Стрельцов-спаситель
10 сентября. Вторник. 5 часов пополудни. Я просыпаюсь после долгого сна. Не ведая, какое сегодня число и какой месяц, я нажимаю на кнопку пульта и включаю стоящий напротив телевизор в надежде получить помощь с экрана. Листаю каналы. Сериал, фильм, детская передача о путешествиях, кулинарное шоу, футбол, мультфильмы. Так, стоп, футбол. Щелкаю канал назад. Молодежка России против сверстников из Болгарии. Пятая минута. Проплешины в траве по всему периметру поля и напрочь вытоптанная вратарская площадь. Конец ноября, понимаю я. А то и начало марта. Долго же я спал.
Действительно, поле «Арены Химки» сейчас убито не по сезону. 6 сыгранных на нем матчей за последние 20 дней вкупе с тренировками «Санкт-Галлена» и все той же молодежки не могли пройти бесследно. Плюс еще и с погодными условиями не повезло – с самого начала сентября в Москве и Подмосковье непрерывно шли дожди, сделав газон химкинского стадиона мягким и вязким. Поэтому, принимая во внимания тот факт, что ЦСКА заявил «Арену Химки» как основной стадион на матчи Лиги чемпионов, решение не проводить игру с «Ростовом» в Подмосковье выглядело логичным. Спасательный круг утопающим армейцам бросил легендарный стадион имени Эдуарда Анатольевича Стрельцова, что на Восточной улице.
Я, признаться, был обрадован переносом игры на торпедовский стадион. «Локомотив», «Лужники» и «Химки» уже порядком поднадоели, а вот на Восточной улице я не был давно. Чуть напрягшись, мне даже удалось вспомнить: ноябрь 2009, ФК «Москва», уже начавшая испытывать финансовые трудности, под первым падающим снегом обыгрывает «Зенит» 1:0, забивая в самой концовке встречи. С тех пор прошло почти четыре года. Юрий Жевнов, Кирилл Набабкин, Александр Шешуков, Александр Самедов, Айзек Окоронкво – все они продолжают играть в футбол в чемпионате России, а вот футбольного клуба «Москва» уже давно не существует. Ностальгия по стадиону имени Эдуарда Стрельцова нахлынула десятибалльной волной.
Зайдя на сайт стадиона, обнаруживаю интересную деталь. Аренда футбольной площадки – нынче штука отнюдь не раритетная, но возможность поиграть в футбол на одном из самых известных полей меня заинтересовала. Тут же и расценки. Просто потренироваться на главном газоне стадиона имени Стрельцова обойдется в 100 тысяч рублей (за какое время – не указано). Однако, возможно, просто бегать и играться с мячом вам не интересно. А вот провести товарищеский матч со сборной какого-нибудь Кузьминского района, да еще и «по регламенту РФПЛ, РФС/УЕФА, ФИФА» (скопировано с сайта), – в самый раз. В таком случае будьте готовы выложить 726 тысяч рублей, ни больше ни меньше. На проведение официального футбольного матча по все тому же регламенту цена договорная, и именно об этой цене руководство ЦСКА договорилось с администрацией стадиона перед встречей с ростовской командой.
По пути от метро к арене встречаю нескольких человек, активно интересующихся лишним билетиком. Закрадывается мысль: неужели под завязку? Все-таки вместимость автозаводского стадиона на пять тысяч меньше химкинского. Да и возможность избежать поездки на электричке могла привлечь на трибуны тех, кто обычно смотрит матчи любимой команды дома. Однако, подойдя к кассам, убеждаюсь в наличии билетов, покупаю самый дешевый за 350 рублей и захожу на территорию спортивного комплекса.
Стадион имени Эдуарда Стрельцова – один из немногих, который расположен в углублении, а не возвышается над поверхностью земли. В середине XX века таким образом строилось большинство футбольных арен – это экономило львиную долю средств и позволяло при невысоком бюджете получить готовый спортивный объект. Но не только вулканический кратер стадиона позволяет перенестись на десятки лет назад – все вокруг не похоже на современный мир. Проблески между трибунами, старое электронное табло, обшарпанная штукатурка на стенах, окружившие стадион девятиэтажки, из окон которых можно смотреть футбол, – ничего этого не увидишь не то что в Химках или в Черкизово, но и на уже достаточно возрастных «Петровском» в Санкт-Петербурге или «Металлурге» в Самаре.
Обыскивают не слишком усердно, но спрашивают, не курю ли я. Отвечаю, что избавился от пагубной привычки несколько месяцев назад, но зажигалку, которую по привычке ношу в кармане джинсов, приходится отдать. В целях безопасности, как мне поясняет сотрудник правоохранительных органов. Написанные на билетах места никакого значения не имеют. Захожу на восточную трибуну и понимаю, что весь матч придется провести на ногах – ни одного сидящего человека. Нахожу себе место на правом фланге армейских болельщиков, прямо напротив ворот Стипе Плетикосы и, соответственно, атак ЦСКА в первом тайме. Несмотря на достаточно раннее начало матча, в воздухе вовсю витает запах алкоголя, источаемый болельщиками, а массовая сдача зажигалок при входе никакого эффекта не дала – облако дыма перманентно рассеивается над секторами. Безбородов впервые за этот день свистит. Понеслась.
