии в Канаде Оливье Панис на Prost заработал несколько подиумов и шел на третьей позиции в чемпионате;
57. «Брат чемпиона (Ральф Шумахер) приходит в Формулу-1 из Формулы-3»
Все-таки не напрямую из Ф-3: весь 1996-й год Ральф успешно выступал в японских чемпионатах GT и Формула-Ниппон
58. (О ГП Аргентины) «Шумахер фактически спровоцировал аварию: он предпринял отчаянную попытку сделать второй старт, в первом повороте начала выезжать машина, он чуть ли не поперек поехал, стал останавливаться, выходить… Тогда машин безопасности не было, и если случался завал в первом повороте, то давали красный флаг. Здесь он (Михаэль Шумахер) сделал все, чтобы его дали, а его не дали. Ограничились желтым флагом, быстро растащили эти машины, он был очень недоволен, но пришлось смириться»
Алексей описывает какие-то выдуманные события: Михаэль столкнулся с Рубенсом Баррикелло на выходе из первого поворота, после чего Ferrari немца замерла на краю трассы, никакой попытки перегородить трассу со стороны Шумахера не было. После первого круга на трассе появился автомобиль безопасности, дабы судьи смогли убрать оставшиеся после завала McLaren Култхарда и Ferrari самого Михаэля. И из своей машины Шумахер вышел только после объявления о том, что на трассе появился Safety car;
59. (О ГП Аргентины) «Оба Джордана были быстры. Физикелла столкнулся со старшим братом, а младший проехал»
На старте Михаэль Шумахер не поделил дорогу с Stewart Баррикелло, пилоты Jordan место аварии благополучно миновали. Физикеллу вынес как раз-таки младший Шумахер на 25-м круге гонки
60. «Ну а следующая гонка – Франция. И это телевизионное счастье. Едва созданный канал ТВЦ покупает у «САМИПА» права на показ! Спортивную редакцию возглавляет Ческидов, и он же будет с этого момента и следующие два с половиной года комментировать»
Трансляции вернулись в Россию этапом ранее – в Канаде, и именно с того момента Сергей Ческидов и продолжил комментировать;
61. «Вурц – молодой австриец… Он уже дебютировал в Формуле-1, как раз в Маньи-Куре, и попал там в аварию»
Алекс Вурц дебютировал на ГП Канады, заменив Герхарда Бергера;
62. «В Германии на трассу вернулся Бергер – он не мог не вернуться: много лет, если «Феррари» удавалось побеждать на этапе, то это происходило именно в Хоккенхайме и именно с Бергером»
Герхард победил в Хоккенхайме за Ferrari один раз – в 94-м. Предыдущая победа команды на ГП Германии была в 1985-м, и это было на другой трассе - Нюрбургринге;
63. (О ГП Японии) «Жак берет поул, Михаэль рядом с ним на первом ряду. И в этот момент Вильнева исключают из гонки за то, что он не соблюдал желтые флаги во время заездов»
Williams подала аппеляцию на решение судей об исключении Вильнева из гран-при, но заседание комиссии назначили уже после этапа, так что Вильнев стартовал и даже финишировал пятым. Команда отозвала протест, Вильнева дисквалифицировали, и этих двух набранных очков он лишился;
1998
64. «Первая же квалификация сезона: Хаккинен с Култхардом берут первый ряд, но с двухсекундным преимуществом над всеми остальными»
Шумахер, ставший третьим, проиграл времени поула 0,757 секунды, следом Вильнев с отставанием от Хаккинена в 0,909 секунды;
65. (О ГП Люксембурга) «Феррари» на высоте: Шумахер берет поул, рядом с ним Ирвайн. Такого давно не было»
Никогда такого не было, и вот опять... До этого гран-при Ирвайн ни разу не занимал первого ряда на стартовой решетке;
66. (О ГП Люксембурга) «Култхард возвращается на подиум, следом Ирвайн, Френтцен и Физикелла. Ирвайн – в 58, дальше Френтцен и Физикелла в минуте»
Один из примеров типичного построения предложения от Алексея. Что 58?;
1999
67. «Но когда лидер команды в больнице со сломанными ногами (Михаэль Шумахер после ГП Великобритании), Эдди оставался единственным, на кого можно было рассчитывать. Пусть он сильно отставал по очкам»
После ГП Великобритании Шумахер и Ирвайн имели по 32 очка каждый, отставая от Хаккинена на восемь баллов;
68. «В Спа на первой линии Хаккинен и Култхард. Но наконец-то в этом году выигрывает Дэвид, про которого уже стали забывать»
Култхард победил на ГП Великобритании, о событиях которого Алексей рассказывал двумя страницами ранее;
