Бека-Бека и другие. Ментальное здоровье элитных футболистов. Часть 2
Раз стала достоянием общественности история Бека-Бека, время для продолжения темы депрессии и иных ментальных расстройств у спортсменов высокого уровня.
Первая часть с данными исследований и примерами в эту тему тут: Панические атаки и ментальные расстройства у элитных футболистов
К слову, представители Бека-Бека отвергли приписанную прессой историю о проблемах в личной жизни игрока. А разгадку, безусловно, нужно искать в основном в том, что игрок молодежной сборной Франции проигрывал/потерял место в составе, а в этом сезоне не выходил вообще.
Бека-Бека из «Ниццы» едва не спрыгнул с моста. Его спасли
История не закончилась трагично, поэтому общественность искренне удивилась и пошла дальше. На деле, можно только предположить сколько историй не попадает в прессу или сколько молодых спортсменов находятся в таком или просто в плохом эмоциональном состоянии.
Итак, отметим основные причины таких явлений и участившихся случаев депрессии и ментальных расстройств:
- долгое отсутствие игровой практики, вариантов продолжения карьеры (важно: даже при долгосрочной полной ежедневной самоотдаче и супернагрузках);
- публичность профессии, информационное давление, общий прессинг и необходимость оправдывать чьи-то ожидания (клуб, агент, СМИ, соцсети, болельщики, семья, партнеры, друзья);
- «длинные» или частые травмы, а также последствия вирусных инфекций;
- переработки (больше относится к тренерам), минимум выходных (обычно 0 или 1 в неделю);
- привязка к контракту, невозможность взять паузу или отпуск, когда это необходимо, как у обычных людей;
- приближение и сам момент завершения карьеры;
- особенности психотипа, рефлексия и эмоциональная лабильность современных спортсменов.
Еще несколько известных примеров, цитат о том, кто как искал выход из ситуации:
Лукаш Градецки, сборная Финляндии
«В «Эсбьерге» я страдал от невроза, вплоть до страха дотронуться мяча или делать сейвы. В какой-то момент я начал обсуждать это с друзьями, и пришли к тому, что самое главное — просто быть собой, а не оправдывать чужие ожидания».
Крейг Беллами, сборная Уэльса
«Я боролся с тендинитом в обоих коленях и просто хотел, чтобы моя карьера закончилась. Во время моей карьеры депрессия лишь прогрессировала. Я приходил домой и мог не разговаривать по три дня. У меня была жена, малыши, а я буквально не мог разговаривать. Я запирался в комнате и ложился спать».
Дэнни Роуз, сборная Англии
«Все произошло из-за травмы. Я очень легко становился раздражительным. Не хотел заниматься футболом, не хотел заниматься восстановлением. Когда возвращался домой, друзья пытались как-то растормошить меня, но я не хотел выходить на улицу. Хотелось прийти домой и сразу лечь в кровать».
«Это все привело меня к психологу, и мне поставили диагноз депрессия, о котором никто не знает. Я должен был уйти из «Тоттенхэма». То, что доктор клуба направил меня к врачу и психологу, очень помогло мне справиться. Я ничего не сказал родителям, и они, вероятно, очень рассердятся, узнав это, но до сих пор я держал это при себе».
Адриано, сборная Бразилии
«После смерти отца я впал в депрессию, с которой можно было совладать только посредством выпивки. Я чувствовал себя счастливым, только когда выпивал, поэтому пил не переставая. Я пил всё, что мне попадалось под руку: вино, виски, пиво. Я приезжал на тренировки пьяным. Я не спал, чтобы не опоздать на тренировку, но приезжал на базу в непотребном состоянии. Меня отправляли спать в одно из помещений базы, а журналистам рассказывали о том, что у Адриано мышечная травма».
Аарон Леннон, «Эвертон»
Аарон Леннон был задержан полицией и доставлен в госпиталь с подозрением на психические отклонения. Футболист ночью гулял в опасной близости от автомагистрали. После допроса футболист был доставлен в госпиталь для прохождения обследования. Англичанин прошел лечение из-за депрессии, вызванной стрессом.
Леннон: «Когда ты не играешь, начинаешь доходить до той стадии, когда ты уже не чувствуешь себя футболистом. Ты тренируешься каждую неделю и не участвуешь в играх, и это невыносимо. Я долгое время был в сумраке, и сменив клуб, теперь просто просыпаюсь каждый день и радуюсь каждой тренировке».
