Процессы поиска талантов в 2020 году. Португалия и Франция - как разные примеры работы с академиями
В последние годы тенденциозность омоложения составов европейских клубов в топовых лигах прослеживается все больше. Так, за последние пять лет АПЛ «омолодилась» со среднего возраста команд-участниц с 31.1 года до 26.6, Бундеслига – с 30 до 26.1, Серия А – с 31.2 до 27-ми лет и т.д.
Спрос на молодых игроков никогда не был столь высок, как в последние несколько лет. Инфляция трансферных цен на игроков до 21 года более чем на 50% выше, чем на игроков пикового футбольного возраста (26-30 лет) это только подтверждает. Эти процессы имеют как негативные аспекты, так и позитивные. Главный позитивный – это то, что все больше и больше клубов уделяют внимание своим академиям, все больше и больше ресурсов уходит на выращивание своей молодежи. Эта тенденция позволяет понимать динамику европейского футбольного рынка. А это в свою очередь напрямую отображается на работе скаутов и скаутских задачах.
Особенно важно понимать, как развитие талантов происходит конкретно в каждой из топовых футбольных держав. Страны, которые используют только несколько клубов для развития своих лучших игроков, позволяют снижать риски для богатых клубов, которые являются потребителями талантов. Так, например 68% игроков сборной Португалии, дебютировавших в ней после ЧМ-2018, окончили академии Бенфики, Порту или Спортинга. Любой клуб, желающий купить талантливого португальского игрока понимает, что ему нужно тщательно промониторить лишь три клуба. Риск того, что талант будет упущен в другом клубе – не велик.
При этом, подобные снижения рисков означают увеличение цен на рынке. Клубы, понимая все эти процессы, считают себя монополистами и вправе накручивать цены относительно средних цен рынка. Собственно вот вам частичное объяснение сумасшедших ценников на молодых игроков.
Франция, например, - полная противоположность Португалии. Таланты французской сборной оказались в ней из очень широкого круга академий. Это означает, что крупные европейские клубы не могут сосредоточиться на одной-двух академиях, им приходится изучать более широкий рынок. Для кого-то это может показаться проблемой, но для клубов, которые стараются правильно понимать рынок – это плюс. Стратегия скаутских департаментов здесь может играть определяющую роль.
Под «правильным пониманием рынка» подразумевается как минимум понимание какие клубы с точки зрения воспитания собственных талантов недооцененные, а какие переоцененные. Например, если мы возьмем среднестатистического выпусника академии ПСЖ, который не подошел первой команде, он может стоить в несколько раз дороже среднего тинейджера на французском рынке. Для лучшего понимания, приведу один конкретный пример. Условный Жан-Кевин Огюстен из академии ПСЖ, и воспитанник Ренна – Усман Дембеле.
Украина, что интересно, лидер в подобной «монополизации» рынка талантов. И как мне представляется, это связано не только с наличием двух гигантов (в Испании тоже два гиганта, в Германии вообще один, условно говоря), а в целом с футбольной экономикой в стране. Клубы выделяют слишком мало ресурсов на собственные академии, от части пренебрегая этим важнейшим аспектом, не считая его приоритетным.
В таблице приведены ведущие мировые футбольные нации, но, конечно, они не единственные «поставщики» талантов в большой европейский футбол. Можем взять, например, ту же Исландию, прилично спрогрессировавшую в последние 5-7 лет в плане воспитания своих игроков. Или всегда достаточно богатую на талантливую молодежь Турцию (как она потом не раскрывается в большей степени – это уже другой вопрос). Умные клубы становятся все более изощренными по части поиска талантов. Так, например, по моей достоверной информации, один украинский клуб сейчас активно выходит на азиатский рынок, и конкретно японский.
Поскольку гонка вооружений молодых талантов накаляется, клубам очень важно иметь четкую стратегию. Все же хотят второго Киллиана Мбаппе?
Автор: Евгений Кузьменко
По материалам ресурса 21stclub.com, Omar Chaudhuri
Еще больше подобных аналитических материалов в моем тг-канале.