69. (О ГП Европы) «До финиша доехали всего десять машин»
Девять, Жак Вильнев остановился за 5 кругов до финиша с отказавшим сцеплением, но был классифицирован;
70. (О ГП Малайзии) «Если бы не тактические пит-стопы, которые были сделаны специально, он (Михаэль Шумахер) наверняка бы победил. Но Шумахер проявил себя командным игроком…»
Что еще за «тактические пит-стопы»? Это в трансляции Алексей предполагал, что Михаэль поехал медленнее, потому что стал экономить топливо и ему нужно будет заехать на дозаправку. Но все было куда банальнее: Шумахер замедлился, подождал и просто пропустил Ирвайна на трассе за четыре круга до финиша гонки, после чего фишировал непосредственно за ирландцем
71. (О ГП Малайзии) «Через несколько часов после финиша становится известно, что у болидов измерили боковые дефлекторы, и технические комиссары признали, что у Ирвайна они не соответствуют норме»
Не только на машине Эдди, но и на другой Ferrari – Михаэля – техническая комиссия обнаружила несоответствие дефлекторов регламенту;
72. «Френтцен с 55 баллами был к ним достаточно близок»
Хайнц-Харальд набрал 54 очка в сезоне 1999-го года;
73. «Впереди был Миллениум и совсем другая эпоха - эпоха тотального превосходства Михаэля Шумахера»
Новое тысячелетие началось с 1 января 2001 года, а не с 2000-го;
2000
74. «В Королевские гонки он (Дженсон Баттон) пришел совсем юным, 20-летним, из Формулы-3000»
Баттон не выступал в Ф-3000, в Ф-1 он пришел из британской Формулы-3
75. Перед сезоном многого ждут от дебюта «Ягуара»: «Стюарт» выглядел неплохо, а тут еще приглашение руководителем Ники Лауда и большие финансовые вливания»
Лауда перешел в Jaguar только в 2001-м году, до него команду возглавляли американцы Нил Ресслер и Бобби Рейхол;
76. (О ГП Европы) «Множество аварий было в гонке, восемь машин сошло, среди них Ирвайн и Ральф»
В гонке сошло 12 машин;
77. (О событиях ГП Франции) «И Култхарду потом долго приходится извиняться (за средний палец, показанный Михаэлю в гонке) – эра всесильного политкорректного уже наступила. Миллениум как-никак»
См. пункт №73;
78. «Дебютант Формулы-1 Дженсон проводит очень приличный сезон, но от машины в этот год ждали большего»
Несомненно, есть люди, которые ждут только побед. Но в самой команде Williams-BMW не рассчитывали на регулярную борьбу за очки и даже подиумы. К примеру, директор BMW Motorsport Марио Тайсен перед началом сезона говорил очень осторожные вещи: «Мы находимся в начале трудного, длиною в несколько лет, пути. Так что нечего ждать от нас сюрпризов в Австралии. Наша цель – создать в следующем сезоне солидную базу, с которой можно уверенно двигаться вверх»;
79. «Первую атаку Мики Михаэль едва не заканчивает аварией, жестко убирая финна в траву на прямой – подъеме Кеммель. Ну а потом… Наберите в Ютюбе Спа – Шумахер – Хаккинен – Зонта»
Михаэль защищался действительно жестко, но Хаккинен ни в какую траву не заезжал, хоть и недовольно махнул рукой Шумахеру
80. «И вот удалось договориться с Тони Джорджем, наследником династии, которая владела автодоромом в Индианаполисе. У этого человека была не очень хорошая слава, считалось, что он развалил Индикар на два противоборствующих лагеря, создал IRL – Indian racing league»
Indy Racing League, если быть точным;
81. (О ГП Японии) «Тогда гудели и гуляли все долго. Даже конкуренты пришли в боксы Скудерии в тех же красных париках, что тут же выросли на головах Шуми, Рубенса, Тодта, Росса Брауна и Рори Берна… Но до Куала-Лумпура можно было успеть прийти в себя»
Знаменитые парики как раз-таки появились в Малайзии, где Ferrari оформили и Кубок Конструкторов
2001
82. «В «Просте» по-прежнему Гастон Маццакане, Ален верил аргентинцу, но, как выяснилось, зря»
Верил аргентинцу или все же в аргентинца? Ну да ладно, ошибка в другом – Маццакане в прошлом сезоне выступал за Minardi, так что никакого «по-прежнему»;
83. «Таким образом, у «Проста» за сезон оказалось аж четыре гонщика, а у «Джордана» - и вовсе пять, что, в принципе, не разрешено правилами»
Сразу две ошибки в одном предложении! Это за Prost выступило пятеро пилотов: Алези, Маццакане, Бурти, Френтцен, Энге; тогда как за Jordan - четверо: Френцен, Трулли, Зонта, Алези.
