Самые «левые» футбольные клубы мира. Часть 3
Плохие времена ультрас «Барсы», киевские антифашисты и коммунисты из Тель-Авива. Аркадий Зайцев – с заключительной частью сериала про самые «красные» клубы мира.
«Барселона» (Барселона, Испания)
Начну с краткого экскурса в историю, для уяснения процессов и мотивировок, которые способствовали появлению левого каталонского национализма. (Популярный вопрос в комментариях: левый национализм, как такое может быть, автор, ты рехнулся, перестань употреблять наркотики, ага?). Итак.
Графство Барселона обрело фактическую независимость от франков в 9-м веке, сразу приступив к ожесточенному сопротивлению маврам, которые населяли практически весь Иберийский полуостров, – их, мавров, к тому времени медленно, но верно начали выдавливать воинственные и непримиримые северяне: баски, астуры, васконы. Барселона и ее окрестности – Жирона, Лерида, Таррагона – стала одной из первых независимых земель на полуострове. Внушителен был вклад региона, его жителей в Реконкисту, по итогам которой, напомню, последний мусульманский властитель, оставив манатки в Гранаде, придерживая свой тюрбан, бежал в Марокко.
(Не знаю как вам, а мне испанская Реконкиста не может не напоминать русское народное единение в борьбе с Великой Ордой и последовавшее Мамаево побоище у берегов Дона, например.)
Но потом была утрата Барселоной независимости, и Графство стало частью Арагонского королевства, а после – Испанского. Все это время каталонцы старались держаться отдельно от кастильцев, арагонцев и прочих народностей, лелея мечту о свободе. Испанские правители, однако, активно помогали каталонцам в том, что касается воспитания ненависти ко всему испанскому: власти запрещали каталонцам их язык, национальные символы, всячески пресекали любое стремление к свободе. Подобное давление, разумеется, вызывало хорошо известную реакцию населения. По правде говоря, Каталония вообще больше тяготела к Франции, нежели к Испании; собственно, и каталанский язык вопреки расхожему мнению – скорее диалект французского, чем кастильского.
Идея каталонского национализма в разное время перерастала в попытки серьезного сопротивления, в попытки восстановить свою независимость, которые, впрочем, всегда жестоко подавлялись Испанским королевством (Сегадорское восстание, например). История Каталонии – это история множества неудач и несбывшихся мечт. Достаточно сказать, что День независимости Каталонии, 11 сентября, отмечается в память не о победе, а о поражении, которое потерпела каталонская армия (вместе с войсками Карла VI Австрийского, императора Священной Римской империи) от франко-испанских войск в ходе войны за испанское наследство. 11 сентября – это день памяти всех защитников Барселоны, сражавшихся в неравном бою за свою свободу и отдавших свои жизни за несбывшуюся мечту.
Но перенесемся в относительно недавнее прошлое. В Гражданскую войну Барселона была последней надеждой республиканцев, и именно ее падение означало окончательную победу Франко. Во времена фашистского диктаторства Каталония в который уже раз в своей истории лишилась автономии и переживала очередные притеснения на национальной почве. Однако именно при Франко каталонцы испытали подъем национального самосознания, именно в этот период жители Каталонии окончательно и без всяких «но» стали противопоставлять себя Испании и испанцам, произошло народное единение.
Тогда же, в 60-х, была образована Partit Socialista d’Alliberament Nacional dels Països Catalans (Социалистическая партия национального освобождения каталонских территорий). В противовес правой власти партия придерживалась левой, марксистской идеологии. Вместе с ней появилась и знаменитая «красная эстелада» – флаг, символ каталонских левых (возник как смешение с традиционным вариантом, вместо синего треугольника со вписанной в него белой звездой появилась красная звезда на желтом фоне). Эстеладу можно увидеть не только на трибунах Камп Ноу, но и на других европейских стадионах – так многие левые фанатские движения выражают свою солидарность с барселонскими друзьями. Каталонские сепаратисты и по сей день придерживаются левых взглядов, (в частности, очень популярны в регионе марксистские идеи), занимают антиимпериалистическую, антифашистскую и антирасистскую позицию, они презирают Испанию и хотят основать свое независимое европейское государство, опирающееся на социалистические идеалы. Таких же принципов придерживаются и многие мирные граждане, населяющие Каталонию.
