12 мин.

Как реформа Лиги чемпионов могла состояться 25 лет тому назад

25-летняя история создания единой общей футбольной таблицы, по которой  начали играть только в 2024 году 
В 2024 году Лига чемпионов провела самую громкую реформу.

В 2024 году Лига чемпионов провела самую громкую реформу.. После реформы все команды стали играть не в восьми малочисленных группах, а в одной большой группе с одной общей таблицей. Можно сказать, что с введением единой общей таблицы в футболе наступила новая эра. 

А могла наступить 25 лет тому назад. Схему проведения соревнований с большим количеством команд в общей футбольной таблице при ограниченном количестве раундов (игр) разработал я в середине 90-х годов. Разработал вручную, не на компьютере. Разработал дома, не на заказ. Разрабатывал для отборочного этапа чемпионата мира и чемпионата Европы, но сразу понял, что мой проект подойдет для многих других соревнований. Понял, что у моего проекта огромное будущее. (Анализ футбольных таблиц и схем – мой кислород, поэтому здесь я знаю много.)

Созданный проект начал продвигать. Президент Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков уделил мне только 30 секунд. Мой проект не стал даже смотреть. На мою просьбу о личном приёме сказал, что он приём посторонних лиц не ведёт. Колосков направил меня к ответственному секретарю РФС Борису Боброву. Бобров в моём присутствии тоже не проявил никакого интереса к моему проекту. (Ответственный секретарь – это тот самый сотрудник, который занимался разработкой схем соревнований, составлением календаря, проведением жеребьёвок. Одновременно Бобров являлся членом профильного комитета УЕФА с такими же функциями. УЕФА – Союз европейских футбольных ассоциаций).

После этого я стал обращаться в средства массовой информации с целью публикации своего проекта. Я обращался во многие спортивные медиа. Я обращался к футбольным журналистам и экспертам, футболистам и тренерам, бывшим и действующим, сотрудникам РФС. Кто-то из них мой проект читал, кто-то читал по диагонали, кто-то только интересовался и делал ксерокопию, кто-то не интересовался совсем. Были такие, кто долго внимательно читал, рассматривал числовой календарь с общей футбольной таблицей для 32-х команд, но ни один человек, ни один эксперт не смог понять достоинств общей таблицы. Сегодня они же поют дифирамбы этой же общей таблице, которую УЕФА представил спустя 25 лет.

Параллельно с поиском издания для публикации я по почте (не по электронной, а по классической) послал проект на имя Колоскова. Проект был написан на школьной брошюрованной общей тетради отдельными крупными полупечатными буквами (позже этой тетрадью пользовались другие люди и не было ни одного вопроса по почерку). Я не стал обращаться к Колоскову как к президенту РФС, я обратился к нему как к члену исполкома УЕФА. На титульной стороне тетради написал: «Члену исполкома УЕФА». Член исполкома УЕФА в соответствии со своим занимаемым положением должен был проявлять интерес к любым предложениям, касающимся развитию футбола в УЕФА, с наиболее интересными креативными должен был знакомить коллег по исполкому. УЕФА тратит бешеные деньги, заказывая подобные проекты в хваленых мировых компаниях, но всё никак не может построить футбольный турнир, который бы устраивал все команды: и сильные, и слабые, и богатые, и бедные. Колосков на лицевой стороне тетради написал свою резолюцию «Боброву ознакомиться». Примерно через год тетрадь мне вернули. Вернули в выгоревшем от света состоянии. Вместе с моей тетрадью был вложен лист бумаги весь исписанный разборчивым красивым мелким почерком. Смысл предельно витиеватого содержания был только один – занимайся своими делами. Других ценностей содержание текста не таило. Ни одной буквы, по которой можно было бы идентифицировать автора послания, я не нашел.

