Как тульскому Арсеналу поднять посещаемость домашних матчей
Результаты опроса. Так распределись результаты в нашем опросе: "Какой из приведённых пунктов самое слабое место в организации матчей тульского Арсенала?".
1 - Питание (21,7% 120 голосов)
2 - Реклама матчей (14,1% - 78 голосов)
3 - Билетная программа (13,2% - 73 голоса)
4 - Комфорт в ложе стадиона (11,2% - 62 голоса)
5 - Анимация (9,9% - 55 голосов)
6 - Туалеты (9,6% - 53 голоса)
7 - Неинформативность табло (7,4% - 41 голос)
8 - Оформление стадиона (7,4% - 41 голос)
9 - Семейное посещение матчей (5,6% - 31 голос)
1) Питание
Самый популярный вариант ответа, поэтому его нужно исправить в первую очередь, желательно к 12 марта. К сожалению, конкретных предложений по ассортименту и ценам мы не увидели, значит это не самая слабая сторона. Главное, что было упомянуто несколько раз, это отсутствие разноса еды по трибунам. Но на совещании с активом болельщиков, руководство клуба сообщило, что эта услуга не пользуется популярностью. Возникает противоречие. Следовательно, нужно изменить подачу этой услуги.
Наше мнение:
Во время проведения матча, кроме перерыва, должен осуществляться разнос еды по трибунам. Разносящий не может ходить один, потому что ему неудобно будет принимать оплату, нести и выдавать еду одновременно. У него должен быть помощник. Еда должна переноситься в корзинах (вполне возможно нести две штуки – по одной в руке).
На всех продавцах должна появиться униформа в клубных цветах и символикой клуба, обязательно должен быть головной убор. (интересные манишки можно подсмотреть у стюардов на матчах БК Арсенал, головной убор – кепка с гербом Арсенала).
Эксперимент. В качестве эксперимента, можно разместить дополнительную точку питания по середине между 8 и 5 сектором на Восточной трибуне на беговых дорожках. Выдача товара будет осуществляться через забор. Руководство клуба говорило, что им запрещает организовать продажу на беговых дорожках полиция из-за безопасности. Непонятно, на что опираются правоохранительные органы... Уверены, что проблема решаема.
Мнения наших подписчиков:
Игорь Г.: «Кстати когда были во 2 дивизионе на каком-то матче разносили по стадиону мороженое. Так можно же и не только мороженое разносить»
Алексей Ч.: «у нас был разговор на счёт точек питания с руководством, по их словам предприниматели не видят большой выгоды. Народ не сильно покупает продукцию»
Алексей К.: «а может продукция такая? или ценник не тот?)))»
Алексей Ч.: «а может болельщик привередлив)))?)»
Алексей К.: «мне лично не совсем по душе ассортимент на столах точек питания) ну дай- вода и чай конечно возьму, но например я видел что было на дерби 4 декабря Кубань-Краснодар возле точек питания , и работали они кстати даже ПОСЛЕ окончания матча) так что не будем на болельщика кивать- вопрос весь в том, как предложить)»
Алексей К.: «во первых при стоячих столах все равно трудно сделать какой то вменяемый ассортимент! на точке питания в перерыве должно работать не 1-2 человека, а все 4 , да и во время матча если пройтись с термосом по секторам можно весь термос продать за 5 минут на том же Шиннике 12 марта) и пусть не рассказывают что грузинский чай пачка 20 рублей на ведро это не выгодно)»
Руслан М.: «ну давайте начнём с того, что предлагают в лучшем случае полуфабрикаты. Есть их можно только если реально голодаешь. Есть куча нормальных мест быстрого питания в Туле, но "чужих" на стадион никто не пустит, а свои продают г...но»
Тимур Н.: «Еду как в Америке на стадионах - пусть разносят по секторам. Сейчас смысла нет даже стоять в очередях. Весь матч просмотришь.»
Антон К.: «Точки питания, Где располагаются-там и должны быть! Наш стадион настолько древний,что делать буфеты там не представляется возможным!»