Первый тайм проходит в среднем темпе с небольшим игровым преимуществом ЦСКА. Армейцы больше владеют мячом, чаще соперника организуют потенциально опасные подступы к воротам. Однако создается впечатление, что подопечные Леонида Слуцкого как будто берегут силы перед противостоянием с «Баварией» во вторник, не выкладываясь в поединке с «Ростовом» на 100% и рассчитывая выиграть на классе. Несколько раз забивать может Ахмед Муса, но нигерийцу не хватает точности в завершающей стадии, а разок Стипе Плетикоса совершает эффектнейший сейв после удара темнокожего футболиста. Как всегда активен на своем фланге Кирилл Набабкин, раз за разом выполняющий поперечные кроссы в штрафную площадь ростовчан. Много двигается бразильский новичок армейцев Витиньо, однако забить у москвичей не получается. Гости изредка отвечают не сильными, но точными ударами в сторону ворот Игоря Акинфеева, которые становятся легкой добычей для голкипера сборной России.
Понимая, что и второй тайм, скорее всего, пройдет в похожем ключе, только большинство атак будет сосредоточено у дальних от меня ворот, я перемещаюсь ближе к центру восточной трибуны. Звучит свисток и вдруг вокруг меня возникает громкий гул голосов, слившихся воедино. А я стою посередине этого гула и не понимаю, что происходит и куда я попал.
Как я уже говорил, на места, обозначенные на билетах, никто не смотрел, а потому армия фанатов ЦСКА, располагающаяся обычно за воротами, заняла самые лакомые места прямо напротив центральной линии. Этого я ожидать никак не мог, но, поначалу немного испугавшись, быстро оправляюсь от смущения и даже заинтересовываюсь. На так называемом «фанатском вираже» я доселе никогда не бывал, и сейчас передо мной представляется такая замечательная возможность. Однако мое неучастие во всеобщей поддержке команды, которая «всегда будет первой», быстро замечается моими соседями и встречается косыми взглядами. Достав блокнот и ручку, принимаюсь активно записывать свои наблюдения за происходящим, попутно объясняя «косым взглядам», что я журналист и пишу об атмосфере на фанатском секторе армейцев. Пожелав мне удачи, недовольные успокаиваются и принимаются горланить дальше. Под непрекращающиеся скандирования фанатов начинаю смотреть второй тайм.
После перерыва ЦСКА продолжает лениво атаковать, а «Ростов» яростно обороняется, стараясь по максимуму перекрыть зоны и не дать армейцам разбежаться. Череда угловых – и вновь выручает Плетикоса. Впереди у «Ростова» совсем ничего не ладится – у Дзюбы не получается зацепиться за мяч после выносов мяча защитниками, а центр поля полностью за москвичами. Однако время идет, и, несмотря на игровое преимущество хозяев, ворота хорватского голкипера по-прежнему не распечатаны. Болельщики начинают нервничать – после очередного нереализованного момента злость одного из фанатов вымещается на ни в чем неповинном кресле стадиона. Видимо, вандалу просто непонятно, к чему здесь эти кресла, если люди все равно стоят. Еще минут через пять вызывающего вида девушка с пирсингом в носу иронично замечает: «Ростов» порвать не можем, а «Баварию», наверное, порвем!»
У Леонида Слуцкого на этот счет мнение иное. Во всяком случае, с первой частью реплики девушки наставник армейцев не согласен. Вышедшего на поле Константина Базелюка публика приветствует громко и радостно – после трех голов за молодежную сборную в двух последних матчах его выхода на поле ожидали. Парадоксальное в некоторой степени явление: обычно игроки попадают в сборную, показывая яркую игру в клубе. У Базелюка наоборот: проявив себя за молодежку, Константин обратил на себя внимание Леонида Слуцкого. Молодому нападающему хватает буквально трех минут, чтобы доверие тренера оправдать, – после паса Мусы, сместившегося после ухода Витиньо на место правого инсайда, Базелюк беспрепятственно вколачивает мяч в сетку ворот «Ростова», заставляя трибуны утонуть в громогласном «Костя Базелюк».
Остаток матча ЦСКА проводит мастерски, не дав «Ростову» даже попытаться соорудить что-то похожее на навал и доведя дело до уверенной победы. Финальный свисток, и болельщики спешат покинуть трибуны стадиона на Восточной улице, а я решаю еще немного задержаться, чтобы сделать несколько фотографий для редакции.
На пути к западной трибуне одна из стен украшена нарисованными портретами известных торпедовских футболистов разных лет. Здесь Александр Полукаров, защищавший ворота автозаводцев в 80-е годы ХХ столетия, а впоследствии на протяжении 10 лет бывший одним из тренеров ФК «Москва».
Рядом с ним Вадим Никонов, игравший за «Торпедо» в конце 60-х – начале 70-х годов.
Слева от Вадима Станиславовича в костюме с галстуком красуется Вячеслав Орлов. Именно он в 1936 году был автором легендарной эмблемы «Торпедо», а также придумал сочетание традиционной формы – белая футболка, черные трусы и черные гетры с двумя белыми полосами.
Нашлось место на стене славы не только футболистам. Андрей Червоненко, основавший секцию бокса СК «Торпедо» при заводе ЗИЛ в 1938 году, в поисках новых чемпионов сосредоточенно смотрит вдаль, а на плече у него покоится огромная боксерская перчатка.
Рядом с электронным табло висит холст с изображением еще одной легенды. Той самой, в чью честь назван стадион. Эдуард Стрельцов с мячом в руке шагает в сторону газона и как будто сейчас выбежит на поле, чтобы помочь родному клубу вернуть былые традиции.
Но пока что московскому «Торпедо» далеко до выхода в Премьер-Лигу. Сейчас команда прозябает в нижней части турнирной таблицы первенства ФНЛ, борясь за выживание. Несмотря на это, стадион имени Эдуарда Стрельцова, где торпедовцы проводят домашние матчи, оставил приятное впечатление и желание вернуться туда вновь, а с ролью срочной службы спасения справился на отлично.