«Over the Limit»: запредельная гимнастика или просто кино?
Лет семь назад, когда гимнастика только входила покрепче в мою жизнь, мне безумно хотелось попасть в Октябрьский дворец в Киеве. Там находится Школа Дерюгиных, где целыми днями с одним лишь выходным в неделю тренируются лучшие гимнастки страны. Я мечтала попасть вовнутрь, чтоб узнать, как все это работает – этот мир с идеальными на ковре девочками, неземными существами с безупречным макияжем и неизменной улыбкой. В Школу Дерюгиных я так и не попала. И сейчас я почти уверена: это к счастью.
Возможно, именно это позволило мне сохранить трепетное отношение к любимой художественной гимнастике. К лучшему в мире виду спорта, лучшему виду искусства и занятию в принципе. Все семь лет ничто (ну, почти ничто) не мешало мне считать гимнастику той силой красоты, которая спасет каждого к ней прикоснувшегося.
Так было семь лет. До фильма «За пределом» (Over the limit) польского режиссера Марты Прус.
О том, что о Маргарите Мамун снимают фильм, стало известно после Олимпиады в Рио. Сама гимнастка рассказала, что два года за ней повсюду – на соревнования, тренировки и даже домой – ходила девушка-режиссер с камерой, записывая ее путь к Играм. В конце 2017 года документальный фильм начали показывать на различных кинофестивалях. Из названия и короткого описания было ясно, что фильм далек от розовых соплей о прекрасности гимнастики и ура-патриотизма в стиле «нашигимнасткилучшевсех».
Первые отзывы - «вот он какой, жестокий мир большого спорта» - на просмотр не воодушевляли. Сплетни – «вот этот фильм удаляют с Ютьюба, потому что боятся страшной правды» - убивали желание еще больше. Но это был фильм о моей гимнастике, и я не могла его не посмотреть.
Я знала о строгости и порой жестокости в Новогорске, знала, что Винер ни с кем не сюсюкается и что для нее скамейка запасных всегда длинна. Я в курсе, что большой спорт – это травмы, в том числе психологические. Я хоть и влюбленными глазами смотрю на гимнастику, но способна заметить отношение тренеров к спортсменкам. И все равно фильм меня шокировал.
После первого просмотра я пару дней не могла выбросить из головы увиденное о якобы моей гимнастике. Этот мир был чужим. Мне было стыдно за себя. За то, как я восхищаюсь художественной гимнастикой. Я чувствовала себя так глупо, словно я расхваливала представления в цирке, зная, каково там отношение к животным. Сравнение не очень, но это фильм такой.
Первое – бьет по ушам грубый мат. Но за ним скрывается нечто похуже, к чему я терпима еще меньше – отношение к подчиненному (тут – к спортсмену), как к последнему ничтожеству путем оскорблений. В начале фильма после не очень удачного выступления на чемпионате мира Маргарита Мамун узнает от главного тренера Ирины Винер, что она не боец и потому – пусть идет нахер. Чуть позже уже личный тренер Амина Зарипова называет ее «придурком» и отправляет в «п***у», кода она на тренировке не бьет булавой по полу во время поворота.
В процессе подготовки к Олимпийским играм Мамун проходит через ряд неудачных выступлений. Жалуется на боль в стопе и ее отправляют к врачу, успокоив тем, что здоровых спортсменов не бывает. А совсем близко к Олимпиаде Маргарита узнает, что у ее отца нашли рак. И хоть она сама не говорит об этом никому, тренеры все равно узнают.
Я помню, как Винер рассказывала в интервью после каждых соревнований, что Мамун – это гимнастка, которая выступает на образе. И даже была с ней в некоторой мере согласна. В целом очень часто звучит фраза о том, как важно показывать чувства на ковре. Могла ли я когда-либо подумать, что перед выходом на площадку тренер приказала гимнастке выступать и в упражнении просить Бога, чтоб не умер ее смертельно больной папа?
«Трагедия! Трагедия! Тут была любовь, а теперь трагедия! Расскажи все про папу! Расскажи все! Только не как трус! Рассказывай! Рассказывай! Рассказывай! Рассказывай! Бога проси!» - кричит Винер и, как ни странно, Мамун подчиняется.
Добивает контрольная тренировка перед Олимпиадой. Ирина Винер заявляет об отсутствии морально-волевой подготовки гимнастки и при этом не жалеет слов, чтоб, видимо, настроить на победу. «Ты вроде вся такая добрая, такая вся нежная, добрая. Пошла ты в ж**у со своей нежностью, тварь! Скотина такая», - слышит в свой адрес Мамун.
То, как заканчивается фильм, по-настоящему удивляет. Даже меня, хотя я в принципе знала, чем завершилась Олимпиада для Мамун.
«На следующий день Рита выиграла олимпийское золото. Через два дня после того, как она вернулась из Бразилии, ее отец умер от рака. Вскоре после этого она решила уйти из художественной гимнастики», - такие слова появляются на экране в конце фильма.
Как вообще было возможно выиграть Олимпиаду после контрольной тренировки, на которой все предметы валились с рук, и каждая потеря сопровождалась оскорблением? В состоянии аффекта, что ли?
После первого просмотра меня не покидал вопрос – вот это и есть хваленная подготовка российских гимнасток? А еще не давало покоя – тренеры поносят Мамун, словно она проиграла все на свете, но ведь со всех соревнований она привозила медали, проигрывала в основном только Кудрявцевой. В российской сборной сами знают и признают, что оценки часто ставятся за красивые глаза.
В фильме Зарипова требует от Мамун сделать элемент хоть как-нибудь, хоть один правильный поворот – мол, так все равно судьи засчитают. Упоминается «своя судья», которая «хочет поставить тебе оценку», а ты «подводишь людей». Будь это какой-нибудь футбол, мне кажется, уже бы начались международные расследованиями о коррупции в спорте. Но это художественная гимнастика.
Когда я смотрела фильм во второй раз, я уже не судила так строго тренеров. Жаль было Амину Зарипову, которой доставалось не меньше Риты. И даже для Винер у меня нашлось одобрение – приятно, что она не позволяла Мамун халтурить на элементах и требовала исполнения высшего класса. Но меня все так же передернуло от Винер, которая вальяжно жуя жвачку проходит с видом властвующей хозяйки за кулисами перед соревнованиями.
О чем же этот фильм? Что хотела сказать автор? Это точно не фильм-подковерная сага. Не фильм против гимнастики. Может, фильм вообще против большого спорта? Снова показать, какая жестокая советская-российская система? Возможно. Для меня же этот фильм – о людях. Как сохранить человечность в условиях постоянного давления, как не возненавидеть людей, открыто тебя оскорбляющих, даже если для благого дела? Что в целом важнее в этом мире – наш труд ради славы, страны, чего-то большого, или же жизнь ради самых близких – родителей, любимого?
Поменял ли фильм мое отношение к художественной гимнастике? Может быть… Но! Мне казалось, что этот фильм раскрывает сущность побед российских гимнасток, истинное лицо Ирины Винер, ту же коррупцию. Но сама Винер позволила этот фильм снять, а потом и показать миру. Сама пришла на премьеру в России, похвалила за правдивость. Это отношение ко всему показанному, как к фильму? Почему тогда я должна менять свое отношение к гимнастике, раз это всего лишь фильм?
Моя гимнастика все так же прекрасна, если в ней есть такие люди, как Мамун!
Но фильм очень тяжелый.
Может конечно это очень действенный метод тренировок. Но ваше сравнение с цирком и животными мне кажется прямо в точку. Такие же были ощущения.