К тому же, раньше (до 2004-го года) спортивным регламентом допускалась возможность пятерым гонщикам пилотировать болиды одной команды без учета различных случаев форс-мажора: «в течение сезона каждой команде разрешено сменить водителя на своей первой машине и разрешено иметь трех водителей для второй машины…» (Раздел Changes of driver спортивного регламента Формулы-1);
84. «На Гран-при Испании, в Барселоне, Шумахер возвращает себе поул. С ним на первой линии Хаккинен, но Мика остается без очков»
Ошибки нет, просто пример поверхностного описания гонки от Алексея. Ни слова о том, что Хаккинен лидировал с огромным, порядка сорока секунд, отрывом, но сошел на втором секторе финального круга
85. (О ГП Испании) «Также на подиуме – долгие и продолжительные аплодисменты! – Жак Вильнев на «БАРе». Серьезный успех для канадца, который выступает фактически на машине собственной конструкции»
Не знаю, как Алексею пришло в голову назвать Вильнева конструктором, но в 2001-м году машина BAR была построена компанией Эдриана Рейнарда (шасси Reynard BAR 003), а главным конструктором являлся Мальком Оустлер;
86. (О ГП Австрии) «Райкконен – четвертый, и только тут ему наконец-то продлили лицензию на весь год»
Нет, федерация выдала Кими временную суперлицензию на четыре гран-при, так что срок ее действия истекал после ГП Сан-Марино. Таким образом, перед гонкой в Испании у финна появилась, так сказать, полноценная лицензия;
87. (О ГП Монако) «Мотор глохнет на старте прогревочного круга, и шотландцу приходится стартовать последним. И это в Монако. Он (Култхард), конечно, прорывается, как может, но в какой-то момент застревает позади «Эрроуза» Энрике Бернольди. И застревает аж… на 36 кругов»
Одни и те же события в одной и той же книге Алексея описаны по-разному (см. пункт №23)
88. «Сильверстоун… Хаккинен выигрывает квалификацию, а затем и гонку»
Квалификацию выиграл Михаэль Шумахер, Мика был следом за ним;
2002
89. «Бразилец (Масса) выступал в юниорских командах, в какой-то момент было соглашение с «Феррари», куда его взяли тестером. И определили в «Заубер»
Путаница в событиях и датах. После сезона в Sauber Фелипе подписал контракт тест-пилота в Ferrari на 2003-й год, а уже затем итальянцы поспособствовали его возвращению к Петеру Зауберу;
90. «Минарди» выкупил Пол Стоддарт, австралийский предприниматель, занимавшийся бизнес-авиацией»
Это произошло годом ранее, незадолго до начала сезона 2001-го года
91. «За «Эрроуз» выступают Энрике Бернольди, а отец будущей звезды, Макса Ферстаппена, Йос, карьеру заканчивает»
Йос еще провел полный сезон 2003-го года в Minardi;
92. «Традиционный старт в Австралии на этот раз получается нетривиальным: грандиозный завал в первом же повороте, аж восемь машин. Баррикелло, Ральф Шумахер, Физикелла, Баттон, Хайдфельд, Панис, Трулли, МакНиш – все они сходят»
Трулли сошел на 9-м круге; в первом повороте со всеми остальными вышеперечисленными пострадал Фелипе Масса;
93. (О ГП Малайзии) «В той гонке «Уильямс» был заметно сильнее всех остальных: выигрывает Ральф, Монтойя – второй. Причем Шумахер-младший был настолько быстр, что умудрился привезти напарнику почти сорок секунд»
