«В США милдронат достать нелегко». Юрист о деле Шараповой
Повод грустный и чересчур злободневный, но что поделать. В истории с мельдонием (Милдронатом) слишком много несостыковок, странных деталей, из-за чего очень хочется выстроить конспирологическую теорию.
Для начала все-таки о фактах – зачем нужна была такая пресс-конференция Марии Шараповой с точки зрения права? Кодекс Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), с которым под подпись ознакамливаются члены спортивных федераций (в данном случае это ITF, Международная федерация тенниса), предписывает наказание за умышленное употребление запрещенных веществ – 4 года. За отсутствие умысла – 2 года. Так на что же надеются адвокаты Шараповой, которые говорят о возможности отсутствии наказания?
И тут в дело вступает еще несколько норм Кодекса в пункте 10.4, которые говорят о том, что если нарушение было малозначительным (No Significant Fault), либо допущенным по небрежности (Negligence) -в таких случаях наказание в виде дисквалификации и недопущения до соревнований может быть снято, если, конечно, факт малозначительности или небрежности будет доказан.
Шарапова на пресс-конференции ясно дала понять – она невнимательно прочитала обновленный список запрещенных веществ, да и он еще был подписан неизвестным ей названием. Это и есть небрежность.
Однако, вернемся к несостыковкам.
1. Мельдоний, который у нее нашли, придумал в 70-е латышский профессор Ивар Калвиньш, и этот препарат распространялся только на территории стран Восточной Европы. На этом препарате попались сейчас только русские, украинцы и эфиопы. Русские и украинцы понятно – принимали Милдронат по указке тренеров и врачей, вышедших из советских школ. С эфиопами тоже все можно объяснить – тесные отношения Эфиопии и стран соцлагеря до падения СССР, а на зарубежных форумах можно найти и информацию о том, что связанное лицо с дисквалифицированными бегунами – тренер Костре, который набирался опыта как раз в Восточной Европе. Вопрос, который возникает: с чего бы это Шарапова, у которой в тренерском штабе интернационал, но ни одного человека из Восточной Европы, внезапно попалась на советском препарате? К тому же в США Милдронат ограничен в обороте, достать его нелегко. Подозрение падает на мифического «семейного доктора», который нигде не светится, но как-то не верится, что его рекомендации обходят тренерский штаб, особенно в свете такого вязкого антидопингового законодательства.
2. Очень странная сказка Шараповой о том, что список запрещенных с 2016 препаратов был такой длинный, что она не заметила мельдоний. В идеально продуманном спиче Марии, направленном на то, чтобы выбить у ВАДА скидку на небрежность, этот момент (хоть и центральный для всей стратегии) выбивается – ну это же просто невозможно. Если взглянуть на документ, который должны были получать спортсмены – там одна страница и абзац на второй. И пресловутый мельдоний дан под обоими названиями (Милдронат тоже там). В середине релиза. То есть это надо быть Марио Балотелли, чтобы проморгать это. Шарапова вроде же топ-спортсменка, с чего бы ей так лажать.
3. Если посмотреть на спортивные новости с сентября до Нового года, то включение мельдония в список запрещенных препаратов никого особо не волновал, кроме Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Проверив другие иностранные антидопинговые агентства, можно увидеть, что, как минимум, у испанцев и США таких специальных пресс-релизов не было. Это наталкивает на мысль, что запрет мельдония вполне может быть пролоббированной акцией (спасибо, кэп!) против российских спортсменов и всех, кто рядом, поскольку о Милдронате никто, кроме стран бывшего СССР, и не слышал. Можно здесь вспомнить и быстрый выезд и трудоустройство в США одного из руководителей антидопинговой лаборатории Тимофея Соболевского – вряд ли бы, по всем законам жанра, ему бы удалось это сделать без покровительства и слива информации.
4. За последние 10 лет в теннисе не было ни одного большого допингового скандала, а если таковые и случались, то они либо не случались с топовыми теннисистами, либо сливались на тормозах. Это к тому, что наверняка в теннисе топов оберегают как зеницу ока, так как на них завязано слишком много денег. Поэтому явка с повинной Шараповой, которая (как бы ни хотелось Серене Уильямс) и есть женский теннис, это аномалия. Еще одна деталь – Мария созвала пресс-конференцию до того, как ITF пустило информацию о ее положительной пробе. Почему-то кажется, что они и не стали бы это делать и решали бы вопрос в кулуарах, так как это выстрел себе же в ногу.
5. Ответ на вечный вопрос – наша Маша или не наша – кроется в том, может ли Шарапова быть идеальным засланным советским агентом как в сериале The Americans? Смотрите, Шарапова живет и тренируется за рубежом, посещает Россию по большим праздникам, но как только происходит какое-то глобальное русское событие – она тут как тут, идеальная спортсменка, комсомолка и вообще. Кто нес факел в Сочи-2014 и не вызывал никаких нареканий в отличие от замеченных в кровосмешении с властью Кабаевой, Родниной, Третьяком и других? Кто, как только Отечество в опасности, приезжает на Кубок Федерации с большой помпой? И наконец, кто теперь стал лицом самого резонансного в истории длящегося допингового скандала российских спортсменов?
