Творческая часть
Какие тексты ценят на трибуне?
Прежде всего, читатель смотрит на смысл и оформление. Если материал ни о чем, то его вряд ли будут читать. Если много букв слиплись в едином порыве, текст не разбит на понятные и цельные абзацы – тоже.
Заложите в текст мысль/историю, которую хотите рассмотреть. Разделите ее на пункты/абзацы, украсьте подзаголовками, разбавьте изображениями и постарайтесь обойтись без ошибок. Такой текст обязательно оценят!
Несколько примеров, близких к эталону: раз, два, три, четыре, пять.
Как создать увлекательный текст?
Главное – история. Хорошая история должна цеплять, вызывать эмоции, сопереживание. И не должна быть вторичной. Она должна сразу захватить читателя. А он должен хотеть узнать, как будет развиваться действие, чем все закончится, остаться с вами до последнего слова.
Важно убедиться, что у вас есть фактура, которая поможет классно рассказать историю. Найдите то, чего до вас не находил никто. С ценной историей точно получится создать увлекательный текст. Материал не должен оставлять равнодушным, а должен вызывать эмоции: восхищение, гордость, гнев, разочарование.
Как найти тему, если не знаешь про что писать?
Развивайте насмотренность и начитанность, потребляйте разный контент – про спорт и не только. Фиксируйте заходы и форматы, которые вас заинтересовали, и пытайтесь имитировать их в зоне своего интереса.
Никогда не думайте, что у вас недостаточно знаний и умений. Делайте текст только про то, что вызывает у вас эмоции, неподдельный интерес. Материал должен удивлять, пугать, радовать – он должен пробуждать ответные эмоции. А это невозможно без эмоций автора.
Какие ошибки портят заголовок?
Помните: заголовок должен быть максимально понятным, должен передавать суть происходящего в материале. Хороший заголовок вызывает интерес, интригует − при этом не перегибает с загадками.
Не используйте заголовок-открывашку, который просто призывает кликнуть на текст. Например, «Только один игрок «Реала» не пожал руку Анчелотти. Вы удивитесь, когда узнаете фамилию».
Не стоит использовать и общий заголовок, который ничего не объясняет. На текст не хочется кликать, если не понимаешь, что ждет внутри. «Фейерверк фигуристов», «Тяжелая, но нужная победа» – новые читатели точно пройдут мимо.
Как интересно рассказать историю?
Сторителлинг в медиа бывает развлекательным, образовательным и вдохновляющим. От преследуемой цели зависит набор внутренних инструментов.
Главное − найдите тему, которая вас волнует. Не усложняйте и не добавляйте в текст громоздкие конструкции, сокращайте лишнее, сконцентрируйтесь на сути вашего текста − именно на том, что вас зацепило.
Не прячьте главные мысли и не бойтесь прямых формулировок. Если хотите, чтобы вас поняли, – не скрывайте смысл создания вашего текста. не усложняйте истории излишними средствами выразительности, имейте мужество вырезать лишнее.
Будьте проще и понятнее.
Как правильно построить текст?
Для начала составьте план и выделите ключевые моменты истории. Резво начинайте, чтобы сразу забрать на себя внимание. Давайте разные взгляды на обстоятельства сюжета. Концентрируйтесь на главном, больше разговаривайте о самом интересном, смело отбрасывайте банальное и обязательно проверяйте факты.
Каких языковых ошибок нужно избегать?
Ошибки бывают у всех – вообще у всех! Это не страшно, главное на них учиться.
Орфографические ошибки. «Как нибудь» без дефиса, неправильное использование гласных или мягкого знака.
Грамматические ошибки. «Приехал с Самары» вместо «приехал из Самары». Они часто попадают в текст из разговорной речи и диалектизмов.
Пунктуационные ошибки. Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Структура предложений − как тактика команды в матче: как только вы распознаете схемы, расстановки, движение и расположение игроков при атаке и обороне, многое становится понятным – матч воспринимается на более глубоком уровне. Аналогичная история с пониманием структуры предложений, абзацев и всего текста.