Олег Реш: «а вот с питанием да..беда)даже до чая не добраться)»
2) Реклама матчей
В качестве рекламы матчей клуб использует объявления на улице и рекламу на радио. К тому же все тульские СМИ обычно пишут о предстоящих матчах Арсенала на своих ресурсах, в том числе Слобода. Но почему-то этот вопрос на втором месте, значит не всё с этим хорошо. С афишами проблема должна быть решена, этим пообещал заняться актив болельщиков. Но есть ещё одно конкретное, популярное и, скорей всего, затратное предложение – крупные баннера на улицах.
Наше мнение:
Было бы круто, если появится как минимум один баннер на остановке «Стадион» возле Спара. Чтобы не тратиться на изменени баннера, нужно предусмотреть смену даты, времени и соперника (раньше такой баннер был на этом же месте). Баннер должен быть на две стороны. Предлагаем, чтобы с одной стороны изображение было посвящено команде, с другой - болельщикам.
На главной странице сайта Слободы (информационный партнёр Арсенала) во время периода продажи билетов на предстоящий матч должна быть размещена информация с рекламой, временем работы касс, способах приобретения билета.
Мнение наших подписчиков:
Денис Д.: «Посещаемость упала, мне кажется рекламная компания матчей проходит слабо. За этот вариант и проголосовал. Афиши на проспекте заклеиваются другими в момент, может эти афиши надо размещать по крупным предприятиям и заводам на проходных, радио подключить - особенно те, которые автолайнщики чаще всего слушают - че там есть? Милицейская волна, лав радио, Европа плюс. Слобода выходит каждую среду, директор газеты советник губернатора, среда отличный день для рекламы к следующему матчу, опять же крупные супермаркеты для размещения Спары те же и тд. Реклама двигатель - именно от этого момента посещаемость может улучшиться.»
Тимур Н.: «афиши по городу можно клеить, как раньше»
Антон К.: «Щиты на центральных улицах города,как в конце 90-х.»
Филипп Б.: «Верните банер с вывеской матча как раньше было.»
3) Билетная программа
Этот вариант ответа занял 3 место и неспроста. Шума без огня не бывает, а этот вопрос начал волновать болельщиков сразу после презентации цен на билеты и абонементы. Этот вопрос долго муссировался в интернете, а также не раз задавался руководству клуба. На который был один ответ: цены от 100 рублей, дорогие билеты за 700 в ложу vip, каждый может выбрать себе подходящее место благодаря градации цен по секторам и рядам. Правда в итоге выяснилось, что многие покупают билеты за 100 рублей и садятся на более хорошие места. И клуб не может с этим бороться. В то же время честные люди за те самые хорошие места должны выложить минимум 350 рублей на восточную трибуну, а на западную 500 рублей (3, 6 сектор под крышей и не за балками). Цены остались такими же, как на матчи РФПЛ второй категории. Заметим, тогда шум по билетной программе не поднимался! В итоге с этим смирились самые преданные болельщики, их оказалось около 5000. Ну и любители покупать за 100 рублей и сидеть на чужом ничего не заметили, продолжают сидеть на чужих местах, теперь они ещё смекнули купить абонементы, чтобы лишний раз не ходить в кассу...
Наше мнение:
Цены должны быть едиными на всю трибуну. Ситуация с заниманием чужих мест решится. Будет возникать ажиотаж, чтобы купить/забронировать хорошее место. А, клуб, скорей всего, будет зарабатывать больше. Например, на матче с Томью он умудрился заработать 360000 рублей (возможно, из озвученной суммы вычли стоимость аренды стадиона). Но если предположить, что на запад билеты стоили бы 250 рублей, а на восток 200 и было бы продано 2000 билетов на обе трибуны, выручка бы составила почти миллион рублей. Но это просто пример, решать должны профессионалы после тщательного анализа.
В комментариях и на встрече с сотрудником по работе с болельщиками прозвучала идея о появлении специальных цен для особых категорий людей (пенсионеры, инвалиды). Так как мы поддерживаем отмену градации по рядам и секторам, однозначно да! Например, они будут дешевле на 100 рублей от цен, которые мы озвучили выше – 150 на Запад, 100 на Восток. P.S. клуб хочет для школьников сделать бесплатные билеты.
