Роберто Мартинез!
He told me, «I see you rise.
But, it always falls
I see you come, I see you go»
He say, «All things pass into the night»
Вылет сборной Бельгии мы предвосхищали вчера в никому не нужной статье, которую, тем не менее, бессознательно во время и после матча цитировали эксперты и даже сам Генич.
В потоке необязательной критики стоит кое-что повторить о тренере, его результатах и причинах провала. Мартинез был назначен главным тренером под ЧМ-2018 и ЧЕ-2020 как проверенный кубковый боец, умеющий строить команду.
На крупных турнирах он потерпел только три поражения:
ЧМ-2018: Франции, будущему чемпиону Мира.
Евро-2020: Италии, будущему чемпиону Европы.
ЧМ-2022: Станет ли Марокко чемпионом мира?
На разных стадиях из топ-команд были обыграны Португалия, Бразилия и дважды Англия.
Выделим самый важный нюанс в контексте обсуждения двух провалов подряд (ЧЕ-2020 и ЧМ-2022): в идеальном плане бельгийской федерации футбола Роберто Мартинес оставался главным тренером только до июля 2020 года. Потом предполагалось поступать по обстоятельствам. Мартинез предполагал возвращение в клубный футбол. В сезоне 2019/2020 бельгийские игроки ещё находились на уровне успешного ЧМ в России, и можно было ожидать мощного выступления на Евро, но вмешался COVID. Евро был перенесён, а контракт Мартинеза экстренно продлили до конца 2022. Поскольку оба турнира и отборочные циклы накладывались друг на друга, не было никакого смысла устраивать глобальные тренерские перестановки ни до Евро, ни между Евро и Чемпионатом Мира. Это стало демотивирующим фактором. Мало того, что у Мартинеза сорвались контракты с «Барселоной» и «Эвертоном», но и некоторые лидеры сборной за год сильно откатились по уровню выступлений из-за травм и возраста.
Надо понимать, что Мартинез — дешёвый тренер с точки зрения бельгийской бухгалтерии. По уровню зарплаты в 2018 году он был на 19-м месте среди всех участников российского мундиаля, но после пролонгации контракта на ЧМ-2022 был уже шестым. По данным прессы его зарплата выросла втрое за 4 года. Все знали, что это последний турнир испанца, никаких опций по контракту не предполагалось, и если вывести среднегодовой уровень затрат и учесть бронзу на Чемпионате Мира, вложение было оправданным. В Бельгии умеют считать деньги и не будут вкладывать в футбол больше, чем необходимо. Ведь налогоплательщик и его материальное благополучие — основа и смысл государственности.
Матч с Хорватией показал, что тактика Мартинеза может работать. Но это случилось только на третьем матче. Именно столько времени потребовалось команде для адаптации к тем тренерским задумкам, которые были призваны нейтрализовать изъяны, связанные с утратой класса у полюбившихся исполнителей. А именно: движения в опорную зону и в центр обороны Кастаня и Дендонкера, а также перегруппировка флангов обороны при атаке и обороне. Только в матче с Хорватией стало понятно, что именно хочет добиться Мартинез от Кастаня.
Образно говоря, Мартинез хотел из старого материала вылепить что-то столь же эффективно работающее, как та сборная, которая взяла бронзу на ЧМ. Но материал поплохел, его нужно было дольше обрабатывать, чтобы построить желаемое. А сборов к этому ЧМ не предполагалось, потому что ФИФА встроила его в клубный календарь прямо поздней осенью. У Мартинеза была неделя, потом ещё одна уже по ходу турнира. На третьей неделе Кастань и Дендонкер поняли, что от них требуется, и где они должны находиться относительно Тоби и Яна при развитии своих атак или при обороне. Однако, матч с Марокко к тому моменту был уже проигран. Ещё одна неудача: не нашедший игрового тонуса Ромелу Лукаку, который в нормальных обстоятельствах забил бы в каждом своём эпизоде. Глядя на преобразование игровых схем бельгийцев в матче с Хорватией, можно сказать, что Мартинез действительно придумал нечто весьма сложное, и команде не хватило времени для тренировок и адаптации. Избежать этого можно было только пойдя более радикальным путём, экономя время и меняя состав, подбирая игроков под более простые задачи. Но Мартинес не решился. Это был бы слишком отчаянный ход для «кубкового бойца, умеющего строить команду».
Осознавая всё это, хочется резюмировать произошедшее двумя тезисами:
1) Мартинез последних двух лет — жертва обстоятельств. В этих обстоятельствах он проявил себя как последовательный консерватор, а не как творческий безумец.
Знакомый с обстоятельствами человек скажет: «Жаль, что так получилось. Спасибо, и удачи!»
Плебей напишет в комментариях: «Физрук».
2) Возможно, для успеха этой сборной был нужен именно классический «физрук». Возможно, типичный бельгийский тренер. Из недавних безработных к старту ЧМ были Френки Дюри, Франк Веркаутерен и, например, Боб Пеетерс.
Лишенные созидательных комплексов, такие люди могли бы подобрать состав из максимально топорной селекции под решение простых задач. Сложных задач этот турнир не ставит.
Это первый ЧМ в истории без подготовительных сборов.
Это первый ЧМ в истории, где у команд нет собственных стилей. Они тут попросту не нужны. Здесь нужно просто классно бегать в правильном направлении. Можно обойтись без Витселя с толстеньким Азаром. Не обязательны мудрые старики в центре обороны. Видели, как Жереми Доку разрывал левый фланг хорватов, выйдя на замену? У нормальных «физруков» и временщиков он бы играл от свистка до свистка все матчи. А у Мартинеса вышел только на последние 15 минут.
В Катаре надо быть проще. Во всём.
Поймёт ли это вечно философствующий Ван Гаал? Не будет ли поздно после матча с США?
Что дальше?
Самый интересный вопрос — это вопрос о преемнике Мартинеза.
Любые предположения будут профанацией и переливанием из пустого в порожнее. В Бельгии много интересных тренеров, кто-то занят, кто-то нет.
Идеальным вариантом выглядит Фелис Маззу. Но он возглавил «Шарлеруа» в первый же день чемпионата мира. Едва ли стал, если бы был шанс на пост главного тренера сборной.
Вариантов действительно много. Для этого будет отдельная статья.