Дизайн в хоккее: КХЛ vs НХЛ
Две главные хоккейные лиги планеты. Национальная Хоккейная Лига, где играют команды из США и Канады, считается сильнейшей в мире. Континентальная Хоккейная Лига, где собрались команды из России и близлежащих стран, претендует на то, чтобы соперничать с ней в успешности.
Опустим споры о том, какие игроки и клубы сильнее. Оставим в стороне разговоры о разнице в бюджетах команд (интересующимся могу порекомендовать статью о КХЛ на Медузе, где вскрывается вся подноготная). Говорить будем исключительно о дизайне. О том, как шоу подается зрителям.
Начнем с того, что в КХЛ повсеместно ощущается влияние НХЛ. От организации чемпионата до графических деталей. В этом, в принципе, нет ничего плохого — Американская лига с ее историей прошла огромный путь, и было бы глупо не учитывать накопленный опыт. Тем не менее, КХЛ оставляет впечатление какой-то китайской подделки Национальной Хоккейной Лиги.
Спойлер. Дальше будет много критики КХЛ. Хочется верить, что она поможет изменить дела к лучшему.
1. Логотипы лиг
Логотип НХЛ — попсовый, но добротный. Он отлично выполняет свою функцию и даже задает тренд — Континентальная Хоккейная Лига изначально существовала в другой стилистике, но со временем все равно пришла к американской.
Логотип КХЛ — это катастрофа. Все дело в расположении букв. За 2 года я так и не научился читать надпись как КХЛ — все время получается КЛХ. Читаем мы сначала слева направо, и только потом переходим на следующую строку. Не понимаю, как можно было утвердить такое.
Подражание американцам особенно отчетливо проявляется в юбилейной версии логотипа:
К лого НХЛ вопросов нет, а вот некоторые детали логотипа КХЛ вызывают сомнение — странный объем у единицы, кернинг в годах, надпись «ОСН. 2008».
2. Названия клубов
Нейминг — это тоже дизайн. Это основа. Неудачное название для продукта — как неудачный фундамент для здания.
В НХЛ что ни название, то понятный, чистый образ: Пингвины, Дьяволы, Пантеры, Красные крылья, Сабли, Койоты, Звезды, Кленовые листья, Акулы, Ураганы, Самолеты, Островитяне, Рыцари, Утки, Короли и прочие. Можно попытаться отыскать и менее ясные. Например, Capitals или Oilers. Но тут, мне кажется, дело в том, что их сложно удачно перевести на русский; для американцев они наверняка вполне благозвучны. Немного смущают имена двух клубов, Canucks и Canadiens, которые по сути означают одно и то же — канадцы. В остальном вопросов нет—вполне четкие и яркие ассоциации практически с каждым названием.
Теперь КХЛ. Я понимаю, у каждого клуба есть история, и названия не меняются как перчатки, но давайте попробуем вдуматься в то, что они значат. Нефтехимик, Металлург, Северсталь, Локомотив, Трактор, Автомобилист, ЦСКА, СКА, Авангард. Лично у меня практически половина клубов ассоциируется с военно-промышленным комплексом. Представим болельщиков, типичных для НХЛ, — молодую семью с детьми: за кого им интереснее болеть — за пингвинов или за металлургическую корпорацию?
А кто знает, что в действительности значат слова торпедо, динамо или лада? Или имена Салават Юлаев и Спартак? Никаких ассоциаций кроме спортивных клубов. Никаких образов. Отдельная тема — топонимы вместо названий: Югра, Сибирь, Амур, Сочи. География и так привязана к названию каждого клуба в виде города или региона (питерский СКА, ярославский Локомотив) — зачем включать ее в само название? Оно никак от этого не выигрывает. Еще одна тема — названия на разных языках: Йокерит, Ак Барс, Барыс, Слован, Ред Стар. Да, лига межнациональная, но все это не добавляет к ней интереса, а скорее наоборот. Также не понятно, почему команды называются единственным числом, а не множественным — почему, например, Витязь, а не Витязи?