Единственным человеком, который с первого чтения смог оценить достоинства моего проекта, оказался редактор русскоязычного московского издания журнала «World Soccer» Игорь Гольдес. Ещё во время чтения я понял, что статья будет опубликована. Гольдес видел тетрадь, внимательно рассмотрел резолюцию Колоскова. Статья в журнале была напечатана осенью 1999 года перед жеребьёвкой отборочного этапа ЧМ-2002 (поэтому до публикации почти год пролежала у него в столе). Ниже – три скана журнала «World Soccer» за декабрь 1999 года: первая страница журнала, страница с информацией о журнале, страница с моей статьей «Два дивизиона – лучше». Числовой календарь игр лучше смотреть не в скане журнала, а тремя страницами ниже в коротком изложении моего проекта. 

Скоро дошла очередь и до международной футбольной общественности. Я стал ходить на международные футбольные игры, международные футбольные пресс-конференции, в аэропорты к прилёту международных футбольных команд. С 2000-го года ежегодно ходил на открытие январского футбольного турнира «Кубок чемпионов Содружества», куда всегда приглашались руководители мирового и европейского футбола, известные футбольные личности. В разное время свой проект я давал президенту ФИФА Йозефу Блаттеру, президенту УЕФА Леннарту Юханссону, Францу Беккенбауэру, Мишелю Платини, и многим другим, в том числе сопровождавшим их коллегам. Давал и журналы, и самодельные брошюры на одиннадцати листах бумаги формата А4 склеенные скотчем. В журнале статья была на русском языке с не требующим перевода числовым календарём игр. В самодельных брошюрах кроме календаря было нарисовано несколько схем. На одной вертикальной схеме было нарисовано, что 50 национальных команд Европы делятся на два дивизиона. По схеме в дивизионе «А» – 32 команды, календарь игр – для 32 команд. По этим характеристикам не зная языка вполне можно было догадаться, какая здесь взаимосвязь.

В свой следующий приезд (2004 год) Платини узнал меня, подошел (сам). Я понял, статью в журнале он смотрел. Я понимал, что, пусть и плохо, статью ему перевели. Платини пытался задавать вопросы, но разговора не получилось, я не знал английского языка. На тот момент он был членом исполкома УЕФА. В отличие от Боброва Платини журнал мне не вернул.

В 2007 году Платини стал президентом УЕФА. Примерно в 2010 году Платини начал запускать информацию о создании нового футбольного турнира для национальных сборных команд. В марте 2014 года решение о проведении нового турнира – Лиги наций – было принято. Мой проект и Лига наций касаются соревнований для одних и тех же национальных команд. Поэтому я понимал, мой проект был генерирующим фактором для Платини при создании соревнования Лига наций. Кроме этого, я видел, отдельные точечные моменты были взяты из моего проекта. Но не взято самое главное– единая общая футбольная таблица, которая могла бы стать революционной для футбола ещё 20 лет тому назад. Эх, Платини, Платини.

Коротко о моём проекте, опубликованном в журнале в 1999. Соревнование называется «Отборочный цикл чемпионатов мира и чемпионатов Европы в европейском регионе». Цикл соревнования двухгодичный. Отборочные соревнования проходят с 1934 года. С тех пор отборочные соревнования всегда проходили и продолжают проходить с разделением всех команд на отдельные малочисленные группы. Каждая группа имеет свою отдельную таблицу. Такая схема соревнований имеет серьёзные недостатки, которые чиновники футбола и эксперты футбола продолжают не видеть даже сейчас.

В середине 90-х годов я нашел ключ к устранению этих недостатков. 50 национальных команд Европы я разделил на два дивизиона: 32 лучшие команды поместил в более сильный дивизионе «А», остальные – в дивизионе «B». По проекту команды дивизиона «А» с командами дивизиона «B» в одном отборочном цикле не играют. После окончания каждого цикла между дивизионом «А» и дивизионом «В» проводится ротация (4-5 команд).