Также в комментариях многие озвучили предложение организовать онлайн-продажу билетов, до этого это предложение поднималось и на встрече с активом болельщиков. Реализовать это удовольствие дорого и непросто, поможет ли это с посещаемостью - неизвестно. Но для людей из области это было бы удобно, чтобы лишний раз не ездить в Тулу.
В дополнение к этому пункту, в качестве эксперимента, предлагаем разместить онлайн-терминал из фан-шопа клуба в одном из популярных торговых центров или супермаркете. (Один бесхозно стоит в клубном магазине, не работает)
Мнение наших подписчиков:
Сергей Х.: «Надо привлекать больше болельщиков и заполнить сектора возможно бесплатными билетами нуждающихся в этом чтоб атмосфера была ближе к аншлагу я думаю это будет помогать Арсению одерживать больше домашних побед. Детские билеты должны быть вообще бесплатно.»
Игорь Г.: «про билеты это ведь действительно просто. купил через карточку, дома распечатал электронный билет и пошел. такая система на многих стадионах и не только на футбольных»
Роман Г.: «Цены надо понизить. Мои многие товарищи не идут на матч из-за цены, мол пошёл бы по 200р на 3-6 сектор восток,а 350 уже дорого,по телевизору посмотрю. А рекламу надо развешивать по городу,хоть на столбах результат будет,это влияет! Cейчас заполняют тока центральные сектора и то половина покупает билеты по 100 и садятся на места по 350 ,соответственно выручки никакой. А сделать места с 350 на 200 народу будет намного больше и конечно выручки больше»
Алёшка Д.: «Неприятно когда люди которым 20 + лет пишут про цены на билеты, типа сделайте по 100 р или 50 р , я вам скажу так - нормальные у нас цены - идите работать, в месяц тратить 1000 р на футбол.....ну извините. Кто то тратит на сигареты 100 р пачка - 3000 в месяц, на бухло , на айфоны и всякое другое говно , хотите видеть Арсенал в Премьер лиге , с нормальным составом, в ФНЛ с нормальным составом, платите 300 р! (на запад никто ходить не заставляет, качайте на севере или востоке) Средняя цена на билет это нормально. 300р это для кого то 3 литра пива, для кого то палка колбасы или сыра, для кого то дезодорант - больше вы на 300 р не купите ничего. Я как представитель среднего класса , да какого среднего, ниже среднего могу себе и близким позволять ходить на футбол за такие цены, и вы можете, а отмазываться можно чем угодно. Понизить цены нужно студентам, пенсионерам, инвалидам, детям, а мне , или (как пример) Денису Демидову или же Васе Пупкину в силу платить 300-400 р.» «У тебя есть дети - пойдут за 50р., ты студент пойдешь за 150р, ты пенсионер - пойдешь за 50 р., программа для инвалидов 1-2 группы - билеты бесплатные. А остальные я считаю и это мое личное мнение могут платить 300 р за билет.»
Дмитрий Ч.: «процент так называемых глоров,которые ходят только тогда,когда клуб выигрывает и напрямую не заинтересованы в клубе,довольно велик. Цены на билеты их отпугивают,тк за любимое хобби платить можно,в ином случае - нет. Вот и считайте,что ждёт клуб если средняя посещаемость будет ниже пяти тысяч,но билет будет на полтинник выше потенциальной нормы. Других проблем,на которые мы можем влиять,в клубе особо нет.»
Алёшка Д.: «чтобы дедушка и ребенок не покупали билет по 350 , я и предлагаю сделать программу для студентовдетей пенсионеров и инвалидов, и тогда все будет лучше - пусть дети или пенсионеры выкупают лучшие места за 100 р - я могу сесть и на север.....да и вы тоже.»
Лариса Д.: «И да, детям, студентам, инвалидам, многодетным семьям конечно отдельная билетная программа должна быть, на них зарабатывать нельзя!»
Антон К.: «Цены,как цены! Если выйдем выше,то можно и повысить,но при этом сделать так,чтобы сезонные абики реально выгодней было приобретать! Полная отмена трансляций на 1Т !»
4) Комфорт в ложе стадиона:
Наш стадион, хоть и самый любимый, но старый. От очередей при выходе, в туалет в перерыве, от узких проёмов не избавиться. Всё это нужно компенсировать другим плюсами, и это возможно. Единственное, что мы увидели в комментариях по этому пункту: сиденья должны быть обязательно чистыми.