Речевые ошибки. «Молодая девушка», «горячий кипяток», «прейскурант цен» – это все они. Не бывает «старой» девушки или «холодного» кипятка в прямом значении. Здесь главное – понимать, какими свойствами обладает предмет, что вы хотите о нем сказать.
Стилистические ошибки. Если вы начинаете текст в стиле пресс-релиза, то в середине не может появиться разговорное «да он попутал».
Как привлечь внимание аудитории?
Позаботьтесь о ярком заголовке – подробнее об этом говорим в соответствующем пункте. Каким бы прекрасным ни был ваш текст, его никто не узнает и не оценит, если не кликнет.
Упаковка начинается с заголовка. Он должен быть четким, понятным, прозрачным – без украшательств ради украшательств. Заголовок должен сразу захватывать внимание яркими фактами, цифрами, мыслями, цитатами или эмоциями.
Никакого кликбейта – нигде и никогда. Будьте внимательны при выборе визуального сопровождения. Если используйте фото, возьмите снимки крупным планом – на неприглядное, нечеткое изображение никто не кликнет.
Всегда начинайте текст динамично, хлестко, желательно – нелинейно. Заранее делите текст на блоки по смыслу и используйте подзаголовки для дополнительной навигации аудитории. Так его будет удобно и приятно читать. И в ваш блог захотят вернуться!
Практические советы для уменьшения количества ошибок и улучшения качества текстов
Больше читайте. Новости, лонгриды, продвигайтесь в сторону блогов, авторских колонок, читайте художественную литературу для обогащения лексики и умения добавлять эпитеты. Не забудьте про нон-фикшн, чтобы учиться анализировать, развивать критическое мышление, узнавать новое. Проверяйте, если есть сомнения. Не знаете или не уверены в правописании конкретного слова – просто найдите его в поисковых системах. Есть и специализированные ресурсы для проверки ошибок и ритма текста.
Много пишите, но не все публикуйте. Писатели оставляют после себя тонны исписанных листов, а блогеры – мегабайты черновиков. Первые тексты всегда слабее – это нормально, всем нужно время на то, чтобы набраться опыта и вырасти как автор. Просто начните, сделайте практику письма регулярной и прислушивайтесь к конструктивной обратной связи – и рост качества ваших текстов станет вопросом времени.
Как правильно вести блог про любимую команду?
Тут нужно не просто искренне болеть и любить эту команду, но и неосознанно подскакивать, когда она забивает голы. Если вы встречаете голы команды без эмоций, механически, то быстро выдохнетесь от работы только с ней. Желание писать про любимую команду всегда исходит изнутри.
Важно быть максимально погруженным в новостную повестку команды – только так вы сможете разнообразно реагировать на события вокруг нее. Определите обязательную программу – что вы точно делаете вокруг матчей, то есть до, во время и после.
Разбавляйте традиционный контент рубриками: ретро-истории, рейтинги, подборки, фотопосты, биографические очерки, интервью, цикл воспоминаний, тесты и опросы.
Какие форматы стоит попробовать?
В спортивных медиа очень много форматов. Рекомендуем попробовать каждый, тогда вас не накроет творческий кризис.
Колонка. Авторское высказывание, личное переживание, эмоции по поводу важного события или явления.
Карьера в одной картинке. Залипательный формат, когда нужно упаковать много интересной информации про гранд-персону/событие.
Рекап. Жанр больших текстов или интервью, которые выходят в других медиа. Смотрим/читаем, перерабатываем и красиво упаковываем.
Нанопосты. Оперативный отыгрыш повестки дня, акцент на деталях, фрагментирование больших событий. Это могут быть как 5 вопросов по итогам матча, так и калейдоскоп фотографий.
