16 мин.

Дизайн в хоккее: КХЛ vs НХЛ

NHL

Две главные хоккейные лиги планеты. Национальная Хоккейная Лига, где играют команды из США и Канады, считается сильнейшей в мире. Континентальная Хоккейная Лига, где собрались команды из России и близлежащих стран, претендует на то, чтобы соперничать с ней в успешности.

Опустим споры о том, какие игроки и клубы сильнее. Оставим в стороне разговоры о разнице в бюджетах команд (интересующимся могу порекомендовать статью о КХЛ на Медузе, где вскрывается вся подноготная). Говорить будем исключительно о дизайне. О том, как шоу подается зрителям.

 

Начнем с того, что в КХЛ повсеместно ощущается влияние НХЛ. От организации чемпионата до графических деталей. В этом, в принципе, нет ничего плохого — Американская лига с ее историей прошла огромный путь, и было бы глупо не учитывать накопленный опыт. Тем не менее, КХЛ оставляет впечатление какой-то китайской подделки Национальной Хоккейной Лиги.

Спойлер. Дальше будет много критики КХЛ. Хочется верить, что она поможет изменить дела к лучшему.

1. Логотипы лиг

NHL KHL logos

Логотип НХЛ — попсовый, но добротный. Он отлично выполняет свою функцию и даже задает тренд — Континентальная Хоккейная Лига изначально существовала в другой стилистике, но со временем все равно пришла к американской.

Логотип КХЛ — это катастрофа. Все дело в расположении букв. За 2 года я так и не научился читать надпись как КХЛ — все время получается КЛХ. Читаем мы сначала слева направо, и только потом переходим на следующую строку. Не понимаю, как можно было утвердить такое.

Подражание американцам особенно отчетливо проявляется в юбилейной версии логотипа:

NHL KHL anniv. logos

К лого НХЛ вопросов нет, а вот некоторые детали логотипа КХЛ вызывают сомнение — странный объем у единицы, кернинг в годах, надпись «ОСН. 2008».

 

2. Названия клубов

Нейминг — это тоже дизайн. Это основа. Неудачное название для продукта — как неудачный фундамент для здания.

В НХЛ что ни название, то понятный, чистый образ: Пингвины, Дьяволы, Пантеры, Красные крылья, Сабли, Койоты, Звезды, Кленовые листья, Акулы, Ураганы, Самолеты, Островитяне, Рыцари, Утки, Короли и прочие. Можно попытаться отыскать и менее ясные. Например, Capitals или Oilers. Но тут, мне кажется, дело в том, что их сложно удачно перевести на русский; для американцев они наверняка вполне благозвучны. Немного смущают имена двух клубов, Canucks и Canadiens, которые по сути означают одно и то же — канадцы. В остальном вопросов нет—вполне четкие и яркие ассоциации практически с каждым названием.

Теперь КХЛ. Я понимаю, у каждого клуба есть история, и названия не меняются как перчатки, но давайте попробуем вдуматься в то, что они значат. Нефтехимик, Металлург, Северсталь, Локомотив, Трактор, Автомобилист, ЦСКА, СКА, Авангард. Лично у меня практически половина клубов ассоциируется с военно-промышленным комплексом. Представим болельщиков, типичных для НХЛ, — молодую семью с детьми: за кого им интереснее болеть — за пингвинов или за металлургическую корпорацию?

А кто знает, что в действительности значат слова торпедо, динамо или лада? Или имена Салават Юлаев и Спартак? Никаких ассоциаций кроме спортивных клубов. Никаких образов. Отдельная тема — топонимы вместо названий: Югра, Сибирь, Амур, Сочи. География и так привязана к названию каждого клуба в виде города или региона (питерский СКА, ярославский Локомотив) — зачем включать ее в само название? Оно никак от этого не выигрывает. Еще одна тема — названия на разных языках: Йокерит, Ак Барс, Барыс, Слован, Ред Стар. Да, лига межнациональная, но все это не добавляет к ней интереса, а скорее наоборот. Также не понятно, почему команды называются единственным числом, а не множественным — почему, например, Витязь, а не Витязи?

Теперь самое интересное. Это невероятно, но в КХЛ есть целых 3 клуба под названием Динамо! Динамо Москва, Динамо Минск и Динамо Рига. Есть 2 клуба под названием Металлург! Металлург Магнитогорск и Металлург Новокузнецк (последний вылетел в ВХЛ по итогам сезона 2016–2017). Ак Барс и Барыс — это одно и то же (белый барс), просто на разных языках. СКА и ЦСКА — это армейские клубы с одинаковыми цветами и символикой.

Болельщики со стажем не задумаются, но для тех, кто только начинает разбираться в хоккее, некоторые названия, особенно поставленные рядом, звучат как анекдот:

— Папа, а кто это играет?

