Краш-тест. О провале екатеринбургского «Автомобилиста» и его возможных последствиях
На самом деле, внешняя сенсационность исхода серии между «Автомобилистом» и «Сибирью» обманчива. Я ещё до начала этого противостояния, когда стали известны пары первого раунда плей-офф, был убеждён, что если сибиряки сумеют продемонстрировать свой лучший хоккей образца этой регулярки, то у «Авто» шансов будет немного. Уж больно невзрачно смотрелись уральцы по ходу регулярного чемпионата, и было мало предпосылок к тому, что в решающих играх что-то радикально изменится.
По факту можно констатировать, что «Автомобилист» провалил этот плей-офф, сыграв в играх на вылет ещё хуже, чем год назад. Тогда уральцы в первом раунде сумели пройти «Трактор», а затем были полностью переиграны уфимским «Салаватом». Теперь же даже барьер первого раунда оказался для команды Андрея Мартемьянова непреодолимым. И ведь нельзя сказать, что это вышло незаслуженно, что «Сибирь» меньше хотела или меньше наиграла на выход в следующий этап. Как раз наоборот. Новосибирцы предстали единым и хорошо отлаженным механизмом, в котором каждый элемент знает свою роль и её неукоснительно исполняет. А вот екатеринбургская команда в этом смысле разочаровала, не показав себя коллективом, объединённым единой целью, и знающей, как её достигнуть.
Априори было понятно, что в противостоянии с одной из лучших оборон лиги у нынешнего «Автомобилиста» будут большие проблемы. Так и вышло. У самого «Авто» защитная линия, мягко говоря, не блещет, да и в нападении периодически возникают трудности, особенно когда подводят легионеры. В итоге серия развивалась по сценарию, который легко читался заранее: номинальный фаворит владел преимуществом, больше времени находился в атаке, чаще бросал в створ, но особых дивидендов из этого извлечь не сумел. Все атаки уральцев разбивались о неприступные обороны сибирской обороны. «Сибирь» играла так, как и должна была: терпела, перекрывала кислород сопернику и ждала своего шанса. Особенно ярко это проявилось в первых двух матчах в Екатеринбурге, в которых, нелишне напомнить, хозяева умудрились за два часа игрового времени ни разу не поразить ворота соперника. И здесь вопросы в первую очередь к легионерской бригаде «Авто», которая бледно смотрелась в регулярке, а плей-офф просто провалила.
Андрея Мартемьянова не впервой подводят легионеры. В прошлом плей-офф наблюдалась схожая картина, и за год в этом смысле ничего не изменилось. Да, Холланд забросил одну шайбу. Да, Доус периодически оказывался на ударных позициях, не сумев реализовать ни одного из своих немногочисленных шансов. Но в целом иностранцы «Авто» производили впечатление сытых котов, которым уже ничего не надо. Вместо того, чтобы умирать на льду, они выходили на него с полным ощущением, что жизнь удалась. А ведь всё это легко читалось заранее. Доус слабо выглядел и в прошлом плей-офф, а Дэна Секстона в своё время за наплевательское отношение выгонял из «Нефтехимика» Андрей Назаров. Единственный, к кому нет никаких вопросов – голкипер Якуб Коварж. Он делал всё, что было в его силах, но и он не был способен вылечить атакующий паралич своей команды. Как и бесконечно подчищать огрехи своих партнёров у своих ворот.
Третья игра прошла по несколько иному сценарию. «Сибирь», подгоняемая своими болельщиками, играла в более активный хоккей, и при этом больше позволяла сопернику. В итоге дело дошло до овертайма, где удача была на стороне сибиряков. Счёт в серии стал 3:0, и стало понятно, что «Автомобилист» эту серию уже не вытянет. Выиграть у такой «Сибири» четыре матча подряд – из области фантастики. Правда, четвёртая игра подарила уральским болельщика надежду на чудо. После трёх неудачных матчей команда Андрея Мартемьянова наконец смогла сыграть иначе: включила скорости, постоянно создавая угрозы воротам соперника. Ещё до старта серии главной задачей «Авто» виделось не дать «Сибири» втянуть себя в свой фирменный тягучий позиционный хоккей, в котором у боевитой и заряженной сибирской команды шансов на успех априори больше. На старте серии Мартемьянову решить эту задачу не удалось, что и привело к двум фиаско в родных стенах. Четвёртая игра стала в этом смысле для уральцев образцовой. Как знать, возможно, если бы они сумели так сыграть с самого начала, исход серии был бы иным.
