Методика ПС на примере каждого цикла
Организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика)
Тренировочный процесс спортсмена высокого класса - это преимущественно однообразная работа с большими физическими нагрузками в течение продолжительного периода времени, поэтому среди прочих в задачу психолога входит борьба с монотонией и поддержанием оптимальной работоспособности спортсмена. Любые незапланированные события нарушают программу подготовки, а, следовательно, могут привести к неддостаточной готовности в нужный момент.
Но в жизни нельзя все предусмотреть, а человек - не робот, поэтому существует множество ситуаций, которые вносят изменения в запланированный режим. Некоторые из них очевидны,а некоторые тщательно скрываются, а о некоторых могут не догадываться даже сами спортсмены. Обычно тренеры полагаются на результаты медицинских или физических тестов, но психика человека - очень сложная структура, и многие изменения в ней нельзя зафиксировать этими способами.
Поэтому психологический мониторинг как отслеживание изменений в состоянии спортсмена, его настроении, отношениях с окружающими и т.д. - тоже задача психолога. Причем стандартные диагностические процедуры из других областей психологии могут быть абсолютно неприемлимы, так как слишком громоздки или не дают нужной информации. Именно против такого вмешательства - отвлекающего и бессмысленног, чаще всего и возражают тренеры.
Спортивный психолог - творческая профессия, когда постоянно приходится решать нестандартные задачи. Специализированная оперативная диагностика может выявить изменения в состоянии спортсмена раньше, чем он сам почувствует их, поэтому нельзя полагаться и на его самочувствие. Как правило, внимательный психолог получает достаточно сигналов, чтобы вовремя распознать тревожную ситуацию: изменения в поведении, настроении, общении и т.п. - и это еще один повод для того, чтобы психолог был постоянным участником подготовки.
Главная задача этой работа - организовать систематическую диагностику без существенного влияния на тренировочный режим.
Применение при необходимости дополнительных мероприятий (корреция)
Диагностика проблемы - это важная, но все же часть работы психолога. Дальнейшие действия согласовываются с другими специалистами - тренером, врачом, семьей спортсмена. В ситуации перетренированности, межличностных и внутриличностных конфликтов и т.п. требуется кардинальное изменения программы подготовки, но часто для компенсации бывает достаточно ввести дополнительные упраженения, провести внеочередной сеанс релаксации или изменить ритуалы поведения.
При создании целевых заданий для психологической подготовки следует учитывать задачи этапа и индивидуальные особенности спортсмена. Такие целевые задания могут быть разовыми или постоянными упражнениями, одиночным или системным воздействием, когда в работу вовлечены и другие люди. Направленность целевых заданий может быть комплексной или тематической: "на релаксацию", "на коррецию", "на мобилизацию" или "на развитие психических качеств", "на регуляцию эмоциональной сферы", "на управление мотивацией" и т.д.
Создание адекватного психического состояния (настройка)
Именно в настройке спортсмена на соревнования и управлении его психическим состоянием обычно видят функции психолога. Это справедливое утвердение, но только при условии, что у психолога со спортсмено установлены доверительные отношения и выработаны механизмы возможного воздействия. А вот для создания этого условия требуется и время, и знания, и удача. Мечты о волшебнике, который взмахнет палочкой и сделает победу, не относятся к реальности нашей жизни. К сожалению=)
О процессе псих настройки написано и сказано немало. Это очень индивидуальный, даже, я бы сказала, интимный вопрос, который в большинстве ситуаций является "профессиональным секретом" и спортсмена и психолога. Слова или интонация, мимика или жесты, действия или их отсутствие - все может быть камертоном для психики. Важным является не только сам день соревнований, но и несколько предшествующих.
Главная задача этой работы - создание индивидуального ритуала предсоревновательного поведения, т.е. регламентированной последовательности действий накануне и в начале соревнований.