Соответственно из-за стольких непонятных вещей выходит теория всероссийского заговора для дискредитации ВАДА в связи с отстранением кучи российских легкоатлетов от соревнований и Рио-2016.
В идеальном мире, где российские спортивные чиновники хитрые и думают на несколько шагов вперед, разворачивается масштабная кампания со следующими тезисами:1. Мельдоний не улучшает результаты спортсменов, об этом говорят все, включая создателя Ивара Калвиньша, а потому его включение в запрещенный список в сентябре 2015 — полная лажа, ВАДА тупицы, всех уволить. К тому же ВАДА тупицы, так как разрешают мотоциклистам пить алкоголь во время соревнований, а клофелин принимать можно всем (и это даже не шутка, если обратиться к вышеупомянутым изменениям в списке запрещенных веществ).2. Если даже идеальная во всех отношениях Шарапова попалась на допинге, то значит, что антидопинговые нормы – это фашизм, ущемление прав человека, ВАДА тупицы, всех уволить.3. Бедный конькобежец Кулижников – сначала его дисквалифицировали за употребление стандартного энергетика, а теперь за Милдронат, который ничего не делает. ВАДА тупицы, всех уволить.
В результате ВАДА пересматривает решение о мельдонии, исключает его из списка запрещенных препаратов, а затем отменяет всем дисквалификации, и все российские спортсмены едут на радостях в Рио, а Мутко носят на руках.(но это все в идеальном мире)
В реальном мире – Шарапова идеально подстелила себе соломку для дальнейшего отмежевания от российского спорта и четко спланировала свой уход от ответственности за нарушение антидопингового законодательства. Обратите внимание, никто из спонсоров от нее не уходил (!) – Tag Heuer просто не стал продолжать переговоры о продлении контракта, завершившегося 31 декабря 2015 года, а Nike и Porsche приостановили действие соглашений (в бизнесе это, скорее всего, означает, что стали задерживать выплаты или просто перестали звать на вечеринки). Кроме того, Avon, Evian и Amex не стали делать ничего, и просто ждут какого-то решения по ситуации. Соответственно, как только скандал с Шараповой разрешится – все они заработают еще больше денег.
А конькобежцам, фигуристке Бобровой и другим придется выкручиваться самим.
Фото: Gettyimages.ru/Kevork Djansezian; instagram.com/mariasharapova; twitter.com/MariaSharapova; РИА Новости/Евгений Одиноков
А вот и подтверждение моих мыслей. Два года назад кто-то просто слил этот милдронат USADA. Те передали инфу в ВАДА, те начали тестировать и мониторить пробы на предмет милдроната. В тоже время активно проверялись пробы и Partnership for Clean Competition. Очевидно, появились основания для внесения его в допинг-лист. Что и было сделано.
Это может выглядеть как тихая позиционная спортивная война, да. Но вполне легальными и открытыми методами. Вопрос ведь в другом - кто-то просто обо****ся. Ведь 2 года шла эта возня на самом высоком уровне, обсуждалась на симопозиумах и конференциях, препарат мониторился, потом запрещался. Все всё видели, но за исключением более-менее компетентных врачей и внимательных спортсменов никаких шагов не предпринимал. Хотя нет, даже по детским школам летом разослали извещения, со слов депутата ГосДумы. Но все равно облажались.
Это просто грандиозный просер росспорта. Другими словами не назвать. Наверное, сравнимый с посадкой иностранного самолета на Красную Площадь в день пограничника в 1987 году.
И как же это не назвать допингом? Пусть банальный, легкий, но это есть как есть...
А вместо того, чтобы обвинять кого-то, искать виноватых за пределами и видеть во всем заговор, неплохо было бы просто разобрать ту помойную яму, в которую свалился уже практически весь спорт.
И напоследок. Шарапова, конечно, классная теннисистка, но Уильямс - вот это и есть теннис уже на протяжении многих лет...
Какая же волна цунами поднялась, обогнет земной шар не один раз. А все это из-за невероятного масштаба личности Марии Шараповой.
По поводу милдраната надоело уже толочь воду в ступе, у нас даже бабушки у подъездов расскажут о нем не по наслышке. Хотелось бы от себя добавить, что "старые" советские препараты хорошие, эффективные, с минимальным количеством побочных эффектов, но их всячески вытесняют из арсенала не только спортивной медицины, но и обычной.
Версию - "по моральным соображениям" отметем, потому что никаких моральных соображений в отношении официально разрешенного и доступного средства быть не могло.
Если кто-то верит в спортсменов, отказывающихся от разрешенных средств, улучшающих результат, то у меня для них плохие новости.
Версия - его было трудно достать - ахахаха, мы тоже отбросим. Надо было бы - достали. Опять-таки РАЗРЕШЕННОЕ средство, за копейки продающееся здесь, легко бы доставили куда угодно.
Остаются две версии. Первая - он бесполезен для результатов. Тогда почему включили в допинг?
Вторая - на западе есть аналоги получше. Им милдронат не нужен, потому что есть помощнее колеса и тоже разрешенные. И только так можно объяснить всю эту историю. Отбросьте все лишнее, как говорится, получите ответ.