Общеобразовательные тексты. Спорт нельзя рассматривать в отрыве от политики, истории, географии, культуры. Это важно: показать читателям, что спорт – это не только голы-очки-секунды.
История одной фотографии. Очень часто спорт ассоциируется с моментумом – например, фото Месси из 2014-го, когда он проходит мимо Кубка мира после проигранного финала.
Тесты/подкасты. Многие пользователи лучше усваивают контент на слух или в виде тестов. Порадуйте аудиторию удобным контентом.
Суперсложные документы и цифры – простым языком. Умение работать с официальными документами, источниками, реестрами, где спрятаны важные данные − например, сколько Плющенко попросил денег на шоу?
Исследования. Большие лонгриды на мегатемы: что с импортозамещением? сколько зарабатывают русские клубы? кто виноват в том, что «Арена-Омск» рассыпалась? Самый энергозатратный формат по времени: нужно не просто собрать фактуру, уметь работать с источниками, инсайдами, но и упаковать ее максимально доходчиво.
Профайл. Формат, который немного пересекается с исследованиями. Здесь менее глобальные темы – это может быть профайл на человека, команду.
Ретро. Формат ностальгии, который работает и без повода. Особенно, когда речь идет о больших героях спорта.
Интервью. Разговор на острую или конкретную тему с медийной личностью.
Как написать красочный обзор спортивного события?
Прежде всего, это оперативный текст, важно рассказать про спортивное событие через короткое время после его завершения – иначе за вас уже скажут другие.
От вас не требуется глобальное осмысление сюжета или героя, нужно передать эмоции или значимость события. Значимость может быть как глобальная – для спорта/мира/страны, так и личная – для спортсмена/семьи/команды.
Не стоит зависать на сложных выводах. У читателей оперативно есть потребность скорее в легком контенте и наблюдениях по горячим следам. Поэтому будьте очень внимательны к деталям, украсившим спортивное событие, сделайте акцент на них.
Как написать цепляющий репортаж?
Очень часто на матче все штатно – без сюжета, о котором непременно хочется рассказать. Рассказать про сам матч очень важно, но сосредоточьтесь на деталях – за них можно зацепиться. Болбой, который быстро подал мяч и начал голевую атаку; теннисный судья, на которого ругался Медведев; зрители на трибунах, сорвавшие футбольный матч из-за провокационного баннера.
Сосредоточьтесь на антураже – происходящее на футбольных трибунах или рядом с лыжно-биатлонной трассой. Важно либо передать эмоцию, либо создать эмоцию. Матч звезд НБА получился неинтересным, но заход «А не худшая ли это игра в истории баскетбола?» позволяет сосредоточиться на осмыслении феномена шоу и его эволюции.
Как написать тактический разбор матча?
Чтобы найти качественную тактическую тему, много читайте, еще больше смотрите футбол и слушайте вопросы от простых болельщиков. Хорошая тема должна быть интригующей и содержательной. В идеале на этапе выбора у вас уже должна быть логическая цепочка и аргументация: способность ответить на ключевой вопрос своими словами, пока без подкрепления показательными эпизодами, цитатами и статистикой.
Затем выберите лучшую упаковку для вашей содержательной части. Большинству тактических текстов нужны подзаголовки. Можно выстроить их по-разному: хронология/описание эволюции (один подзаголовок – один этап), разбор достоинств/проблем, ответ/вопрос, деление матча на стадии (с мячом, без мяча, прессинг, стандарты).
Как разговорить собеседника на интервью?
Сначала нужно найти интересного героя. Некоторые селебрити уже рассказали все по 100 раз, другие – просто не готовы говорить под диктофон. Смело отбрасывайте серых персонажей и не думайте, что залог хорошего интервью – обязательно суперизвестная личность.
Бывает, что жизнь героя не особо интересна, зато он пересекался с десятками медийных персонажей. Разговор можно построить через них: спрашивать человека об одном, втором и третьем человеке, вспоминать совместные истории и делиться впечатлениями.