Со смертью Франко закончились и каталонские мучения: с годами Каталония добилась автономии, официального статуса своего языка, признания каталонцев нацией, а также имеет свое правительство.
Впрочем, сегодняшняя ситуация в регионе удручает местных жителей. Бездействующая молодежь, у которой толком нет работы, но и денег на достойное обучение, стремительно беднеющие старики, работяги, перебивающиеся с подработки на подработку не в силах нормально обеспечить свои семьи – все эти неурядицы происходят, что характерно, на фоне того, что Каталония – один из самых развитых и процветающих регионов страны; процветание это, однако, никак не сказывается на жизни людей. Каталонцев не может не тревожить тот факт, что значительная часть налогов, которые они платят, идут в Мадрид, что Каталония больше отдает Испании, чем наоборот.
Настроения каталонцев можно сравнить с настроениями прибалтийских народов конца 80-х – начала 90-х, когда небольшие угнетенные нации, почувствовав, что центр больше не в состоянии управлять умами людей, в особенности других народов и культур на периферии страны, сплотились в борьбе за независимость (которая, впрочем, состоялась не поэтому, а по причине саморазрушения власти, что, возможно, происходит и с нынешней рыхлой Испанией). Больше скажу: насколько мне известно, прибалты, в частности латыши и эстонцы, плотно сотрудничают с каталонцами в плане организации всевозможных акций, в том числе и опираясь на опыт своей знаменитой «цепочки из людей» времен перестройки (которая, кстати говоря, была реализована на этой неделе на День независимости Каталонии), так что и сами каталонцы понимают схожесть ситуации, перенимая опыт у балтийских народов.
Финансовый кризис только усугубил положение в Каталонии, обозлил людей, которые больше не хотели «кормить Мадрид», «испанских псов капитализма». Все чаще стал звучать вопрос об отделении от Испании. Так, например, в ряде референдумов за последние несколько лет более 90% населения высказались за независимость.
В конечном счете, этот экскурс можно подвести под один общий знаменатель: «Каталония – не Испания» – знаменитый баннер на Камп Ноу, который ежегодно сопровождает матчи Эль Класико.
***
Характерная рьяным каталонским левым национализмом и сепаратизмом бригада Boixos Nois (Сумасшедшие парни) была образована в 1981 году, она считалась жестокой, агрессивной бандой. Опасные парни, они любили помахать кулаками и битами, любили драки, любили Каталонию, желчно ненавидели Испанию. Их идеология – марксизм-ленинизм. Они делали все, чтобы порушить капиталистическую Испанию и отвоевать себе свободу; они хотели отдать власть большинству – пролетарскому классу, который терпит угнетения со стороны мадридских и прочих испанских буржуа; они хотели Каталонию – каталонцам. Стоит ли говорить, что Boixos Nois вели политику против испанского радикального национализма и фашизма, и конечно же, они сразу стали врагами таких фашистских и националистических групп как Ultras Sur («Реал»), LFN («Сарагоса») и Blanquiazules («Эспаньол»).
О серьезных намерениях участников бригады свидетельствовали даже специальные абонементы, на которых по-каталански было емко написано о том, что человек, имеющий этот документ доказал свой каталонизм не только на эстадио, но и за его пределами, чего бы это ни значило.
«Камп Ноу» вообще-то очень спокойный стадион, что весьма экзотично для таких огромных размеров – ничего подобного в мире нигде больше нет.
Но только не во времена Boixos Nois. Их южная трибуна в свое время наделала много шума, приводя невероятную громадину-стадион в движение, используя множество флагов, баннеров, файеров – снаружи «Камп Ноу» был похож на дымящийся вулкан.