Очередное описание гонки по таблице: Монтоя и Михаэль Шумахер столкнулись в первом повороте, Михаэль лишился переднего крыла и отправился в боксы на его замену, Хуан-Пабло же откатился на 11-е место, а потом и вовсе схлопотал спорный штраф в виде проезда по пит-лейн за аварию. С учетом схода Баррикелло и гонщиков McLaren отрыв Ральфа на финише не выглядит чем-то удивительным;
94. (О ГП Малайзии) «…хорошо проявляет себя Баттон на «Рено», он пятый»
Четвертый;
95. (О ГП Венгрии) «…Рубенс Баррикелло: он берет поул и побеждает в гонке, опередив партнера по команде… Но главное – Шумахер в пятый раз в карьере и в третий в составе «Феррари» становится чемпионом мира»
Михаэль официально оформил титул за два этапа до этого – по итогам ГП Франции;
96. (О ГП Японии) «Во время тренировки на одном из сверхскоростных поворотов МакНиш попадает в жуткую аварию…»
Дело было в квалификации, Алан вsлетел в повороте 130R
Знаете, даже обидно, что такой уважаемый среди российских поклонников автоспорта человек пишет такую халтуру, выдаваемую за книгу. Халтура, пожалуй, это хорошее определение. Куча орфографических ошибок, опечаток, вроде «Бенрольди», «Нюрнбургринг», эпопея с названием компании, в которой он работал (SAMIPA, САМИПА, «САМИПА», Самипа) и прочее, и прочее. Хочется спросить: «Алексей, для чего Вы писали эту книгу?» Своими ошибками Вы только вводите читателей в заблуждение, а просто вопиющим количеством ошибок показываете наплевательское отношение к своему, как Вы часто говорите, горячо любимому делу всей жизни, наплевательское отношение к истории чемпионата мира и свою (не)компетентность.
Пойду куплю книжку, кажется, интересная.
По честности, не хватило сил прочитать все пункты. но придраться можно к любому стилю изложения. Вам не нравится построение предложений Алексеем?
По п.22 . Я так понимаю, что Алексей имел ввиду участие не в пятничных тренировках, а именно в самом Гран При.
п. 65 - опять же Ваше лично непонимание стиля Алексея - речь идет о Феррари, а не об Ирвайне.
И не лень же было сверять столько пунктов.
Нет уверенности, кто реальный автор — Алексей, или он ограничился написанием вступительных глав а основную мякоть состряпали безвестные литнегры, но в любом случае писать в эпоху общедоступного Интернета книгу в форме почти что справочника якобы по памяти, даже не удосужившись сверится с фактами — это как минимум жутко бессмысленно, а может даже и бессовестно.
Если Вы читали книгу, то заметили, что она писалась не по памяти, а по протоколам гонок (отрывы, позиции, времена). Большая часть ошибок от невнимательности автора и редактуры (если она была). Я сильно не придирался к забывчивости Алексея, лишь на паре примеров (как в п. 84 показал), что Попов не описывает ключевые моменты в гонке в борьбе за победу, такие примеры есть (Бельгия, 95, Канада, 97, Франция, 02)
Поясню. Я хорошо отношусь к Алексею, как к комментатору. Особенно приятно было слушать "того" Алексея, дотошного и внимательного к мелочам, что комментировал гонки, о которых рассказал в своей книге.
Но продавать сырую, наполненную недостоверными и даже ложными фактами, книгу, считаю, не знаю, неуважением что ли ко всем читателям, что ее приобрели. Ну нельзя же так, имя и репутация обязывает к чему-то...