В чем истинная цель школ восточных боевых искусств?
По данным статистики восточные боевые искусства в нашей стране самый массовый вид активности. Тысячи людей посещают различные школы боевых искусств несмотря на то, что почти все они, за исключением дзю-до, не являются олимпийскими видами спорта, да и вообще спортом признаются далеко не всегда. Можно пойти простым путем и объяснить этот феномен извечной тягой человека в безопасности. Но, на мой взгляд – это не более чем миф. Любой неглупый человек, посетивший две-три тренировки понимает, что для обеспечения своей личной безопасности ему придется отдать кучу времени и сил, травматический пистолет надежней и вообще ему на каждой тренировке рассказывают, что бить людей - это не главная цель. Но не оскудевают отечественные додзе преданными адептами. Да, меняется мода, одни направления становятся менее популярными, другие более, но каждый Сенсей рано или поздно находит своих учеников, которые не только готовы потратить на него свое драгоценное время, но заплатить за науку своими кровно заработанными денежками. И это при огромадном количестве клубов и секций и не меньшем количестве тех самых сенсеев. Все что я скажу дальше не более чем мое предположение. В силу того, что мне оно показалось любопытным и местами отвечает моим ощущениям происходящего – я решил им, этим предположением поделится. И так, давайте посмотрим на историю. Причем не мифическую, типа школа сунь хунь мей ведет свое начало от вострозубого дракона с горы жунь хунь, а те относительно известные нам факты, которые можно встретить в учебниках истории. Китай. Период восточного Чжоу. Шестой – пятый века до нашей эры. Появляются две религии – конфуцианство и даосизм. В поднебесной прямо скажем не ренессанс, а они (китайцы) изобретают сложные философские школы, ставящие во главу работу над собой. Индия. Эти ребята не так бережно относились к информации как китайцы поэтому попробуем поверить, что первый буддийский собор с участием всех учеников Будды прошел в пятом веке до нашей эры. В результате этого события появился буддийский канон – Трипитака. Причем в это время в Индии тоже не все спокойно. Веды дискредитированы, брахманы всем надоели, поскольку требуют только соблюдения ритуалов и жертвоприношений и тогда из касты ВОИНОВ (а принц Гаутама был представителем именно кшатриев) приходит вариант нового отношения к действительности требующего приложения немалых усилий к собственному совершенствованию. Таким образом, на мой взгляд, на достаточно большой и наиболее развитой на то время территории, примерно в одно и тоже время созрела и была реализована непреодолимая тяга человека к тому, что в него заложено природой ли, высшими ли силами (это как кому удобнее), а именно стремлению к собственному духовному и интеллектуальному развитию. Появились учения, которые не только пришли на смену тем, которые не требовали ничего, кроме жертв и ритуалов( то что позже, как мне кажеться произойдет и с христианством), но и сделали самосовершенствование главной целью. С этого момента развитие души становится смыслом жизни истинно верующего. Конечно же, ритуалы не исчезли, но они трансформировались став своего рода способами достижения желаемого. А дальше, я рискну предположить, и не кидайте в меня камни, в далеком Китае произошла совершенно замечательная штука. Идеи буддизма и даосизма вступили в реакцию с конфуцианством – апофеозом системности в то время. То есть великая идея получила достойное системное обрамление. Не берусь судит насколько эта встреча повлияла на эти течения в поднебесной. Не компетентен. Думаю существенно. Но то, что именно под влиянием этой химической реакции начали развиваться боевые искусства Китая, в последствии экспортированные по всему миру и местами переродившиеся в новые направления – рискну предположить. Ведь что такое боевые практики внутри сформировавшихся школ цюань фа, как не взращивание духа через тренировку тела и эта идея красной линией тянется через философию восточных единоборств по сей день. И зачем они вообще нужны были эти школы кулачного боя, если с оружием оно всегда сподручней. Причем я позволю себе высказать еще более крамольную мысль. В христианстве почти приблизились к чему-то подобному. Вспомните ритуалы укрощения плоти. Но в западной трактовке они приобрели совершенно другой характер, как мне кажется именно потому, что не было уважения к человеческому телу и его возможностям даосов и конфуцианской системности. На мой взгляд человек мало изменился с ветхозаветных времен. Особенно в части поисков себя. У нас всегда есть выбор – потратить свою жизнь на попытки сделать карьеру, заработать, посмотреть телик, выпить пивка и так далее и тому подобное. Разве мало людей, которые проживают свою жизнь именно так. Рано или поздно возникает чувство пустоты, с которым каждый справляется в меру своих сил. Успех мировых религий в том, что они позволяют заполнить эту пустоту, дают цель и смысл. Совершенствуйся – ибо ты сотворен по образу и подобию. Ты содержишь в себе эманацию вышних сил, которую обязан развить и обогатить. И тебе воздастся. Но мы другие, а мир рационален. Да и 70 лет атеизма никуда не денешь. При этом школы боевых искусств, на мой взгляд, не только являются продолжением религиозных практик, но выполняют ту же роль. Только вместо молитв и постов – изнурительные тренировки. Тренируй свое тело, чтобы взрастить дух. В результате методы различаются, но цель одна. Дать смысл и дать систему. Потому что вне системы духовных ориентиров человек разрушается, и жизнь его разрушается. Поэтому и говорят, что у одних есть стержень. А у других его нет. Для тех, кто вдруг прочтет между строк то, чего я там не писал. Я хотел поделиться своими мыслями относительно целей восточных боевых искусств которые обеспечивают им столь долгую и объемную популярность в разрезе истории развития религиозных воззрений жителей Азии и Индии, как прародителей так сказать. Я против сектантства. Я ни в коем случае не говорю о том, что в единоборства должны привносится религиозные ритуалы. Совсем наоборот. Я православный и верующий. Надеюсь заранее ответил на все щекотливые вопросы. Буду рад если то, что я сказал кому-нибудь покажется любопытным.
Богдан Курилко