9 мин.

Самые запоминающиеся пары российских защитников в НХЛ

Самая первая

Вячеслав Фетисов – Сергей Стариков, «Нью-Джерси». Сезон-1989/1990

Крупнейший до подписания 15-летнего контракта с Ковальчуком трансфер в истории «Девилс». Одному только черту известно, сколько сил и терпения потребовалось Ламорелло, чтобы вытащить из ЦСКА лучшего на тот момент защитника Европы, но Фетисов все же оказался в НХЛ. А вместе с ним к аутсайдерам дивизиона Патрика отправился и Сергей Стариков, будущее которого в армейском клубе было предрешено после скандальных материалов в прессе. «Я не знал, кто такой Стариков, но Фетисов назвал его хорошим защитником, поэтому мы и взяли Сергея к себе», – признавался генменеджер «Девилс».

Они прославились, не сыграв за «Нью-Джерси» и одной смены. Журнал Sports Illustrated поместил их фото на обложку, а клубный пресс-релиз, разбавленный историями о том, как вольно дышится советским спортсменам на американской земле, опубликовали тысячи изданий. На площадке все складывалось не так гладко. И пусть первый гол в НХЛ Фетисов забил именно в том матче, где в пару к нему поставили соотечественника, но по большей части они играли в разных сочетаниях: Слава – с канадцем Драйвером, а Сергей – с кем придется. В декабре 1989-го от услуг Старикова «Девилс» отказались. Статистика говорила о том, что он не приспособился к североамериканскому стилю (15 матчей, 0+1, «минус 8»), журналисты отмечали лишний вес игрока, потяжелевшего за несколько месяцев на 10 килограмм, а сам Сергей посчитал, что все дело было в Касатонове, которого позвали на его место.

«Возможно, у него не было настоящей поддержки со стороны жены, семьи, а сам он не смог себя преодолеть. Вдруг Стариковы бурно устраивают день рождения Сергея, а в Америке дни рождения массово не отмечают. Но они приглашают всю команду домой, где официанты в белых перчатках, где бьют фонтаны из крюшона, бочками пиво, десятки бутылок алкоголя. Почти сразу после этого Сергея отправили в майнер-лигу. Может, посчитали, что он приехал в США отдыхать, а не «пахать», – это уже версия Фетисова из его книги «Овертайм».

Самая титулованная

Вячеслав Фетисов – Алексей Касатонов, «Нью-Джерси». Сезон-1989/90 – 1992/93

Две выигранные Олимпиады, десяток побед в чемпионатах СССР, Кубок Канады и полдюжины золотых медалей с чемпионатов мира – такой именитой пары защитников не было ни одного клуба НХЛ. Игорь Ларионов, узнав о переходе Сергея Макарова в «Сан-Хосе» в 1993-м, страшно обрадовался, ведь у него появился шанс сыграть с бывшим напарником по сборной СССР. Фетисова и Касатонова перспектива еще одного объединения совсем не впечатляла. Когда «Девилс» объявили о подписании третьего за сезон защитника из ЦСКА, Вячеслав не скрывал разочарования: «Я не в восторге от этого. Сейчас у нас хороший коллектив, отличная атмосфера в команде». Но не ставить их вместе, конечно, не могли.

Результаты и «Нью-Джерси, и самого Фетисова с появлением Касатонова ожидаемо пошли в гору, хотя отношения игроков оставались напряженными. Из-за проблем, начавшихся еще в Москве, они не общались в раздевалке и на клубных банкетах, не поздравляли друг друга с заброшенными шайбами. Репортеры смаковали подробности их конфликта, обсуждая «черный дневник» Касатонова, в котором он, якобы, записывал все шаги Фетисова в бытность его игры за ЦСКА и шпионил для Виктора Тихонова.

«Конечно, я не мог не задуматься о доверии, ведь мы снова в паре, и он мог подставить меня в игре. Предположим, я пошел по старой памяти к воротам, а вдруг он меня не подстрахует? Впрочем, так оно и было несколько раз», – говорил Фетисов. Армейская пара прилично смотрелась в регулярных чемпионатах, но в плей-офф неизменно чудила. В 1990-м их ошибки в решающем матче привели к поражению «Девилс» от «Вашингтона», а в 1991-м они провалили концовку серии с «Питтсбургом». Их тандем распался в июне 1993-го, когда «Анахайм» забрал Касатонова с драфта отказов.

Самая неудачная

Сергей Баутин – Игорь Уланов, «Виннипег». Сезон-1992/93

В «Джетс» начала 90-х было столько русских, что не пересечься в одном звене они просто не могли. Но если Давыдов и Жамнов играли друг с другом относительно долго и довольно успешно, то эксперимент Джона Пэддока с двумя российскими защитниками в одной паре не удался и был завершен после нескольких матчей. У Баутина лучше получалось с Теппо Нумминеном, а когда он и Уланов выходили вместе, у ворот «Виннипега» становилось жарковато. Болельщики команды до сих пор считают это сочетание одним из худших в истории «реактивщиков», хотя с тех пор прошло 20 лет.

