«Настоящий чемпионат мира здесь, а в Планице – грязные соревнования». Репортаж из Малиновки, где наши лыжники не грустят
В Планице стартовал лыжный чемпионат мира. Россиян туда по известным причинам не пустили.
Зато в Малиновке проводят «Чемпионские высоты» – альтернативный турнир для наших спортсменов, программа которого один в один повторяет словенскую. И если вы думаете, что российские чемпионы сильно горюют, то ошибаетесь.
Малиновка – курортная деревушка в Архангельской области. Безумно красивая: повсюду снег, леса да несколько десятков деревянных коттеджей, которые в основном используются для сдачи спортсменам. Лыжники говорят, что трассы тут тоже топовые.
Единственный минус этого места – доступность.
Самый реальный вариант добраться – поезд. Из Москвы 14 ч до Костылёво. Оттуда до стадиона километров 20. Из вариантов только такси. Но главная проблема даже не в этом. В округе всего две гостиницы. Которые давно забронированы под завязку.
В самой Малиновке тем более без шансов – там даже не всем спортсменам хватает места.
Приехав, я узнал, что можно договариваться с местными – и за 1000-1500 за ночь снимать у них комнаты. Но болельщиков, готовых вписываться в такие авантюры, немного. Поэтому практически все фанаты на стадионе – жители Архангельской области.
К слову, даже их хватало, чтобы создавать настроение. Можно только помечтать, что было бы, появись там инфраструктура.
Устюгов превратился в спортивного монаха – и победил
Атмосфера в сердце российских лыж по-настоящему домашняя.
• Например, в главном кафе стадиона все расстроились, узнав, что квалификацию не покажут по основному «Матчу». Так Нина – главная по кухне – оформила на свою карту подписку на одну из платных платформ. Благодаря ей Малиновка получила доступ к «Матч Арене» и посмотрела трансляцию с самого начала.
• Работники оргкомитета вызываются помочь и подвезти тех, кто живет в отелях в 20 км от стадиона.
• А Сергей Устюгов, выигравший спринт, перед началом победного спича за руку поздоровался со всеми журналистами. «Ну, я ж вас всех знаю». Представьте такое на футболе.
Безумно хорош Устюгов был и на лыжне. Он выиграл квалификацию (которую Малиновка благодаря Нине все-таки увидела в тепле), а потом легко дошел до финала, где мастерски разобрался с Терентьевым и Большуновым.
– Летом здесь я был мешком. Меня прямо так и называли. Я ходил с пузиком. Теперь у кого-то язык вряд ли повернется так сказать.
Готовился в Сыктывкаре и, знаете, там я снова влюбился в лыжи. Тренировался и видел, как на трассу люди приходили целыми семьями – с рюкзаками, бутербродами. Я смотрел на них, и меня это мотивировало. Я настолько сошел с ума, что в день отдыха вместо того, чтобы валяться в кровати или поехать в город, шел на тренировку. Я превратился в спортивного монаха: жил на стадионе, тренировался ежедневно, с семьей общался по телефону.
– Не обидно, что ты в топовой форме, а ЧМ проходит мимо?
– Да я туда бы и не отобрался! Если честно, вообще не заморачиваюсь на этот счет.
– Но смотреть-то гонки из Планицы будешь?
– Да я вообще лыжи не смотрю!
Большунов не хочет даже слышать о ЧМ – это «грязные соревнования»
Еще более категоричен Александр Большунов. Обычно после третьих мест настроения у него нет вообще, но сейчас он улыбчив и разговорчив.
– Так я же не норвежцам проиграл, своим! – отшутился он в ответ на мое удивление. Кстати, никакого баттла у них с Устюговым, чего можно было бы ожидать после кровавого спринта в Красногорске, нет. После финиша в Малиновке все было взаимно доброжелательно.