В дивизионе «А» календарь игр в числовом виде сверстан заранее, раз и навсегда. Остаётся только присвоить каждой команде конкретный номер. Делается это так. 32 команды дивизиона «А» в соответствии с рейтингом распределяются на восемь уровней, по четыре команды в каждом уровне. Первому, высшему уровню, отдаются номера с 1-го по 4-й, следующему уровню отдаются номера с 5-го по 8-й, и так далее. Низший уровень – это номера с 29-го по 32-й. Далее проводится жеребьёвка. Она расставляет команды по номерам внутри каждого уровня. Ниже на схеме использован рейтинг не за 1999 год, а за 2024. 

 Схема работает по следующему принципу. Каждая команда проводит по восемь игр – по одной игре с одной из команд каждого уровня, в том числе с командой своего уровня. Игры проводятся по следующему правилу.

Каждая команда проводит четыре игры на своём поле, четыре игры на поле соперника. Игры строго чередуются: то на своём поле, то на поле соперника. В последнем раунде играют друг с другом команды одного уровня. Все 32 команды дивизиона А располагаются в единой общей футбольной таблице. (Обратите внимание на последнее предложение. Единая общая таблица была опубликована мной 25 лет тому назад.) Лучшие команды дивизиона А получают право выступать в финальных стадиях чемпионатов мира и чемпионатов Европы. Худшие команды дивизиона «А» на следующий отборочный цикл выбывают по ротации в нижний дивизион «Б». Ниже – календарь игр дивизиона «А» в числовом виде.

Слышу реплику, что по моему числовому календарю каждая команда проводит только по 8 игр, что по их мнению мало. Поясняю. 25 лет тому назад в отборочном цикле каждая команда играла как раз по 8 – 10 игр, в том числе с командами уровня «слабая» и «очень слабая». По моему опубликованному проекту каждая команда хоть и проводит только по 8 игр, но совсем не играет с командами уровня «слабая» и «очень слабая». Поэтому, ссылка на то, что по моему проекту каждая команда проводит маловато игр, несостоятельна. И добавлю. Числовой календарь с количеством раундов (игр) 12 у меня есть. Чтобы объяснить прибавку четырёх раундов потребуется технически сложное словесное описание на одной-двух страницах. А это сместит внимание читателя с принципа проведения соревнования на то, чтобы понять, как построен числовой календарь. В тетради (и в журнале) акцент  сделан не на календаре, а на принципе проведения соревнования с общей единой таблицей. 

Поместить все команды в одну общую футбольную таблицу нетрудно. Было трудно найти решение, как проводить соревнование внутри единой общей футбольной таблицы. До публикации моего проекта в 1999 году об этом никто даже не думал. Никто даже не подозревал, что существует проблема, что команды одного уровня между собой не играют. Ни одна хвалёная мировая компания за многие десятилетия не создала ни одного хоть немного похожего проекта. С единой общей футбольной таблицей не было создано ни одного соревнования вплоть до 2024 года. Более того. В 2018 году был запущен новый солидный международный турнир Лига наций. С 2021 года стал проводиться другой новый крупный международный турнир Лига конференций. Оба турнира не с единой общей футбольной таблицей, а с делением на малочисленные группы. Практика показала, оба турнира были мало востребованы зрителями. И, как следствие, оба турнира несколько раз подвергались ремонту. И только в 2024 году Лига конференции впервые стала играть в единой общей футбольной таблице. Одновременно вместе с Лигой конференции, тоже впервые, в единой общей футбольной таблице стали играть и две её сестры – отдельно Лига чемпионов и отдельно Лига Европы. Включаем логику. Если за один год на единую общую футбольную таблицу были переведены сразу три крупных турнира, значит единая общая футбольная таблица действительно хороша.

А теперь про реформу Лиги чемпионов 2024 года. По проекту УЕФА в новой Лиге чемпионов играют не 32 команды, а 36. Они делятся на 4 уровня по 9 команд в каждом уровне. Каждая из 36 команд играет по одной игре с двумя командами каждого уровня, в том числе с командами своего уровня.