Наше мнение:
Согласны, сиденья должны быть чистыми. Тогда газеты не понадобятся. Наклеенный скотч на некоторых сиденьях на восточной трибуне, который остался после перфомансов, нужно также убрать. В комментариях была идея с чехлами для сидений, даже в каком-то клубе их выдают на каждый матч новое. Считаем это лишним. Но в снег или дождь, диктор по стадиону должен объявлять: «при наличии свободных мест болельщики с первых рядов могут пересесть под крышу!» В холодную погоду было бы хорошо, если можно было взять плед, например, за символическую стоимость (при выходе его нужно сдать) – но это из области фантастики, откладываем до лучших времён.
В первую очередь, болельщики сами не должны мусорить (для любителей семечек особенно) и курить на стадионе (как минимум на трибуне и рядом, по закону – курение на стадионе запрещено!).
В комментариях упоминали про нерабочие колонки: на всех трибунах колонки должны хорошо работать.
Мнение наших подписчиков:
Павел Е.: «Уборка сидений. Чтоб сесть, еще почистить нужно. А это напрягает.»
Николай Д.: «И еще один момент.Повесить новые колонки,чтоб было всем слышно.Старые пришли в негодность.»
Владимир С.: «Улучшать надо семейную программу, не могу я на обледеневшие сиденья, когда вокруг курят, привести жену и шестилетнюю дочку (хотя она очень просится), вот и вынужден идти только вдвоем с сыном.»
Андрей Р.: я бы вообще семечки отбирал на входе как алкоголь, а то сидят и плюют весь матч под кресла, а если на перерыве в туалет пойдешь, приходишь и все твои кресла опять в семках зашелушеные.Так и ходишь с газетами. Так что газеты под попу должны вместе с билетами в нагрузку давать)))
5) Анимация
На наш взгляд, по этому пункту можно поставить клубу больше плюсов, чем минусов. Уникальная идея с подарками в перерыве по номеру программки, группа поддержки (летом в тёплую погоду – это правильно), детские праздники. Хотя, конкурсы по номеру в программке немного надоели. Можно было бы найти какую-то другую подоплёку, но не будем. Конкретных предложений в комментариях не было. Из того, что мы упоминали в опросе, у нас нет только маскота. Но чтобы он был, нужно сначала придумать, кем он должен быть. Согласитесь, выбранный ранее символ клуба Левша, играющий с детьми, заводящий болельщиков, не совсем подходит на эту роль. А одушевлённый пряник или самовар совсем наркомания какая-то. А также нужны финансовые вложения, следовательно, откладываем до лучших времён. А всем задание: подумать, кто может стать маскотом клуба. Вариант - совсем не нужен, не исключаем.
О том, как поднять уровень развлечения болельщиков на стадионе мы расскажем в пункте «Информационное табло».
6) Туалеты
В комментариях ничего не было по этому пункту. Мы тоже затрудняемся что-то предложить. Вполне себе на уровне.
7) Неинформативность табло
В комментариях это не обсуждалось. У нас есть несколько простых идей.
Наше мнение:
На табло должны отображаться авторы голов, минуты забитых голов, возможно ещё карточки. Непонятно почему сейчас эта информация на нём не отображается.
До начала матча на табло должно показываться слайд-шоу с лучшими фотографиями болельщиков и игроков на поле (с последнего домашнего матча), лучшие фотографии из instagram c тегом #АрсеналТула, а также миксы с моментами игры Арсенала (у нас много талантливых болельщиков, несколько крутых роликов мы уже все видели, а эта фишка подстегнёт их на создание новых).
Информационный партнёр Арсенала Первый Тульский должен помочь клубу вывести в перерыве матча свою трансляцию на табло, на которой будут выхватываться болельщики с трибун. И ещё один момент, суровые тульские мужики могут его сразу пропустить: неплохо было бы организовать Kiss Cam (Камера Поцелуев, всё просто – камера наводится на пару, они целуются). Понятно, что на футбол ходят в основном суровые мужики, но в Туле их часто можно встретить и со своими вторыми половинками, часто можно увидеть на стадионе и молодые пары. Идея банальна, а кому-то может показаться глупой, но в странах, где спорт развит, это используется, почему бы и нам не попробовать. Все присутствующие на трансляции матча с ЦСКА видели, что технически всё возможно на нашем табло. Нужно только приложить усилия.