— ЦСКА–СКА.

Ну и вся эта путаница с футбольными и баскетбольными клубами. Не уверен, что это правильно. Что хорошего в том, что Локомотивом называются 2 совершенно разные команды, из разных городов? Футбольный — Москва. Хоккейный — Ярославль.

3. Логотипы клубов

В НХЛ-логотипах сложно найти изъяны. Они в целом сделаны качественно. Практически каждый клуб своевременно обновляет символику, и все они держатся на вполне высоком уровне.

Больше всего вопросов вызывают логотипы NY Islanders, Vancouver Canucks и LA Kings. Но если у Islanders лого не менялся с начала 70-х (за исключением добавления четвертой полосы на клюшке, символизирующей четвертый кубок Стэнли), то относительно недавние ребрендинги Canucks и Kings выглядят как-то сомнительно.

Однако, самый грустный ребрендинг в истории НХЛ произошел в 2006 году, когда Дисней продал свою команду Anaheim Mighty Ducks основателю Broadcom Corporation, Генри Самуэли.

Так самый крутой логотип в лиге стал самым безликим.

Но это все ерунда по сравнению с происходящим в КХЛ, где что-то более-менее приличное есть менее, чем у половины клубов. Я бы выделил в качестве неплохих примеров ЦСКА (их стиль недавно обновила Студия Лебедева), Red Star, Йокерит и Амур. Их, по крайней мере, было бы не стыдно поставить в один ряд с логотипами команд из НХЛ. Ну, может еще классику — московские Динамо и Спартак.

В сложившейся ситуации особенно хочется выделить логотип казанского Ак Барса. Клуб, между прочим, является двукратным обладателем Кубка Гагарина.

Реальный шанс в третий раз стать чемпионами у Ак Барса есть и в этом году — команда уже вошла в четверку лучших и сражается сейчас в серии до 4-х побед с Челябинским Трактором. Давайте обратим внимание и на их лого:

Простите.

 

4. Форма

И в НХЛ, и в КХЛ существуют строгие требования к дизайну формы игроков. Тем не менее, Континентальной Лиге здесь снова есть к чему стремиться. Это, конечно, не Швейцария, где игроки откровенно похожи на рекламные щиты:

Но и сейчас та реклама, которая разрешена, смотрится после НХЛ диковато.

 

Еще более дико смотрится реклама на шортах и шлемах:

Но КХЛ делает в этом направлении успехи. Есть перспектива того, что рекламы на форме скоро не останется.

В НХЛ к дизайну формы относятся предельно трепетно. Само собой, никакой рекламы. Максимум — скромные логотипы производителей хоккейной экипировки, но и для них есть строгие ограничения. Например, на шлеме логотип производителя может располагаться только спереди, причем он не должен блестеть. Вы не найдете таких шлемов в обычных магазинах.

Стоковый шлем и шлем игрока НХЛ:

Даже одноразовая, приуроченная к специальным играм форма продумана до мелочей, и для нее готовится отдельная презентация. Вот, к примеру, форма Toronto Maple Leafs, в которой они выступали в Stadium Series в этом году.

Уделяется внимание даже тем деталям, которые не будут видны публике (на самом деле будут, т.к. все эти фото работают в прессе и соцсетях):

Добавлю, что в дизайне формы команд из КХЛ не обошлось без заимствований из НХЛ. К примеру, один из сильнейших клубов, питерский СКА, не стесняется копировать стиль New York Rangers:

5. Стадионы

Вместимость стадионов НХЛ — 15 000–20 000 человек. Даже самый большой ледовый дворец России, находящийся в Питере, не превзойдет по размерам самый маленький стадион, где выступают команды из НХЛ. Но это не главная беда КХЛ.

Вот так выглядят места в первых рядах на матче НХЛ:

Недавно я сидел в первом ряду на домашней арене ЦСКА, и передо мной разворачивался следующий вид:

Радует то, что можно проходить по электронным билетам. Правда, пользоваться ими не очень удобно, потому что выпускаются они в PDF-формате.

И немного о еде. Рацион болельщика КХЛ не отличается разнообразием — кола, хот-доги, картошка-фри. Я не был на играх НХЛ живьем, но, кажется, там ситуация не сильно лучше. Здесь отличным ориентиром могла бы послужить сеть кинотеатров Каро Фильм, по крайней мере их пространство в Атриуме на Курской в Москве. С удивлением недавно обнаружил, что помимо стандартных попкорна и колы они предлагают много отличных здоровых продуктов — фрукты, нарезанные овощи, орехи, смузи. И попкорн у них божественный. С нормальной едой даже 6-часовые матчи не страшны.

 

6. ТВ

Можно придираться к расписанию (иногда просто нет прямой трансляции определенной игры, если матчи идут параллельно), к дикторам или к заставкам, но у КХЛ есть 2 собственных телеканала, и это круто. Многие игры транслируются также по МатчТВ.