Еще они пели песни. Их полюбили.
Многое из того, что делали эти парни, они подсмотрели у фанатов из разных стран, приехавших в Испанию на ЧМ-82. В особенности сильное влияние на Boixos Nois оказали итальянские тифози (которые в то время вообще являлись примером для множества развивающихся банд южной Европы).
В середине 80-х в группировку вступили скинхеды, сначала только «редскинс», а затем и те, кто причисляет себя к крайне правым. Коммунистам из Boixos Nois пришлось потесниться и как-то ужиться с наци, что уже само по себе нелепо, это не могло не привести банду к внутреннему конфликту. Ко всему прочему руководство «Барсы» начало оказывать на фанатов давление, запретив в том числе и использование пиротехники на трибунах; более ста членов группировки были объявлены nongrate. Процесс миграции фашистов в Boixos Nois не прекращался.
В результате множества проблем и противоречий левые предсказуемо откололись от Boixos Nois и примкнули к другим идеологически близким бандам. С середины 90-х все отношения между левым большинством и Boixos Nois заключались в постоянных стычках и драках, бои происходили даже в дни матчей.
Для Boixos Nois все закончилось, когда в клуб пришел Жоан Лапорта, новый президент. В отличие от Нуньеса и Гаспара, его предшественников, защищавших фирму, он объявил войну фашистам «Барсы», не столько даже поддерживая левых, сколько вообще пресекая фанатскую активность на «Камп Ноу». Многие из Boixos Nois попали в черные списки. (Официальное запрещение на посещение стадиона членами Boixos Nois в силе до сих пор.) Жоан Лапорта стал получать многочисленные письма с угрозами, но, как и стоило предполагать, оставлял их без внимания. Тогда «Сумасшедшие парни» проникли в его дом и исписали стены угрожающими надписями. Президент «Барсы» усилил меры безопасности.
«Осел» – так называют Лапорту фанаты клуба.
Откровенно говоря, ультрас «Барселоны» с приходом Лапорты и до сегодняшнего дня переживают не лучшие времена, в чем вы можете убедиться, хотя бы включив трансляцию любого матча Месси и Ко. Все без исключения группировки «Барселоны» страдают от неадекватно жесткого обращения с ними, многим из них нельзя находиться на любимом стадионе; их места заняли, ну, например, японские туристы с более тугими кошельками и миролюбивыми нравами. Так что ни о каком росте фирм не может быть и речи – удержаться бы на плаву.
В 2009-м, не желая терпеть унижения со стороны руководства клуба, члены группировки Casuals напали на автомобильный эскорт Жоана Лапорты и вступили в бой со службой безопасности «Барселоны»; для президента все закончилось благополучно.
После инцидента полиция провела спецоперацию и арестовала всех членов бригады Casuals. Им предъявили обвинения в хранении оружия и распространении наркотиков. Глава группировки по прозвищу Антоньито был назван одним из самых опасных людей в Испании, кем-то сродни Бен Ладену для США. Также выяснилось, что группировка была связана с организованными криминальными структурами, для которых выполняла грязную работенку, например, по части выбивания долгов или по части «подчистить».
Так ли было на самом деле – мы не знаем.
«Арсенал» (Киев, Украина)
В постсоветском пространстве (как и вообще в Восточной Европе) антифашистская субкультура крайне непопулярна, в отличие от ультраправой, занявшей значительную нишу на фанатских трибунах. Как известно, левые фанаты оппонируют прежде всего буржуазному классу, социальному неравенству, но, как ни странно, в Восточной Европе, с ее существенной социальной дистанцией между бедными и богатыми, превалируют именно идеи национализма и расизма – они более популярны у молодежи.
Украинское фанатское движение – не исключение, оно тоже состоит из банд правого направления. Левых, антифашистских взглядов придерживаются только фанаты киевского «Арсенала».
