5 мин.

Куда Газпром уходит...

Известно, что генеральным спонсором  ФК Зенит является ОАО Газпром, а основными спонсорами – его дочерние предприятия. Главной основой финансирования является рекламный контракт клуба с  «Газпром нефтью».

"Газпром нефть" не видит оснований для прекращения сотрудничества ФК "Зенит" после истечения срока действующего спонсорского контакта, заявил весной 2012г. журналистам глава нефтяной компании Александр Дюков. Очевидно, такое заявление потребовалось, на фоне усиливающихся сомнений в продолжении сотрудничества с клубом. Данному успокаивающему заявлению предшествовало сокращение рекламного бюджета с 1 млрд. рублей в 2011 году, до 500 млн.рублей в 2012, т.е. в 2 раза. Это не самое последовательное действие, особенно в свете заявлений о превращении ФК Зенит в клуб европейского уровня, которые звучали с 2005 года, когда холдингом был приобретен контрольный пакет акций клуба, а его президентом стал глава «Газпром нефти». Правда, эти заявления звучали из уст прежнего президента С.Фурсенко.

Новый президент Александр Дюков предпочитает больше говорить о самоокупаемости. Таким образом, снижение рекламного контракта можно рассматривать, как первый  шаг к этому. Можно догадаться, что по мысли Дюкова, собственно самоокупаемость будет достигнута тогда, когда отпадёт необходимость в рекламном контракте, т.е. его сумма будет стремиться к нулю.  Сумма нового рекламного контракта на 2013 год, возможно, подтвердит данное предположение.

С другой стороны, всё это косвенно нам говорит о том, что Газпром не видит нужды в масштабном рекламировании себя через ФК Зенит.  Действительно, внутри страны Газпром не нуждается в широкомасштабной рекламе, так как очевидно является системообразующей корпорацией для всей страны. Возможно, вначале план и был таков: создать суперклуб, который бы посредством успешного участия в европейских турнирах создавал положительный образ газового гиганта у европейских обывателей и их правительств. И первый этап такого плана был успешно осуществлён в виде завоевания Кубка УЕФА, который сопровождался сенсационными покупками, которых теперь нет и в помине.

Интересно, что с 2007 Газпром параллельно стал спонсировать немецкий клуб «Шальке-04», что подтверждает предположение о продвижении бренда Газмпром именно в Европе. Сумма спонсорской помощи за 5 лет должна была составить 100-120 млн. евро, т.е. в среднем по 20 млн. евро в год. Сумма немалая, если учесть, что в основном дело касалось размещения логотипа на футбольной форме. По слухам, одной из задач этого спонсирование было налаживание неких сепаратных отношений с Германией в области энергоснабжения, на фоне обострения отношений с Европой в целом, в т.ч. и по причине газового конфликта с Украиной. Сепаратные отношения не сложились, но необходимость в продвижении бренда не отпала, а напротив, усилилась. Кроме того, можно предположить, что сравнительный анализ показал, что вложения в «Шальке- 04» намного эффективней для Европейского продвижения, чем в ФК Зенит. Действительно, место немецкого клуба в турнирной таблице не столь важно, достаточно быть в середине, Германия сама по себе и есть Европа. Тогда как, чтобы рекламировать себя через Зенит, требуется постоянное и главное – успешное, участие клуба во всех значимых евротурнирах, что с учетом скромного уровня ЧР, требует постоянной подпитки в огромных средствах и высококачественного менеджемента, которого в России пока нет. Скорее всего, эффективность проекта «Шальке»  в разрезе цена-качество оказалось более высокой, чем проекта «Зенит», отсюда и смена вектора «Клуб Европейского Уровня» на вектор «самоокупаемость».

И сейчас мы видим как новый вектор набирает обороты:

-  объявлено о продолжении взаимовыгодного сотрудничества с «Шальке»

-  подписано партнерское соглашение с «Челси» на условиях  "Глобального энергетического партнера клуба", а так же участие в глобальной  «Социальной ответственности бизнеса»(последнее не может не вызвать улыбку)

- и наконец – спонсорский контракт с Лигой Чемпионов.

В этой связи, хочется спросить «Где «Шальке», «Челси», ЛЧ и где «Зенит»?». То-то и оно…

А старый вектор хиреет на глазах. Стоит заметить, что Газпрому в последние 2 года очень сильно повезло с тренером именно в разрезе безболезненной смены вектора. Лучано Спаллетти оказался не только профессионалом, способным выжать максимум из имеющегося, но и человеком преданным своей корпорации, что позволяло Газпрому спускать на тормозах селекционные потребности и, таким образом, не вкладывать средства в  уже отработанный проект.

См.   http://www.sports.ru/tribuna/blogs/easyfacts/303812.html

Но нынче даже у Спаллетти начинают сдавать нервы. Пока только через подачу намёков и полунамёков в мягкой форме. Но это уже ясное дистанцирование от президента клуба Дюкова, и далеко не первое. Видимо, Мистер впервые задумался и о своей репутации:

«Думаю, что всем нужно усиление, и «Зенит» — не исключение. Нам нужно укреплять состав. Мы купим игроков. Что касается тех имен, которые я дал клубу, то кто-то Дюкову не понравился, поэтому будем искать других, но абсолютно точно — высокого уровня и высокого мастерства».

«Но я повторюсь: мы обязательно купим футболистов. Прошло уже четыре трансферных окна, за время которых мы подписали всего одного человека, потому на этот раз мы должны сделать приобретения»

http://www.fc-zenit.ru/main/news/60234.html

Кто же не понравился Дюкову? Среди этих «кто-то» оказался любимец Спаллетти, бразилец Халк. Да и цена каждого футболиста из списка не ниже 10 млн. Так что, скорее всего, Дюкову не понравился не «кто-то», а «что-то» - цена. По некоторым данным одобренный руководством Газпрома общий селекционный бюджет на текущее  трансферное окно не превышает 10 млн. евро с рекомендацией не платить более 2 млн. за одного игрока. Исключение может быть сделано только для Андрея Аршавина, правда и это маловероятно, т.к. для сторонников его покупки слишком велики имиджевые риски: потратить весь бюджет на одного игрока, который очевидно снизил требования к себе, не выдержав конкуренции в АПЛ и который, скорее всего, теперь больше озабочен своим мягким и выгодным расставанием с большим футболом, чем самоотдачей в игре.

Всё более очевидным становиться положение Зенита в качестве нелюбимой падчерицы Газпрома, особенно на фоне сенсационного спонсорства Челси и ЛЧ.

Здесь нужно очень ясно понимать, что владение контрольным пакетом акций клуба и его спонсирование, это далеко не одно и то же. Так, Газпром может и далее оставаться главным акционером, а клуб будет существовать на голодном пайке. Одно другому не помеха. Газпрому не надо никуда уходить в буквальном смысле, ему достаточно прекратить глобальное финансирование Зенита, перенаправив его в громкие европейские проекты.

А тем временем ФК Зенит  будет стремиться к самоокупаемости и, видимо, достигнет ее с окончанием строительства стадиона, который уже планируют превратить в гигантский газпромларёк широкого профиля: "На новом стадионе планируются разные инфраструктурные решения - бизнес-лоджии, большая сфера общепита, офисный центр и так далее».

Есть все основания стать клубу прибыльным проектом для Газпрома. Уже сейчас  стоимость билетов на домашние игры команды самая высокая в ЧР. Есть чем гордиться.