Самая успешная

Вячеслав Фетисов – Владимир Константинов, «Детройт». Сезон-1994/95 – 96/97

В «Детройте» и тот, и другой успели поработать с Ларри Мерфи, Полом Коффи и Никласом Лидстремом, но именно играя друг с другом (а также другими членами «Русской пятерки») они добились лучших результатов. Фетисов набрал 42 очка в 38 лет, Константинов реально претендовал на «Норрис Трофи», а «Ред Уингс» установил рекорд НХЛ по числу побед в регулярке и завоевал Кубок Стэнли. Плечистый и мощный, как танк, Владимир здорово бегал вперед и страховал партнера, который переживал очередную молодость, а Фетисов отвечал взаимностью, наслаждаясь привычной для себя комбинационной игрой.

Последний матч вместе они провели 7 июля 1997-го, в день, когда «Детройт» завершил финальную серию плей-офф с «Филадельфией», а 13-го числа спортивную карьеру Константинова прервала автомобильная авария. На следующий год «Ред Уингс» выиграет еще один Кубок Стэнли, и в его составе будет российская пара защитников Фетисов – Дмитрий Миронов.

Самая невезучая

Сергей Зубов – Сергей Гусев, «Даллас». Сезон-1998/99

Два Сергея отменно смотрелись в тренировочном лагере «Старс» в сентябре 1998-го, набирая очки и надежно играя в первой оборонительной паре. В таком составе они могли начать сезон, но за неделю до старта регулярки с «Далласом» договорился бастовавший Дэррил Сидор, который автоматом получил место рядом с Зубовым. Гусев был отправлен в фарм-клуб, а когда вернулся, одновременно на лед с тезкой почти не выходил.

Самая жесткая

Дмитрий Юшкевич – Даниил Марков/Александр Карповцев «Торонто». Сезон-1998/99 – 2000/01

И один, и второй, и третий могли наподдать любому сопернику или сыграть против него так плотно, что тот исчезал из виду на весь матч. Марков и Юшкевич шикарно провели серию с «Флайерс» в 1999-м, закрыв могучего Леклера, и нередко выходили вместе в последующих сезонах. Карповцева и Маркова выпускали убивать время в меньшинстве, и с этой задачей, прозванные за бесстрашие «камикадзе», игроки справлялись. Юшкевич и Карповцев появлялись вместе, когда нужно было «накинуть пиджак» на скоростного снайпера, вроде Буре или Селянне.

Самая трудновыговариваемая

Сергей Вышедкевич – Андрей Скопинцев, «Атланта». Сезон-2000/01

Тренер «Трэшерс» Курт Фрэзер просматривал это сочетание только на предсезонке, за что ему по сей день благодарны комментаторы матчей «Атланты».

Самая долгоиграющая

Алексей Житник – Дмитрий Калинин, «Баффало». Сезон-2000/01 – 2003/04

Проводивший по 28-30 минут за матч Житник успевал поиграть не только с Калининым, но и с Патриком, и Шмегликом, но со временем именно Дмитрий стал его постоянным партнером. Они выходили и убивать меньшинство, и реализовывать большинство, обороняясь против сильнейших нападающих соперников. После локаута Житник ушел из «Баффало» в «Айлендерс», и больше эти двое вместе не играли.

Самая неудачная-2

Дарюс Каспарайтис – Владимир Малахов, «Рейнджерс». Сезон-2002/03

Главный тренер «Айлендерс» Эл Арбур почти не задействовал Малахова и Каспарайтиса вместе, когда они играли за «островитян», но в штабе «Рейнджерс»-2002/03 посчитали, что из-за этой пары может выйти толк. По задумкам Брайана Троттье, жесткий и подвижный Каспарайтис должен был дополнять созидателя Малахова, и на предсезонке оба выглядели прилично. Но как только начались официальные матчи, у них начались ошибки, пошли удаления и, как результат, поражения «Рейнджерс».

Пара была несостоятельна ни при игре в равных составах, ни в меньшинстве, где Дарюс обычно хорош. После пяти встреч их суммарный показатель полезности был равен «минус 7», после чего Троттье понял: или он делает перестановки в составе, или изменения произойдут на тренерском посту ньюйоркцев.

Самая свежая

Алексей Емелин – Андрей Марков, «Монреаль». Сезон-2011/12 – 2012/13

О том, что они будут играть вместе, было понятно после подписания контракта с Емелиным, но из-за травмы Маркова посмотреть на эту пару вместе удалось только в марте 2012-го. Начало было печальным – один не успевал за другим, а тот постоянно терял позицию – но второй сезон в их исполнении был намного более успешным. Жаль, что сейчас травмировался уже Емелин. В Сочи эта сыгранная пара обязательно бы пригодилась.

Олимпийская

Федор Тютин – Никита Никитин, «Коламбус». Сезон-2011/12 – 2012/13

Оба в расширенном списке сборной России, так что, почему бы и нет? В «Блю Джекетс» они часто играют бок о бок, им доверяют в большинстве и не жалеют игрового времени. Никитин и Тютин не впечатлили на двух последних чемпионатах мира, но в сборной они еще не были вместе.