Не пугайтесь статуса своего героя. Плохие интервью регулярно получаются именно из-за блеяния перед героем, а не слабой подготовки. Запомните: ваша цель – получить фактурный ответ. Ни статус героя, ни ореол вокруг него, ни ваши теплые воспоминания о нем не должны отвлекать от цели.
Естественно, подготовка к интервью столь же важна, как выбор героя. Вопросы невозможно составить без знания контекста вокруг него. Чтобы получить базовые представления, достаточно поиска в интернете. Вбиваем имя и фамилию, проходим по ссылкам на паре первых страниц – и читаем. Затем вбиваем фамилию с конкретным запросом «интервью» – и читаем уже их. Иногда неожиданные моменты всплывают, если вбить имя героя вместе со словами «скандал», «происшествие».
Нужно знать биографию героя лучше его самого. Важно вовремя подкидывать фактуру в стиле «А вот помните такой случай» и добивать истории уточнениями, точечными вопросами.
Как интересно раскрыть небольшой сюжет?
Маленькие сюжеты обычно привязаны к событию и востребованы короткое время, поэтому писать нужно быстро. Когда что-то происходит, люди хотят получить ответ на три глобальных вопроса: что именно случилось, почему это случилось, что будет дальше.
Главные вопросы, которые возникают у читателей к сюжету, нужно упаковать в отдельные главы. Один вопрос – одна небольшая глава. Подзаголовки – важный инструмент для небольших сюжетов, потому что они придают системности, помогают разложить все по полочкам.
Если маленький сюжет – это биографическая история, которая произошла давно, то строить приходится вокруг одного мощного факта. И одного-двух абзацев может хватить, чтобы рассказать главное. Чтобы расширить текст, сделайте обвязку к обстоятельствам, которые повлияли на сюжет, расскажите про контекст, про то, как эта история отразилась на будущем героя. Так вы добавите объема материалу и новых красок – самой истории.
Как интересно писать про непопулярные виды спорта?
Главное, не думайте, что всем интересен только условный футбол или фигурное катание. Классные тексты всегда найдут отклик читателя. Заинтересуйте героем и/или ситуацией, в которой он оказался. Наша задача – тронуть читателя, вызвать чувства – хоть положительные, хоть отрицательные.
Обратите внимание на тенденции, неизвестные широкой публике, как часто бывает в непопулярных видах спорта – можно выделить классный факт/закономерность. Погрузитесь в прошлое: герои и события добавляют шарма, атмосферы. И неважно, какой вид спорта их прославил.
Расскажите о нюансах, сложных ситуациях, которые помогут лучше понять конфликт и логику героев. Почти наверняка этот ракурс выведет на важные темы: справедливость, наказание, разрешение споров.
Не стесняйтесь денежных тем. Деньги касаются каждого, а спорт – большая коммерческая вселенная. Без денег в нынешнем виде не было бы ни арен, ни трансляций, ни суперзвезд.
Как найти и расширить свою аудиторию?
Нужно не только создавать качественный контент, но и сделать его популярным. Первое впечатление – ключевое. Уникальное и запоминающееся название, визуализация и четко определенная концепция создают основу для успешного позиционирования блога/текста.
Изучите Трибуну Спортса, ее аудиторию, форматы контента и активно взаимодействуйте с сообществом. Качественное оформление материалов и постоянный мониторинг статистики – залог того, что ваш контент будет не только привлекательным, но и эффективным.
Сотрудничайте с другими блогерами, устраивайте коллаборации, это поможет увеличить охват и привлечь новую аудиторию.
Используйте личные рекомендации и сарафанное радио. Друзья и знакомые могут стать первыми адвокатами вашего бренда.
Пробуйте разные форматы, экспериментируйте, держитесь на волне трендов. Обязательно взаимодействуйте (тесты, игры, просто комментарии) с аудиторией – это усиливает ее вовлеченность.