Сравниваем изменения в новом проекте УЕФА и мой проект. По проекту УЕФА в Лиге чемпионов количество команд – 36, по моему проекту – 32. По проекту УЕФА 36 команд делятся на 4 уровня, по моему проекту 32 команды делятся на 8 уровней. По проекту УЕФА каждая команда играет с командой своего уровня впервые, по моему проекту каждая команда играла с командой своего уровня более 25 лет тому назад. По проекту УЕФА для всех 36 команд введена общая футбольная таблица, введена впервые, по моему проекту единая общая футбольная таблица была введена более 25 лет тому назад. Как видим, новый проект Лиги чемпионов очень сильно похож на мой проект, только хуже. Объясняю, чем.

Первое. В новом проекте Лиги чемпионов количество команд увеличено с 32 до 36. Это плохо. Увеличение произведено не за счет команд уровня «элита» (таких команд очень-очень мало), а за счёт команд уровня «слабые». То есть группу сильных команд просто разбавили слабыми командами.

Второе. Для проведения жеребьёвки по моему проекту 32 команды делятся на восемь уровней, по проекту УЕФА 36 команд делятся на четыре уровня. По моему проекту в каждом уровне по 4 команды, по проекту УЕФА в каждом уровне по 9 команд. Как видим, по моему проекту каждый отдельный уровень по численности меньше, чем по проекту УЕФА (4 команды в одном уровне по моему проекту против 9 команд в одном уровне по проекту УЕФА). А если каждый отдельный уровень по численности меньше, то такой каждый отдельный уровень по составу более ровный. А если уровень по составу более ровный, то, значит, подбор соперников он обеспечивает гораздо более справедливый. Например. По проекту УЕФА одной команде могут достаться в соперники команды 1 и 2, другой команде могут достаться в соперники команды 8 и 9. По моему проекту (по аналогии) одной команде могут достаться в соперники команды 1 и 5, другой команде могут достаться в соперники команды 4 и 8. Для сегодняшней Лиги чемпионов разница очень серьёзная. Те, кто в этом разобрался, меня поймут, для тех, кто не смог разобраться, пример более наглядный. По проекту УЕФА одной команде могут достаться в соперники команды Манчестер Сити и Реал Мадрид, другой команде могут достаться в соперники команды Лейпциг и Боруссия Дортмунд.

Других изменений в реформе Лиги чемпионов 2024 года нет. Реформа Лиги чемпионов 2024 года ввела только единую общую футбольную таблицу и игры с командой своего уровня. Эти изменения значительно повысят интерес к соревнованиям. Но этого недостаточно, чтобы считать Лигу чемпионов-2024 хорошим соревнованием. Даже после реформы 2024 года Лига чемпионов не отвечает требованиям грамотно построенного полноценного ежегодного соревнования, в котором все участники соревнования довольны. Неиспользованные резервы для ещё одной реформы есть. И эти резервы надо использовать. Лигу чемпионов надо реформировать ещё раз, реформировать грамотно. Реформировать надо ещё и потому, чтобы у конкурентов не было повода для создания своего турнира. Вот тогда угроза создания «Суперлиги» потеряет силу.

Окончательно достроенный проект Лиги чемпионов у меня есть. Ждёт своего часа. Только не знаю, найдутся ли футбольные чиновники, которые будут способны понять и оценить мой проект. Интересно, поймёт ли мой проект Игорь Гольдес? Или я опять окажусь в офсайде? Если мой проект Лиги чемпионов начнёт работать, то тогда реформа Лиги чемпионов 2024 года окажется детским лепетом.

Описанный в этой статье и в статье журнала «World Soccer» «Два дивизиона – лучше» проект реформы спортивного соревнования и его отдельные фрагменты без согласия автора не использовать. Эта статья и статья в журнале «World Soccer» согласием автора не являются. Спасибо. Автор Ринат Мингалеев (Rinat Mingaleev).