– Тут чемпионат мира параллельно стартовал…
– Если честно, мне неинтересно, как проходят эти грязные соревнования. Лучше соревноваться там, где нас ждут. Сейчас в России проводятся отличные старты, организуются трансляции, здесь можно показывать высокие скорости. Посмотрите сколько болельщиков, – кивнул он на толпу, которая потом будет фоткаться с ним минут 30.
– Грязные, потому что российскую сборную туда не пускают не по спортивному принципу?
– Конечно. Все сильнейшие должны бегать вместе. Поэтому об этих непонятных стартах я даже говорить не хочу.
– Еще один момент. Вас с Непряевой сначала включили в официальный промо-ролик ЧМ, а потом организаторы извинялись за это.
– В ролик перед чемпионатом мира обычно попадают все топовые спортсмены, поэтому ничего странного, что мы там оказались. А последующие извинения… Вы поймите, иногда приходится извиняться, когда тебя заставляют это сделать.
Для нас чемпионат мира проходит здесь. Мы живем своей жизнью: тут нас любят, поддерживают и уважают. Поэтому я даже не собираюсь смотреть Планицу. Да и многие болельщики, знаю, тоже. Зачем? Когда можно смотреть и популяризировать наш вид спорта в нашей стране. Россия способна проводить зрелищные соревнования.
– Но соперничать с норвежцами – интересно.
– Конечно. Но зачем расстраиваться, если люди ставят другие приоритеты? Для них спорт не на первом месте? Если нет, то нет – до свидания.
«Чемпионские высоты»
Малиновка
Мужчины
Спринт, классический стиль
Финал
1. Сергей Устюгов – 3.03,18
2. Александр Терентьев – 0,35
3. Александр Большунов – 1,39
4. Сергей Ардашев – 2,19
5. Иван Горбунов – 6,20
6. Алексей Червоткин – 32,83
Женщины
Финал
1. Наталья Непряева – 3.36,46
2. Юлия Ступак – 1,42
3. Алена Баранова – 5,20
4. Анастасия Власова – 8,71
5. Анастасия Доценко – 8,80
6. Анастасия Москаленко – 11,12
Фото: РИА Новости/Роман Кручинин; vk.com/russianskiteam; vk.com/malinovkaski; Владимир Иванов
Зачем было до этого ездить на такие плохие соревнования? Могли и до этого всю жизнь у себя катать, никто же не тащил насильно.
— Но деньги! — застонали васюкинцы. — Им же всем деньги нужно платить! Много тысяч денег! Где же их взять?
— Все учтено могучим ураганом! — сказал О. Бендер. — Деньги дадут сборы!
— Кто же у нас будет платить такие бешеные деньги? Васюкинцы...
— Какие там васюкинцы! Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто. Ведь на турнир с участием таких величайших вельтмейстеров съедутся любители шахмат всего мира. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Во-первых, речной транспорт такого количества людей поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва — Васюки. Это — раз. Два — это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три — это поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать — овощи, фрукты, икра, шоколадные конфекты. Дворец, в котором будет происходить турнир, — четыре. Пять — постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию. Это — в-шестых. Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва — Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перев езти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт «Большие Васюки» — регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн.
Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы действительно ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах — приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие васюкинцам, — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот — все остановилось. Из фешенебельной гостиницы «Проходная пешка» вышел чемпион мира Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милицион ер, од етый в специальную шахматную форму (галифе в клетку и слоны на петлицах), вежливо откозырял. К чемпиону с достоинством подошел одноглазый председатель васюкинского клуба четырех коней. Беседа двух светил, ведшаяся на английском языке, была прервана прилетом доктора Григорьева и будущего чемпиона мира Алехина. Приветственные клики потрясли город. Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера поморщился. По мановению руки одноглазого к аэроплану была подана мраморная лестница. Доктор Григорьев сбежал по ней, приветственно размахивая новой шляпой и комментируя на ходу возможную ошибку Капабланки в предстоящем матче с Алехиным.