3 мин.

Черданцевгейт, или Интернет как проклятие или благословение

По поводу черданцевгейта и спортивных блогеров хотел бы сказать следующее.

1. Блог - это форма. Если мне интересен автор, то мне все равно, пишет ли он репортажи в газету или ведет блог в Интернете, я всё прочитаю. Бывает так, что интересный автор дает о себе знать, заводя блог или веб-страницу. Тем самым он дает о себе знать и получает заслуженное признание. Майкл Кокс - яркий тому пример.

2. Для того, чтобы стать журналистом, совершенно не обязательно заканчивать журфак. Некоторым, по-моему, это даже вредит (а некоторым помогает, напротив). Для этого нужно уметь писать и рассказывать.

3. Вместе с тем, журналист - это профессия, которой учатся, а блогер - нет. Научиться профессии, сидя в Интернете, нельзя. Необходима профессиональная среда, повседневный контакт и критика. Нужен дядька, который будет заставлять тебя переписывать тексты, вынуждать наступить на горло своему "я", призывать к ответственности за написанное или сказанное в эфире. Всего этого нет у блогера. Блог - это трамплин в мир медиа, а не конец пути.

4. Двадцатилетний блогер, постящий фотожабы про Криштиану Роналду или Жозе Моуринью, для меня ни в каком отношении не равен умному, знающему предмет, опытному журналисту, не столь ловко обращающемуся с современными веб-технологиями.

5. Интернет для современной спортивной журналистики - это благословение. Благословение, потому что это пространство возможностей и шанс для талантливого рассказчика или знатока спорта выйти на медийный рынок, а не пробивать один или два канала, наглухо запломбированных какими-нибудь газетными ретроградами. Благословение, потому что есть возможность привлекательно подать и оформить свой текст, снабдить его ссылками, видеорядом и проч. Сказать больше, чем позволяет газетная полоса или журнальные страницы.

6. В то же время Интернет - проклятие для современной спортивной журналистики, во всяком случае, в России. Новые медиа, что совершенно понятно и естественно, хотят быть прибыльными и поэтому ориентируются на массовую аудиторию и популярную подачу материала. Серьезный разговор о спорте как таковом, в свою очередь, непопулярен. Он не интересен массам. Массам интересны околоспорт, скандалы, интриги, расследования, а также сиськи и "чоткие" приколы. Привычное дело, когда мистер Секонд привлекательнее мистера Фёрста. Популярные форматы подачи материала - это твиттер-афоризм, троллинг, стёб, срач и провокация. Из форматов подачи они довольно быстро превращаются в единственно понятный язык разговора. Его перенимают и авторы, которым действительно есть что сказать о спорте. Иначе их не станут читать, они станут маргиналами.

7. Благословением Интернета считается то обстоятельство, что он разрушает иерархию в журналистике, ниспровергает не просто авторитеты, а само понятие "авторитета". Это хорошо в том смысле, что авторитет может быть дутым, сам факт работы кого бы то ни было в газете "Спорт-Экспресс" не должен автоматически делать этого кого-то богом-олимпийцем, пьющим нектар. Вместе с тем, отсутствие авторитета как такового означает, что аргументация опытных и знающих журналистов игнорируется при чтении. Массы в принципе не умеют читать в том смысле, что зайти за буйки первых двух абзацев или не зацепиться за одну фразу, игнорируя целое, для людей является непреодолимой проблемой. И если ты не согласен с тезисом в первом абзаце, то дальнейшая аргументация тебя просто не интересует, и тебе все равно, приводит ли аргументы Елена Вайцеховская или Саша Фанат Челябинского Трактора. Ты и сам писатель. Ты же блогер! В этом плане Интернет и фактическое приравнивание блогера к журналисту подпитывают самомнение, эго людей, которым нужно еще многому учиться.

8. Блогерское самосознание проникло и на спортивное телевидение, на мой взгляд, отравив его. Провокативное шоу лучше смотрится, чем серьезный разговор. Досужая болтовня и одиночный пикет собственного эго вытесняют из эфира профессиональный спортивный комментарий. 

9. Конфликт старых и новых медиа - философский. Старые медиа считают, что у них есть миссия, не в последнюю очередь - просветительская, информационно-организаторская, миссия классификаторов информации, ее фильтров, законодателей вкуса. Новые медиа считают, что публика сама разберется. Это универсальная схема конфликта, наилучшим разрешением которого является диалог, а именно - А в чем-то признает правоту Б, а Б - правоту А, после чего оба, обновленные и обогащенные, идут своими дорогами  и будь что будет.

10. Мне кажется, что в России минусы спортивного Интернета в данный момент превалируют над плюсами. Думаю, что во многом это болезнь роста, причем не только Сети, но и всего общества. Мы в принципе несовременные и отсталые.

11.Все высказанное является моим частным мнением. Я посчитал нужным высказать его там, где ведется дискуссия.