Теперь самое интересное. Это невероятно, но в КХЛ есть целых 3 клуба под названием Динамо! Динамо Москва, Динамо Минск и Динамо Рига. Есть 2 клуба под названием Металлург! Металлург Магнитогорск и Металлург Новокузнецк (последний вылетел в ВХЛ по итогам сезона 2016–2017). Ак Барс и Барыс — это одно и то же (белый барс), просто на разных языках. СКА и ЦСКА — это армейские клубы с одинаковыми цветами и символикой.
Болельщики со стажем не задумаются, но для тех, кто только начинает разбираться в хоккее, некоторые названия, особенно поставленные рядом, звучат как анекдот:
— Папа, а кто это играет?
— ЦСКА–СКА.
Ну и вся эта путаница с футбольными и баскетбольными клубами. Не уверен, что это правильно. Что хорошего в том, что Локомотивом называются 2 совершенно разные команды, из разных городов? Футбольный — Москва. Хоккейный — Ярославль.
3. Логотипы клубов
В НХЛ-логотипах сложно найти изъяны. Они в целом сделаны качественно. Практически каждый клуб своевременно обновляет символику, и все они держатся на вполне высоком уровне.
Больше всего вопросов вызывают логотипы NY Islanders, Vancouver Canucks и LA Kings. Но если у Islanders лого не менялся с начала 70-х (за исключением добавления четвертой полосы на клюшке, символизирующей четвертый кубок Стэнли), то относительно недавние ребрендинги Canucks и Kings выглядят как-то сомнительно.
Однако, самый грустный ребрендинг в истории НХЛ произошел в 2006 году, когда Дисней продал свою команду Anaheim Mighty Ducks основателю Broadcom Corporation, Генри Самуэли.
Так самый крутой логотип в лиге стал самым безликим.
Но это все ерунда по сравнению с происходящим в КХЛ, где что-то более-менее приличное есть менее, чем у половины клубов. Я бы выделил в качестве неплохих примеров ЦСКА (их стиль недавно обновила Студия Лебедева), Red Star, Йокерит и Амур. Их, по крайней мере, было бы не стыдно поставить в один ряд с логотипами команд из НХЛ. Ну, может еще классику — московские Динамо и Спартак.
В сложившейся ситуации особенно хочется выделить логотип казанского Ак Барса. Клуб, между прочим, является двукратным обладателем Кубка Гагарина.
Реальный шанс в третий раз стать чемпионами у Ак Барса есть и в этом году — команда уже вошла в четверку лучших и сражается сейчас в серии до 4-х побед с Челябинским Трактором. Давайте обратим внимание и на их лого:
Простите.
4. Форма
И в НХЛ, и в КХЛ существуют строгие требования к дизайну формы игроков. Тем не менее, Континентальной Лиге здесь снова есть к чему стремиться. Это, конечно, не Швейцария, где игроки откровенно похожи на рекламные щиты:
Но и сейчас та реклама, которая разрешена, смотрится после НХЛ диковато.
Еще более дико смотрится реклама на шортах и шлемах:
Но КХЛ делает в этом направлении успехи. Есть перспектива того, что рекламы на форме скоро не останется.
В НХЛ к дизайну формы относятся предельно трепетно. Само собой, никакой рекламы. Максимум — скромные логотипы производителей хоккейной экипировки, но и для них есть строгие ограничения. Например, на шлеме логотип производителя может располагаться только спереди, причем он не должен блестеть. Вы не найдете таких шлемов в обычных магазинах.
Стоковый шлем и шлем игрока НХЛ:
Даже одноразовая, приуроченная к специальным играм форма продумана до мелочей, и для нее готовится отдельная презентация. Вот, к примеру, форма Toronto Maple Leafs, в которой они выступали в Stadium Series в этом году.
Уделяется внимание даже тем деталям, которые не будут видны публике (на самом деле будут, т.к. все эти фото работают в прессе и соцсетях):
Добавлю, что в дизайне формы команд из КХЛ не обошлось без заимствований из НХЛ. К примеру, один из сильнейших клубов, питерский СКА, не стесняется копировать стиль New York Rangers:
5. Стадионы
Вместимость стадионов НХЛ — 15 000–20 000 человек. Даже самый большой ледовый дворец России, находящийся в Питере, не превзойдет по размерам самый маленький стадион, где выступают команды из НХЛ. Но это не главная беда КХЛ.