Тьерри Анри, сборная Франции
«Главное, что когда ты в раздевалке, в мужском коллективе, там буквально запрещено плакать. Так что когда остаешься один, ты действительно максимально одинок. Никто не спросит, все ли у тебя хорошо. Это происходит и когда ты травмирован: никто не приходит к тебе домой и не спрашивает, в порядке ли ты. Ты не играешь, значит, ты должен разбираться с этим самостоятельно. Но ты никогда действительно не решаешь проблему. Ты просто идешь дальше. Я просто не знал, как справиться с какими-то вещами, и просто двигался дальше, стараясь забыть о случившемся.
Был ли я в депрессии? На самом деле, не знаю. Никто не говорил мне, что такое может случиться, никто не говорит, как с этим справляться – никто в принципе не говорит об этом, и ты не можешь поднять тему. Меня никогда не учили, как уважать кого-то, кто открылся».
Джермейн Дженас, сборная Англии
«Каждый раз, когда я выхожу из студии после эфира , лента моего твиттера просто взрывается. «Ты сказал это не так», «ты сделал то неправильно». Моя реакция на такие сообщения зависит от настроения и состояния. Иногда после хорошего дня ты залезаешь в твиттер, ко всем этим гневным комментариям, и они могут действительно тебя расстроить. Но в другой день я просто решаю: сегодня я просто не буду в это лезть – и откладываю телефон».
Питер Крауч, сборная Англии
«В мое время игроки не хотели ехать в сборную, не хотели проводить 10 дней в не самой здоровой атмосфере. Ведь большую часть времени мы проводили в наших комнатах наедине со своими мыслями. И это придавливает. Я помню, как возвращался с тренировки в свою комнату – и сидел там до ужина в 7 вечера. Затем возвращался – и выходил только к завтраку. И так все 10 дней».
Андрес Иньеста, сборная Испании
«Когда я страдал от депрессии, самым приятным за день было принять таблетку и лечь спать. Ты теряешь радость от жизни, от всего. Я обнимал жену, но ощущения были, будто обнимал подушку. Я все еще хожу на терапию, так как мне нужно быть в мире с самим собой. Суть не в материальных вещах. Я мог купить все машины мира, все, что хотел, но с жизненными проблемами все еще трудно сталкиваться. Нужно тренировать свой мозг».
Ульрик Солтнес, «Боде Глимт»
«Несколько лет назад я думал о завершении карьеры – не чувствовал, что наслаждаюсь футболом, перед матчами мучился от спазмов в желудке и с трудом справлялся с постоянными приступами тошноты. Тяжело переживал ошибки на поле и ломался под психологическим давлением. Почти у каждого в команде есть история, как он только чудом не ушел из футбола. Кто-то – из-за слабого прогресса, кто-то – из-за травмы. Многие об этом никогда не расскажут».
Известная история, что на помощь норвежцу пришел ментальный тренер, которого нанял клуб «Боде Глимт» в 2017 году (Бьорн Маннсверк). У Бьорна нулевое футбольное прошлое, он служил летчиком в военно-воздушных силах Норвегии, участвовал в боевых действиях на территории Афганистана и Ливии.
Важнейший посыл по Маннсверку – уровень игры значимее результатов. Фокус на результатах приносит много стресса. Анализ уровня игры – это творческий и полезный процесс.
Игрок рассказывает, что делает команда на практике под руководством ментального тренера - медитирует:
«Сегодня было всего двенадцать минут тишины наедине с собственным дыханием. Тогда вам просто нужно сосредоточиться на своем дыхании как можно дольше. Если у нас был матч накануне, мы можем лечь и провести так называемое «сканирование тела». И это отличный способ отключить тело, когда это необходимо.
Очень полезно научиться контролировать то, чем можно управлять. Вы привыкаете контролировать свое внимание и действительно расслабляетесь, когда вам нужно расслабиться. Многие футболисты изо всех сил пытаются уснуть после матча, что может быть необходимо, когда до следующей игры осталось всего два дня. Но с помощью медитации многим из нас удавалось заснуть после поражений. Даже если вы устали и у вас много мыслей, мы можем отключиться».
Итого, в этой теме первый шаг - осознание существования такой проблемы, как ментальное здоровье спортсменов. Ясно уже, эти вещи мало связаны с их уровнем дохода, моделью часов или метражом имеющегося у футболиста дома (к возможным репликам – «мне бы ваши проблемы», «бесятся с жиру» и пр.).
А первый инструмент решения проблемы – профилактика и ментальная тренировка, умение переключать внимание и внешняя поддержка, в том числе психолога. Чтобы иметь более тренированный мозг, и лучшее ментальное здоровье.
Чего и всем желаем.