Но НХЛ идет дальше. Свои каналы здесь есть у самих команд! Это, правда, не полноценные телеканалы, а скорее сюжеты о жизни клуба, но они, к примеру, отлично работают в интернете. Съемочные группы не просто документируют жизнь игроков, тренеров и персонала, но и устраивают специальные развлекательные события с их участием, которые выходят далеко за рамки хоккея.

Сама лига и прочие спортивные ресурсы также выпускают всевозможные видео с участием игроков, где обычно много юмора. Ничего похожего, связанного с КХЛ я не видел.

Про компьютерные игры говорить не буду — нечего сравнивать.

Кстати, у команд НХЛ есть и свои радиостанции, причем 24/7.

 

7. Соцсети

Ограничимся Инстаграмом. Коротко, но репрезентативно.

Клубы НХЛ постят динамичные, профессионально сделанные заставки, анимированную инфографику. Клубы КХЛ — в основном картинки провинциального качества.

Инстаграмы московского Динамо и питтсбургских Пингвинов:

И вернемся на секунду к названиям клубов. Попробуйте различить в Инстаграме посты от hcska и hccska.

8. Сайты

В НХЛ есть один главный сайт —nhl.com. Все официальные сайты команд находятся под этим доменом и выглядят как-то так:

Не идеально, но и не ужасно. Вся важная информация и функции здесь есть. Главное — эффективно, потому что все механизмы централизованы и едины для всех клубов.

Для сайтов команд КХЛ едина лишь шапка. Дальше — кто во что горазд.

В основном все выглядит жалко:

Но есть и сносные примеры:

КХЛ, это какая-то шляпа, а не шапка:

Теперь к основным сайтам лиг . Они настолько похожи, что даже поиск работает практически идентично. Я провел эксперимент, пытаясь найти профиль Валерия Ничушкина, выступавшего за Даллас, а теперь играющего за ЦСКА. На обоих сайтах глобальный поиск выдал список упоминаний игрока в различных статьях, при этом сайт НХЛ предложил в выпадающем списке ссылку на профиль, а сайт КХЛ — увы.

На страницах результатов обоих сайтов ссылки на профиль не было, зато здесь сайт КХЛ подсветил искомое слово.

Далее я перешел в раздел «Игроки» и воспользовался отдельной формой поиска по именам.

 

Удивился, что на обоих сайтах не работает кнопка Enter, и нужно кликать по имени в выпадающем списке. Неудобно.

Механика сайтов в целом не очень продумана. На сайте КХЛ нажимаешь на раздел «Игроки», тут же пытаешься кликнуть на форму поиска, но сверху в этот момент успевает подгрузиться реклама, поэтому форма прыгает вниз, и ты промахиваешься, оказываясь на совершенно ненужной странице.

На сайте КХЛ в профиле игрока почему-то не указаны единицы измерения роста и веса.

Профиль игрока на nhl.com:

В целом сайт КХЛ выглядит аккуратнее, но обоим ресурсам есть над чем работать. Мелочей много, и из них складывается впечатление о сайте, которое является частью впечатления от всей лиги.

 

9. Мобильные приложения

Как и в случае с сайтами, приложения КХЛ и НХЛ очень похожи друг на друга. Каждое встречает примерно одинаковым вступлением, содержит те же разделы и кастомизируется под любимые команды.

Посмотрим на профили игроков. Слева — приложение NHL. Справа — КХЛ.

Верстка в приложении НХЛ выглядит в целом аккуратнее. В КХЛ мы видим выпирающие цифры («18:45» с трудом вписывается в круг), круги с показателями, которые липнут к заголовку (Stats), неоправданные расстояния (например, между 29 и Points), кривую сетку (произвольные расстояния между Height, Weight, Age и Grip). Как и на сайте, нет единиц измерения веса и роста игрока.

Но самое поразительное — это цифры. Во-первых, за какой период эта статистика? Это регулярный чемпионат или плей-офф? Какой год? А 29 очков, из которых 15 передач и 146 голов — как такое возможно? Откровенный баг. Пользоваться приложением после таких факапов вообще нет желания.

 

Любите хоккей

Хоккей прекрасен. Им могут увлекаться все — от 5-летних девочек до 65-летних дедушек, — если он подается красиво и не ассоциируется с быдляком.

Уровень хоккея в КХЛ достаточно высок. Сама игра доставляет удовольствие. Но продукт — это не просто игра, а еще миллион вещей, которые ее сопровождают. Им нужно внимание.

Уверен, у КХЛ найдется миллион оправданий по каждому пункту, но если лига действительно хочет стать коммерчески успешной, а не висеть на шее у государства, то ей стоило бы поискать способы расширить аудиторию и всерьез заняться дизайном своего продукта.