«Петровский» – больше, чем стадион
В марте в комитете по инвестициям сообщили, что «Петровский» будет реконструирован в современный культурно-спортивный комплекс. Меня, как болельщика «Зенита», как петербуржца, эта новость вызвала ужас. Сразу вспомнилась удачная стройка СКК. Мало надежд, что облик легендарного стадиона перевоплотится во что-то адекватное, если его даже никто не снесёт.
Вспоминаем историю «Петровского»
Домашнюю арену «Зенита» построили в 1925 году по проекту инженера Алоиса Вейводы. Стадион пользовался популярностью не только среди футбольных фанатов, но и среди любителей баскетбола и даже хоккея.
Иронично, что первый матч состоялся между «Сталинцем» и московским «Спартаком», и ровно черед год, в 1937, «Сталинец» стартовал тоже со «Спартаком», но уже ленинградским.
Во время Великой Отечественной войны стадион разбомбили, а все деревянное разобрали на дрова. К 1961 году, когда арену отреставрировали, то домом для «Зенита» уже был новенький стадион им. Кирова. Однако при его строительстве не задумывались, что для игры вечером нужно освещение. А оно не было пристроено. Поэтому команда зачастую играла в разных местах, как «Рубин» сейчас, например.
Затем «Зениту» пришлось переехать (любимое прозвище оправдано) обратно, откуда начинал. Стадион им. Кирова готовился к Олимпиаде-80. Но после проведения Игр команда вернулась на арену, которая уже была оборудована искусственным светом.
В 1995 году стадион переименовали в близкое, родное «Петровский». В октябре здесь успели отпраздновать возвращение в высший дивизион.
С этого времени началась золотая эпоха «Зенита»: первый завоеванный трофей в российской истории; первый гол Кержакова «Спартаку» и после легендарный кувырок с Аршавиным; романтический футбол Петржелы; победа в Раменском, которая болельщиков сделала седыми и счастливыми: долгожданное чемпионство! невероятная феерия в Кубке УЕФА: еле пройденный групповой этап, дикое везение в матчах с «Вильярреалом» и «Марселем», разгром немцев и уверенная победа в финале; впервые услышанный гимн Лиги Чемпионов; приезд звёздных легионеров, которые вносят огромный вклад в завоевание новых чашек; гегемония в групповом этапе Лиги Чемпионов…
«Бонус: три истории от петербургских журналистов про «Петровский»
Николай Киселев (автор канала «вЗените»):
История о том, как «Петровский» был гостеприимен к бразильским болельщикам в очень тяжёлые погодные условия.
Дело было на домашнем матче ЛЕ против «Янг Бойз». Я с друзьями подъехал на игру сильно заранее, а на улице в тот день мороз был страшный, где-то -25. В итоге пошли мы погреться в кафешку рядом со стадионом, и встретили там бразильцев. Это был, конечно, шок. Мороз, от которого даже у нас замерзало абсолютно всё и тут такое: парочка веселых бразильцев, решивших сходить на «Зенит». Даже запомнил их имена - Винисиус и Фернандо. Они первым же делом начали спрашивать о кричалках. Разучили с ними гимн, написали им текст в телефоне. После этого отправились на стадион, ребятам очень не терпелось побывать на нем. Помню, снаружи им очень понравился «Петровский». У них были билеты на центральный сектор, поэтому наши пути разошлись. Но мы обменялись контактами в соцсетях, и потом после матча, когда я зашёл к Винисиусу на страничку, каково было моё удивление, что в перерыве ребята умудрились попасть на Вираж! Там, конечно, было гораздо веселее, чем на центральном секторе. Ребята с Виража бразильцев приняли очень тепло. Вместе прыгали, гнали «Зенит» вперёд. Лица бразильцев просто светились от счастья. «Зенит» тогда одержал победу и прошел дальше, а Винисиус с Фернандо получили на «Петровском» массу крутых эмоций, стадион их принял как родных.
Алексей Новик (автор канала «ZenitCafе»):
В первый раз на «Петровский» я попал в 2002 году. Это было то славное время, когда «Зенит» под управлением «нашего Дель Боске» радовал болельщиков Петербурга всеми оттенками серого футбола.
Матч был с «Локомотивом», и меня, 10-летнего пацана, взяли с собой на футбол молодые друзья семьи. Волновавшейся маме пообещали, что все будет хорошо, и мы помчали на футбол на серебристой «девятке».
Сидели мы тогда на смежном с Виражом секторе, и несмотря на не самый веселый футбол, в тот момент я влюбился в «Петровский» и его атмосферу. Неистово махал розой, как мои старшие товарищи, подпевал каким-то зарядам про «Зенит» и в целом чувствовал себя причастным к чему-то великому.
Что характерно, плохих слов, которыми пугают семейных болельщиков по нынешней жизни, тогда я на секторе не нахватался.
Кроме разве что мелочи.
Когда приехал домой, мама спросила, что там было на футболе, какие кричалки кричал?
«А где «Локо»?
«Локо» нет!
«Локо» делает минет»
Без затей вывалил я весь свой скудный фанатский репертуар маме.
Значения слова я тогда, конечно, не знал, это меня и спасло от праведного гнева. Но впредь новых слов, услышанных на трибуне, я маме не рассказывал.
Дмитрий Зимин (автор канала «футбольный DiZzz»):
Вечная ассоциация с «Петровским» – жуткий холод. Журналистам немного везло: зимой со спины была бетонная защита, а ещё и козырек – просто VIP-условия. Но смотреть на мерзнущих в минусовую погоду болельщиков было тяжело. А когда они ещё и раздевались по торс, то полностью собирался образ реального фаната. «Петровский» летом абсолютный кайф. Легкий бриз с Невы, поле почти рядом с трибунами, идеальный обзор – туда реально хотелось ходить. Будто ты посещаешь любимую, но уже пожилую бабушку. В ней нравится всё, кроме грустно чувства угасания.
«Петровский» я запомню по последнему чемпионству АВБ, когда в раздевалке лилось кучу шампанского, а Халк прыгал по столам. Следующая картинка чуть более грустная: на матч, вроде бы с «Севильей», собрался полный стадион. Из-за этого от метро до арены я шел около 30 минут (обычно не больше 10). Ночь, сотни полицейских, которые расталкивали людей. Будто попал в Готэм вместо Петербурга.
Но «Петровский» это в любом случае — любовь. И это навсегда.»