8) Оформление стадиона
Во время кризиса - не до оформления. Проблемы и идеи есть.
9) Семейное посещение матчей
Несколько наших подписчиков считают, что семейный сектор нужно перенести на центральные трибуны, сошлись на мнении: или 3 или 6 сектор западной трибуны.
Наше мнение:
Мы поддерживаем наших подписчиков. Но есть одно но, во первых количество доступных мест на центральных трибунах уменьшится. Наверняка, есть болельщики, которые всегда покупают билеты на эти сектора, и возможно абонементы. А также регламент может не позволять разместить семейный сектор посередине обычной трибуны и без отдельного входа. Это вопрос к руководству. Но это не дело, что сейчас предполагается, что семьи и школьники должны смотреть футбол с худших мест, пускай и дешевле.
Мнение наших подписчиков:
Nikita V.: «Для семейного сектора нужно выделить места на востоке. Как это сделано у Локомотива в черкизово.»
Сергей Б.: «Скорее, больше подойдёт 3 или 6 запада. Дальше от своих и чужих фанатских секторов, в районе расширенной на 4-5 сектора зоны привелигированных. Спокойно, хорошо видно.»
Nikita V.: «Можно и запада. Родителям с детьми особенно маленькими будет очень удобно и комфортно смотреть футбол.На Локомотиве эта фишка хорошо работает.»
10) Интересные фишки
Мы уже упоминали идею, озвученную Евгением Овсянниковым: семья может в полном составе бесплатно пойти на футбол, если на входе они покажут плакат, который они нарисовали. Их плакат будет являться билетом. (Там, где сейчас располагается семейный сектор идея реализуема, да и с текущей посещаемостью, как в первой половине, на центральных трибунах тоже, ждём что скажет руководство). Эта идея уже работает на матчах БК Буревестник (скидка 50%) - соперник БК Арсенал.
Сергей Б.: «Помню, мне понравилось, что на Петровском владелец сезонного абонемента может прикрутить на кресло именную табличку. Видел там и фамилии, и прозвища, и никнеймы. Придаёт это дополнительный интерес. Хочется и на новый сезон свое место купить.
Отличное предложения, при этом Сергей был достаточно активен в комментариях, поэтому это наш победитель. Тульский Фан-Шоп подарит Сергею шарф тульского Арсенала. По этому новшеству также ждём обратной связи от клуба. Считаем: кто покупал абонемент на одно место в течение двух лет (или трёх), может заказать на своё кресло на трибуне специальную наклейку или табличку. На них болельщик может попросить указать или имя, или фамилию, или кличку, или всё вместе. Что хочет, то и заказывает, это его законное место.
11) P.S. - освещение жизни команды
Этот момент не совсем связан с текущим вопросом, но косвенно может влиять. Эта проблема действительно есть, и она регулярно упоминается в вопросах к руководству. Но ничего не меняется. К сожалению, наша страница может предложить вам только фотографии из instagram.
А что же клуб? Проблема не кадровая. АрсеналTV делает одни из лучших видео в стране среди клубных телевидений. Спасибо, Ивану Алифанову и его команде. Но видеоматериал о жизни команды или какие-то другие развлекательные видео, интервью появляются очень редко. Иногда на сборах ребята вообще не присутствуют. Могут ли они делать такие видео? Могут и очень круто. Скорей всего, на этих видео клуб экономит.
Но и тут есть простое решение: Евгению Овсянникову нужно подарить смартфон с оплаченным безлимитным интернетом, долгой зарядкой и отличной камерой. И уверены, проблема решится по волшебству. Кто, как не он знает, что, как и когда выложить, как порадовать болельщиков. twitter клуба заиграет новыми красками, болельщики будут довольны. Кстати, вдруг, найдутся активисты сброситься на это дело...
А теперь представьте, что все наши с вами идеи реализовали...
Отчёт подготовил Дмитрий Абдулин специально для https://vk.com/fcarsenaltula