«Украинские футбольные трибуны давно стали убежищем для неонацистских банд, которых все чаще используют в своих целях политиканы и олигархи, – пишет координатор левого украинского движения «Боротьба» Евгений Голышкин. – Рейдерские захваты парков, общежитий и даже жилых квартир осуществляются сегодня с помощью кулаков ультраправых футбольных фанатов, которых активно нанимают для участия в проплаченных политических акциях власти и оппозиции и для организации провокаций. А правая партия «Свобода» де-факто взяла на себя роль спонсора и покровителя правых уличных банд, превратив их в собственные боевые отряды. Однако болельщики киевского «Арсенала» являются исключением из этого печального правила. На трибунах «арсов» нет места расовым предрассудкам, а большая часть их фанатского «сектора» принимает участие в прогрессивных социальных инициативах, поддерживая борьбу за права наемных работников, участвуя в акциях против уплотнительной застройки, и организовывая сопротивление неонацистам. Фаны «Арсенала» являются одной из тех сил, которые противостоят уличному террору ультраправых, продолжая славные традиции киевских рабочих-«арсенальцев», которые боролись с вооруженными националистами во время Январского восстания 1918 года».
«Арсенал» выступает в чемпионате Украины с 2001-го и прославился своим левым фанатским движением, образовавшимся примерно в середине нулевых. Нет сомнений, что киевляне и ее фирма «Hoods» – самый большой раздражитель для остальных украинских фанатов, в особенности для «Динамо», потому драки происходят между оппонентами достаточно регулярно, как и акции с обеих сторон. Нужно понимать, что противостоять в одиночку множеству врагов из правых сложное и практически невозможное дело, поэтому, разумеется, Hoods делали себе имя с трудом, пройдя через множество проигранных драк, переломанных костей.
Широко известен прошлогодний случай, когда троллейбус, в котором ехали фанаты «Арсенала», был атакован по пути фанатами киевского «Динамо» совместно с их правыми друзьями из «Оболони». Правые сначала при помощи камней и стеклянных бутылок остановили троллейбус, после чего началась драка, в которой нападавшие, вооруженные «железом» и травматическими пистолетами, имели очевидное преимущество. Движение в центре Киева было парализовано на то время пока шла масштабная драка (со стороны правых – около ста человек), характерно, что избиение фанатов «Арсенала» происходило без всяческого вмешательства со стороны полиции. В результате десятки фанатов «Арсенала» получили травмы, несколько из них были ранены резиновыми пулями, один попал в реанимацию (в итоге ему пришлось удалить почку).
О самых запоминающихся драках «Арсенала» весьма колоритно рассказал в одном из интервью член бригады «Hoods». Разговор состоялся в 2010, но на мой вкус, он в достаточной мере описывает характер, настроения и язык фанатской жизни киевской левой фирмы.
«Ну, в лидерах всегда будет Львов! Это без комментариев. Дальше идёт дерби, когда нас пришли накрывать в Голосеево. Очень серьёзный расклад, плюс ко всему один из первых: нас — 47 где-то, их — 62 (я уже точно не помню цифр, помню, что их было больше). Две минуты, нас жёстко разложили и погнали часть. Одному нашему типу порезали ногу — как результат шрам длиной в 12 см. Правда, после этого мы недалеко от стадиона, выбежав из автобуса, втаптываем в асфальт каких-то проходящих на матч «хохлов» [«Динамо» Киев]. Это было вообще в самом центре, но мы как-то умудрились оттуда уехать в итоге. На стадион так и не попали, ибо нам отзвонили через фан-клуб, они пробили, что будут принимать всех, у кого следы драки на лице. Ну, мы решили избежать в этот день привода в «мусарку». Забивы... Дай подумать. Самые крутые — это с «young hope» [«Динамо» Киев]… 10 на 10, длился пять минут — наша победа. Это было что-то! Мы своих парней потом еле откачали. Часть «хохлов» ещё очень долго там лежала, на месте забива, и смотрела в небо, не могли встать. Потом с Kids of Capital [«Динамо» Киев], 15 на 15. Было круто очень, хоть и про***…»
«Хапоэль» (Тель-Авив, Израиль)
Беспорядки начались задолго до матча… В сектор фанатов «Маккаби» полетели дымовые шашки, петарды… Двоих увезли в госпиталь… Но по-настоящему все началось после истечения этих невыносимых 90 минут… «Хапоэль» проигрывал 0:1, когда в нападающего «Маккаби» Элириана Атара запустили зажигалкой и пробили ему, кажется, бровь, точное попадание... В судей и футболистов летело все, что попадалось под руку: древки от флагов, всякая мелочь – ну, там фрукты, бутылки… Потом пошли железные прутья и кресла…
Говорят, что среди них были левые союзники из немецкого «Санкт-Паули» и бельгийского «Стандарда», специально прибывшие на помощь «Хапоэлю» в дерби Тель-Авива...