Вот так выглядят места в первых рядах на матче НХЛ:
Недавно я сидел в первом ряду на домашней арене ЦСКА, и передо мной разворачивался следующий вид:
Радует то, что можно проходить по электронным билетам. Правда, пользоваться ими не очень удобно, потому что выпускаются они в PDF-формате.
И немного о еде. Рацион болельщика КХЛ не отличается разнообразием — кола, хот-доги, картошка-фри. Я не был на играх НХЛ живьем, но, кажется, там ситуация не сильно лучше. Здесь отличным ориентиром могла бы послужить сеть кинотеатров Каро Фильм, по крайней мере их пространство в Атриуме на Курской в Москве. С удивлением недавно обнаружил, что помимо стандартных попкорна и колы они предлагают много отличных здоровых продуктов — фрукты, нарезанные овощи, орехи, смузи. И попкорн у них божественный. С нормальной едой даже 6-часовые матчи не страшны.
6. ТВ
Можно придираться к расписанию (иногда просто нет прямой трансляции определенной игры, если матчи идут параллельно), к дикторам или к заставкам, но у КХЛ есть 2 собственных телеканала, и это круто. Многие игры транслируются также по МатчТВ.
Но НХЛ идет дальше. Свои каналы здесь есть у самих команд! Это, правда, не полноценные телеканалы, а скорее сюжеты о жизни клуба, но они, к примеру, отлично работают в интернете. Съемочные группы не просто документируют жизнь игроков, тренеров и персонала, но и устраивают специальные развлекательные события с их участием, которые выходят далеко за рамки хоккея.
Сама лига и прочие спортивные ресурсы также выпускают всевозможные видео с участием игроков, где обычно много юмора. Ничего похожего, связанного с КХЛ я не видел.
Про компьютерные игры говорить не буду — нечего сравнивать.
Кстати, у команд НХЛ есть и свои радиостанции, причем 24/7.
7. Соцсети
Ограничимся Инстаграмом. Коротко, но репрезентативно.
Клубы НХЛ постят динамичные, профессионально сделанные заставки, анимированную инфографику. Клубы КХЛ — в основном картинки провинциального качества.
Инстаграмы московского Динамо и питтсбургских Пингвинов:
И вернемся на секунду к названиям клубов. Попробуйте различить в Инстаграме посты от hcska и hccska.
8. Сайты
В НХЛ есть один главный сайт —nhl.com. Все официальные сайты команд находятся под этим доменом и выглядят как-то так:
Не идеально, но и не ужасно. Вся важная информация и функции здесь есть. Главное — эффективно, потому что все механизмы централизованы и едины для всех клубов.
Для сайтов команд КХЛ едина лишь шапка. Дальше — кто во что горазд.
В основном все выглядит жалко:
Но есть и сносные примеры:
КХЛ, это какая-то шляпа, а не шапка:
Теперь к основным сайтам лиг . Они настолько похожи, что даже поиск работает практически идентично. Я провел эксперимент, пытаясь найти профиль Валерия Ничушкина, выступавшего за Даллас, а теперь играющего за ЦСКА. На обоих сайтах глобальный поиск выдал список упоминаний игрока в различных статьях, при этом сайт НХЛ предложил в выпадающем списке ссылку на профиль, а сайт КХЛ — увы.
На страницах результатов обоих сайтов ссылки на профиль не было, зато здесь сайт КХЛ подсветил искомое слово.
Далее я перешел в раздел «Игроки» и воспользовался отдельной формой поиска по именам.
Удивился, что на обоих сайтах не работает кнопка Enter, и нужно кликать по имени в выпадающем списке. Неудобно.
Механика сайтов в целом не очень продумана. На сайте КХЛ нажимаешь на раздел «Игроки», тут же пытаешься кликнуть на форму поиска, но сверху в этот момент успевает подгрузиться реклама, поэтому форма прыгает вниз, и ты промахиваешься, оказываясь на совершенно ненужной странице.
На сайте КХЛ в профиле игрока почему-то не указаны единицы измерения роста и веса.