Но поучилось так, как получилось. «Автомобилист» сделал первый шаг от пропасти – сумел вернуть серию в Екатеринбург. Но на этом чудеса закончились. Пятая игра была очень похожа на первые две – хозяева давили, бросали, нагнетали, и при этом получали шайбы в вои ворота. Своеобразным антигероем матча стал Анатолий Голышев, который не реализовал два голевых момента и неудачно сыграл в эпизоде со вторым голом «Сибири», позволив Евгению Чесалину легко себя обыграть. Счёт 0:2 по такой игре казался для «Авто» приговором. Павел Дацюк, забив на старте третьего периода, вновь подарил поклонникам екатеринбургского клуба надежду. Этот гол действительно мог многое изменить – у «Авто» ещё оставалось достаточно времени на спасение. Но не вышло. «Сибирь» праздновала заслуженную победу и выла в следующий раунд, где сразится с «Барысом».
Понятно, что такой исход событий иначе как позором для «Автомобилиста» назвать нельзя. Команда с зарплатной ведомостью в 1,2 млрд. рублей, декларирующая самые высокие цели и задачи, сходит с дистанции уже в первом раунде плей-офф, не совладав с крепкой, вышколенной, но довольно заурядной командой, показавшей образцы рабоче-крестьянского хоккея: пахота, терпение, самоотдача, максимум простых решений. Впору задать сакраментальный вопрос: кто виноват? Конечно, отчасти виноват главный тренер, так и не придумавший, как взломать насыщенную оборону соперника. По прошлому сезону Мартемьянов произвёл самое приятное впечатление, но в этом появилось много вопросов к его тренерскому уровню. Возможно, он был несколько переоценён. Игра «Автомобилиста» в атаке не отличалась разнообразием, да и в обороне перманентно зияли дыры. Не исключаю, что Мартемьянов в итоге будет отправлен в отставку, и это будет во многом справедливо. Но нельзя не задать вопросов и другим людям. Например, хоккеистам, особенно легионерам, в ряде матчей откровенно отбывавшим номер. Или менеджерскому составу клуба, спалившему огромные деньги на Доуса и Дацюка, но не укрепившему линию защиты, которая что по именам, что по игре – одна из худших в лиге. Да и вообще состав уральцев оставляет много вопросов. Для меня очевидно, что по сравнению с прошлым сезоном он стал слабее. Руководство уральцев легко отказалось от Чесалина, Торченюка и Миловзорова (последний ушёл ещё по ходу прошлого сезона), и эти люди внесли немалый вклад в выход «Сибирь» в плей-офф и её победу в первом раунде. Именно Чесалин забил второй гол в пятом матче, оказавшийся победным. Для Мартемьянова, к слову, должно быть особенно обидно проиграть своему бывшему помощнику Николаю Заварухину, для которого текущий сезон является первым в качестве главного тренера клуба КХЛ.
Дацюк, справедливости ради, и по ходу регулярки был неплох (22 очка в 43 матчах с показателем полезности «+12»), и в серии с «Сибирью» был отнюдь не худшим. Другое дело, насколько адекватно платить ему 100 млн., которые можно было бы потратить с большей пользой. Как бы там ни было, «Автомобилист» в ближайшее время наверняка ждут большие перемены. Вылет от «Сибири» в первом раунде плей-офф – слишком громкая пощёчина, чтобы остаться без последствий. Главное, чтобы всё не ограничилось увольнением стрелочников в лице тренерского штаба. Он, безусловно, виноват, но не в нём находится корень бед. Очевидно, что «Автомобилист» - это долгосрочный и амбициозный проект, подкреплённый серьёзными финансовыми инвестициями. Но в спорте сами по себе деньги, даже очень большие – не гарантия успеха. Желательно ещё уметь грамотно ими распоряжаться. Если в Екатеринбурге осознают эту простую истину, то местный клуб сможет по-настоящему рассчитывать на большие свершения. Иначе мы и дальше будем видеть бессмысленную трату средств, не приносящую отдачи. Едва ли большим людям, дающим уральскому клубу эти самые средства, сильно улыбается подобная перспектива.
Что Авто, что Сибирь играют от контратак. У Авто плохая защита. У Сибири хорошая. И в целом лучше играют в обороне. Это вытекает из за отвратительной селекции. Про легионеров теперь, Холланд вообще плохо играет в обороне это показала ещё регулярка и вообще первое звено у Авто самое что есть отвратительное, что Доус к Холланду ни как не подходит, они тянут одеяло на себя, сколько было запоротых моментов в регулярке, когда Доус стоял открытый, а Холланд вместо передачи бросает по воротам и наоборот. Про Секстона в плей офф это ошибка, сразу видно автор смотрел матчи отрывками или же смотрел лишь за игрой Сибири. Это как минимум ставит под вопрос твою объективность. А то что Назаров его выгнал из команды это вообще ни чего не значит. Назаров то кто? И какие титулы он имеет будучи тренером? Его отовсюду отстранили за неудовлетворительные результаты, он провалил все задачи которые перед ним ставили. Доус же играл этот сезон плохо, соглашусь лишь, то что Доус не кубковый игрок.