Футболисты «Хапоэля» то ли завелись, подхватив эстафету у своих фанов, то ли сами завели фанов: Авихай Йодин атаковал арбитра (12 матчей дисвалификация), Салим Туама тоже кого-то бил (6 матчей + $10 тысяч). На самом деле все было примерно так: после финального свистка удаленные во время матча взбешенные игроки помчались разбираться с судьями самостоятельно.
И началось…
Против тель-авивского «Хапоэля», фанаты которого устроили это нечто, дисциплинарный комитет Израильской федерации футбола вынес суровые санкции: с команды были сняты три очка, последующие три домашних матча команда провела при пустых трибунах, а фанатские сектора 4 и 5 (самые активные) были закрыты до конца сезона.
«Хапоэль» значит рабочие», – рассказал один из фанатов израильского клуба Сэту Фридману, репортеру The Guardian. – «Мы левые, а это значит, что мы не ненавидим арабов, мы хотим жить с ними в мире, а не войне».
На иврите «Хапоэль» действительно означает «рабочий».
В 20-х годах для объединения израильских пролетариев был создан «Общественный союз еврейских рабочих». Герб был выбран соответствующий: атлет, накрепко держащий серп и молот. Цвета клуба, думаю, вы себе представляете, какие.
Левые по своей идеологии до мозга костей, клуб и его фанаты являются одним целым; матчи «Хапоэля» всегда привлекают внимание: множество барабанов, флагов ярко красного цвета, коммунистической символики, растяжек с Че Геварой, баннеров в духе «Born to be red», «Red or dead» или «Love Hapoel – hate racism».
На трибунах «Хапоэля» вы никогда не увидите флагов Израиля: болельщики команды выступают активно против милитаризированной и агрессивной политики государства. Они также против нацизма, фашизма и любого проявления нетерпимости. Фан-клуб «Хапоэля» живет на энтузиазме и во многом за счет благотворительности: каждую игру лидеры движения проходят по трибунам с просьбой сделать взносы для их поддержки, что люди и делают.
«Кто с нами – тот не беженец» – нередко написано на баннерах фанатов «Хапоэля». Дело в том, что ультрас клуба активно поддерживают беженцев, которым помогают сбором средств и организацией пристанищ.
«Пумас УНАМ» (Мехико, Мексика)
Раскаляющийся на песке Мехико с его более чем 10 миллионами жителей представляют в чемпионате три гранда, три непримиримых соперника: «УНАМ», «Америка» и «Крус Асуль».
«Пумас УНАМ» – клуб, принадлежащий одному из крупнейших университетов на континенте (Universidad Nacional Autónoma de México), что, как вы могли уже догадаться, гарантирует команде поддержку среди студенчества в первую очередь. Университет всегда находился в оппозиции к мексиканским властям, что нередко приводило к уличным демонстрациям (и их трагичным последствиям).
Молодая по большой своей части болельщицкая армада придерживается левых и антирасистских взглядов (старейшее левое фанатское движение в Мексике), которые, надо сказать, вообще крайне популярны в испаноговорящем мире. В фан-движении «УНАМа» есть много женщин, людей разного цвета кожи и членов ЛГБТ-сообщества.