Профиль игрока на nhl.com:
В целом сайт КХЛ выглядит аккуратнее, но обоим ресурсам есть над чем работать. Мелочей много, и из них складывается впечатление о сайте, которое является частью впечатления от всей лиги.
9. Мобильные приложения
Как и в случае с сайтами, приложения КХЛ и НХЛ очень похожи друг на друга. Каждое встречает примерно одинаковым вступлением, содержит те же разделы и кастомизируется под любимые команды.
Посмотрим на профили игроков. Слева — приложение NHL. Справа — КХЛ.
Верстка в приложении НХЛ выглядит в целом аккуратнее. В КХЛ мы видим выпирающие цифры («18:45» с трудом вписывается в круг), круги с показателями, которые липнут к заголовку (Stats), неоправданные расстояния (например, между 29 и Points), кривую сетку (произвольные расстояния между Height, Weight, Age и Grip). Как и на сайте, нет единиц измерения веса и роста игрока.
Но самое поразительное — это цифры. Во-первых, за какой период эта статистика? Это регулярный чемпионат или плей-офф? Какой год? А 29 очков, из которых 15 передач и 146 голов — как такое возможно? Откровенный баг. Пользоваться приложением после таких факапов вообще нет желания.
Любите хоккей
Хоккей прекрасен. Им могут увлекаться все — от 5-летних девочек до 65-летних дедушек, — если он подается красиво и не ассоциируется с быдляком.
Уровень хоккея в КХЛ достаточно высок. Сама игра доставляет удовольствие. Но продукт — это не просто игра, а еще миллион вещей, которые ее сопровождают. Им нужно внимание.
Уверен, у КХЛ найдется миллион оправданий по каждому пункту, но если лига действительно хочет стать коммерчески успешной, а не висеть на шее у государства, то ей стоило бы поискать способы расширить аудиторию и всерьез заняться дизайном своего продукта.
Ну и как можно было не упомянуть такое чудо как плеер на сайте КХЛ. Вот уж где точно НХЛ на три головы выше
На счет рекламы согласен, не нужна, только на экипировке. Не нужны также всякие нашивки типа 10 сезон, рисунок кубка, номера на рукаве, эмблемы на плечах, названия клубов на форме.
По эмблемам и названиям - чистая вкусовщина. Оставим в стороне ужас, типа Ак Барса. Эмблемы Динамо и Спартака старше многих в НХЛ и просто требуют грамотной прорисовки. Автор признаёт что это "классика", а названия надо поменять, потому что таких аж три штуки :) У нас исторически сложился другой стиль названий команд. Ничего плохого в нём нет. Тоже Динамо было всесоюзной организацией и под этим именем существовали клубы в разных городах и разных видах спорта. Так же как Торпедо и т.д. "А Динамо бежит?" :)
Эмблема "майти дакс" конечно многим нравится, но как мне кажется большинство из них, те кто смотрел в детстве-юности одноимённый фильм. Это к вопросу о вкусах. Мне лично она довольно параллельна. Её "мультяшность" никогда особо не впечатляла. Осталась бы старая, я б был не против - оригинальности не отнять. Нынешняя максимально безликая.
Среди тех которые хороши не упомянута Сибирь. На 100% уверен, будь это эмблема клуба НХЛ - называлась бы в числе лучших. Особенно в сочетании с клубными цветами. В кхл точно в число лучших входит.
Сайт НХЛ эталон в плане статистики, но к его работе куча претензий. Тот же плейер не на много лучше кхловского. Зато есть free game почти каждый день. Также и приложение для ios, которым я пользуюсь на планшете далеко от совершенства и по моим наблюдениям лучше не становится :( Опять же не в плане информативности, а в качестве работы и удобства. Также есть приложение для apple tv - там всё прекрасно.
Кстати не понял почему у автора не работает enter в поиске на сайте нхл - там всё ок. КХЛ не проверял.
Самая жесть это канал кхл на ютубе, который закрывает просмотр своих видеороликов для пользователей за границей.
В общем хорошее (а его много) надо брать у нхл смелее. "Косые взгляды" забудутся, а польза останется. Лишь бы с умом. Пока что лопатой черпать - не перечерпать.