Ракетка – главное оружие гражданского протеста. Ею отбивают слезоточивый газ и дымовухи
Мир 2020-го.
Пока профессиональный теннис еще только надеется вернуться к нормальной жизни в этом году, остальной мир не просто не остановился, а, по вирусному мему последних дней, обещает Леониду Парфенову крайне напряженную работу над «Намедни»-2020.
«От Гонконга до Бейрута ничто не символизирует сопротивление, как теннисная ракетка», – на прошлой неделе репортер Бен Ротенберг заметил, как рабочий инструмент Федерера и Серены внезапно оказался на острие цайтгайста.
Нет, из-за коронавирусной остановки теннисного календаря не образовался излишек инвентаря – просто ракетка оказалась очень удобна как экипировка для уличных протестов, из которых плотно сплетен мир 2020-го: она легкая, прочная и отлично подходит, чтобы атаковать полицию и особенно возвращать ей дымовые шашки и гранаты со слезоточивым газом. И хотя на важнейших протестах года: против полицейского насилия в США и за честные выборы в Беларуси, – локализовать ракетки пока не удалось, в остальном мире они очень востребованы.
Впрочем, ракетка как оружие гражданского неповиновения возникла не в 2020-м. Как минимум в 2017-м ею пользовались противники режима президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Массовые протесты на фоне конституционного кризиса продолжались с начала весны до конца лета, в них погибли десятки человек. Мадуро остался у власти, хотя с прошлого года легитимность его президентства оспаривается.
В 2018-м ракетками отбивались участники конфликта по другую сторону Атлантики: в коммуне Нотр-Дам-Де-Ланд на западе Франции еще в начале десятилетия разбили лагерь экоактивисты, протестовавшие против строительства там аэропорта. В январе 2018-го правительство отказалось от проекта аэропорта, а в апреле отправило в так называемую «Зону обороны» (Zone to Defend, ZAD) полицию – выселить сквоттеров. За десять дней столкновений полиция выпустила 11 тысяч снарядов, через две недели правительство пошло на уступки.
Той же весной вечная геополитическая рана на границе Израиля и Палестины тоже лечилась с помощью ракетки – правда, для пляжного тенниса. На фото палестинский протестующий в бандане почти как у Пэта Кэша отправляет шашку обратно израильским военным.
В Гонконге летом-2019 точно так же использовали ракетки протестующие против законопроекта об экстрадиции. Они своего добились: власти отозвали и законопроект, и частично – даже характеристику протестов как «беспорядков» и «мятежа».
В ноябре антиправительственные протесты приняли новую форму – например, после уличных боев с полицией демонстранты забаррикадировались в Гонконгском политехническом университете. Спецназ сначала их атаковал, а потом заблокировал. Осада продолжалась больше недели. На фото – бадминтонная ракетка, кирпичи и шипы, использовавшиеся протестантами, на полу университета.
Последние на данный момент антиправительственные демонстрации с использованием теннисных ракеток прошли в ливанской столице Бейруте, две недели назад потрясенном разрушительными взрывами в порту. Протесты, обусловленные политическим и экономическим кризисом, начались через день после катастрофы и переросли в столкновения с полицией и военными.
В первые сутки протестующие пытались взять здание парламента, начали сбор подписей за возвращение под французский протекторат и требовали отставки президента Мишеля Ауна и правительства Хасана Диаба (добились последнего).
Можно ли убить теннисным мячом? Птицу – легко, человека – почти невозможно (хотя случаи были)
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Chris McGrath, Daniel Carde, Billy H.C. Kwok; East News/LOIC VENANCE/AFP/East News, AP/Associated Press/East News, Elizabeth Fitt/Photoshot/East News; globallookpress.com/Ashraf Amra/ZUMAPRESS.com, Manaure Quintero/dpa
Фото ряд крутой передает атмосферу наколенной обстановки в мире.