Фанаты клуба достаточно регулярно участвуют в различных студенческих акциях и демонстрациях; поддерживают любые антиправительственные идеи; занимаются благотворительностью, помогая беднякам и бездомных, организовывая для бедолаг бесплатные столовые и собирая пожертвования (практически все левые клубы так или иначе помогают низшим слоям общества).
Не забываем плюсовать, лайкать, делиться.
Ну и подписываемся на блог. Дальше будет только интереснее.
Самые «левые» футбольные клубы мира. Часть 1
Причем я не испытываю особых иллюзий в отношении сегодняшнего положения дел в мусульманском мире, но Андалусия не заслуживает такого пренебрежительного отношения.
Епт, есть и чорный нацизм. Чего тут удивительного то. Да и у нас братские народы кавказа что к нацизму никак не относиться?
1. В Испании нету понятия "араб" (ваш "арабский след"), есть только Моро, то есть Мавр. И в архитектуре нету такого стиля "мусульманского" или "арабского", а есть только "мавританский" то есть отсылает к тем же Маврам. Арабского там нету ничего, кроме языка (из-за религии, как латынь для католиков в свое время).
2. В Каталонии особо не любят "морос" из-за того, что Франко использовал именно их для жестокого подавления каталонских республиканцев. Каталония, в отличие от Испании, ведет себя как средиземноморская держава и поддерживает своих истинных южных соседей, которые остаются под гнетом гибридной расы мавров-арабов. За что Каталонии уважуха!
3. Мавры, как правило, отождествляются с Марокко. Само слово "Моро" от греческого "мавр" - черный. Но это фигурально и греки просто переводили с какого-то языка (местного) исконное слово потеряв при этом его истинный смысл. Слово "Мавретания" существовало еще античности, когда Рим дели Северную Африку на три королевства. Есть ряд версий толкования слово "мавр", возможно это "остров", "королевство, княжество", но это лишь спекуляция.
4. Побережье Испании, или средиземноморский берег Иберии, еще 8 веков до мавров (арабизированных и принявших ислам) была под пуническим влиянием (Карфаген) - это даже в Топонимии легко прослеживается, название г. Барселона, к примеру. Еще дальше во времени имеется связь: археология, где говорится об иберо-мавританской культуре (и расе!) времен палеолита. Генетика подтверждает эту связь.
5. Пусть вам арабская пропаганда объяснит, что такое и что означает в самом деле "Андалус", "Гибралтар" (не было никакого война-завоевателя Тарик Ибн-Зияд!), слово "Алгебра" и т.д. Пусть эти торгаши хоть как-нибудь объяснят почему во время расцвета Андалусии в западную Европу цирфы (никакие не арабские, у индусов сперли!) не из Андалусии, а сын итальянского торговца (гастербайтера :)) Фибоначчи нашел свои числа и ряды в другом городе- осколке пуничесокго берега (мира)?!
6. Т.н. передача знаний и науки от Арабов (на самом деле от Мавров) к Европейцам - это всего лишь переведенные на арабский греческие труды и, куда важнее, древнего Египта. Во время ренессанса оценили именно мавра Авероеса (Ибн Рушд), за то, что он вернул к жизни труды Аристотеля и Фома Аквинский стал его последователем и открыл глаза европейцам, которые гнили под другой религией, на древний прекрасный и просвещенный мир до того как одни варвары рушили Рим, другие Египет, а после всей этой смуты воцарились т.н. "религии", авторы которых плагиаторы: люто ненавидя и презирая древнюю египетскую цивилизацию одни из божества Птах "тот кто открывает" выдали за свое Пасху (пессах), а другие сделали первой именно сура (фатиха "открытие, введение") название которой непосредственно идет от древнеегипесткого божества Птах. Самое грустное, что весь мир им поверил (:
Сорри за флуд. Кстати, статья интересная, автору зачОт и мерси:)