Исследование Nielsen: самый популярный клуб России – «Зенит», в топ-10 – 4 зарубежных клуба
Nielsen, одна из ведущих мировых компаний в области социологических исследований, по заказу клуба «Зенит» провела исследование футбольной аудитории России. По ходу исследования были опрошены 19 тысяч человек, и это, возможно, самое масштабное исследование такого рода, когда либо проводившееся в России. Некоторые данные этого исследования «Зенит» и Nielsen представили для публикации Sports.ru.
Для начала – некоторые пояснения. Опрашивались люди в возрасте от 14 до 55 лет с соблюдением возрастных пропорций, мужчины-женщины – в пропорции 55 на 45. Опрос проводился в 38 городах (от Москвы и Петербурга до Мурманска и Хабаровска), в каждом были опрошены по 500 человек. Из числа респондентов были исключены сотрудники «профильных» остраслей – спортивные клубы и СМИ. Респондентами стали люди, заявившие об интересе к спорту в той или иной мере, из них об интересе к футболу заявили 11 705 человек – и нижеприведенные слайды отражают данные именно по этой выборке. Значительная часть этой аудитории интересуется футболом лишь время от времени: «футбольными фанатами» определили себя лишь 6% опрошенных, «футбольными болельщиками» – еще 30%. Что, впрочем, делает эти данные еще более интересными: предпочтения активной спортивной аудитории известны чуть лучше – хотя бы по спортивным сайтам или в соцсетям (индекс популярности команд среди пользователей Sports.ru можно посмотреть, например, здесь).
Анкета, на опросы которой отвечали респонденты, включала в себя несколько десятков вопросов, а средняя длительность каждого интервью – 25 минут. Одна из ключевых целей исследования – выявление существующей и потенциальной аудитории футбольных клубов, и вне всяких сомнений, эти его данные будут самыми резонансными и обсуждаемыми. Вот как, по результатам исследования, распределяются симпатии российских болельщиков (здесь и далее комментарии на слайдах принадлежат Nielsen):
Вот какие цифры потенциальной аудитории клубов (в миллионах человек) получил Nielsen, экстраполировав результаты исследования на население России:
Данные о болельщицких предпочтениях по федеральным округам и городам-миллионникам:
Позволив респондентам выбирать не только среди российских клубов, но и среди зарубежных, Nielsen выявил в топ-15 сразу 5 таковых. Рост популярности западного футбола – один из самых сильных трендов последних лет, мы регулярно обсуждали его в этом блоге, и на данный момент только "Зенит", "Спартак" и ЦСКА могут усеренно говорить о более масштабной фанатской базе в России, чем у "МЮ", "Барселоны" или "Челси".
Обсуждение результатов исследования отложим на следующие записи в этом блоге (подписывайтесь), а пока напоследок слайд, поясняющий, почему же при такой колоссальной в абсолютных цифрах аудитории (количество людей, обозначивших боление за "Зенит", "Спартак" и ЦСКА или симпатии к ним больше населения Голландии и Португалии, вместе взятых) в России такая низкая посещаемость матчей:
На этом исследование можно было закончить.
Занятно в этой связи посмотреть на двухлетней давности исследование Sport+Markt, проведенное по всей Европе: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/navosha/31793.html
Правда, у Sport+Markt выборка вдвое меньше – и соответственно, перекосы в данных могут быть в несколько раз больше.
Нет, не все что угодно. И примеров, когда исполнительные директора местныхфилиалов крупных западных компаний улетали со своих должностей из-за черезмерного увлечения «российскими реалиями» тоже предостаточно. Для многих понятие «деловая репутация» пока еще существенно важнее, нежели сиюминутная выгода. Не для всех, конечно.
Но я бы зашел с другого конца. А зачем Зениту такой фальсифицированный опрос? Какие выгоды из него может извлечь клуб? В упор не вижу. А вот возможные убытки вижу запросто - репутационный раз, если реалии сильно расходятся с действительностью, да еще кто-нибудь закажет другой опрос. Финансовый - два. Ведь ожидаемая выручка от мерчандайзинга предполагается в том числе и на основе этих цифр. А она окажется намного ниже, в случае, если результаты сильно завышены. Пострадают люди отвечающие за клубную коммерцию. Им нафиг ненужны лжвые опросы, только затем чтобы чье-то самолюбие порадовать.
Кстати, выборка в 19000 показывает, что Зениту интересна именно репрезентация по отдельным городам, иначе для России в целом хватило бы в 10 раз меньше респондентов. Видимо собираются вести какое-то региональное продвижение за пределами СПБ.
Конечно Нильсен не занимался откровенными приписками, но при формировании выборки и критериев отбора респондентов заказчик вправе скорректировать репрезентацию на свою целевую аудиторию. Как директор по исследованиям крупного российского банка, знаю о чем говорю.
Несколько лет назад видел исследование ВЦИОМа на ту же тему, вполне объективное (знаю лично людей, его организовавших). Там при достаточно большой выборке результаты были кардинально другие (Спартак - 18%, ЦСКА - 15%, Локомотив - 8%, а Зенит - только 7%). Заказчик - не Федун :), а нейтральная к клубам структура. Еще один довод к тому, что данное исследование нельзя интерпретировать, забывая о заказчике.
Подавляющее большинство таких мягко говоря неактивных болельщиков выбирают для обожания наиболее успешные клубы в данный момент. То есть это попросту глоры (не вижу кстати в этом ничего плохого)
Тем удивительнее, что несмотря на 10 летний застой Спартак остается второй командой по популярности среди обывателей
За счет 1-18 ЛЧ, 5-2 Алания, 5-2 Порту, 5-1 Порту, 4-0 Ростов, 8-2 ДК?
За счет средней посещаемости в 12 тысяч на 80титысянике?
За счет 10 лет без побед?
За счет тренера было-гопа, матерящего все вокруг?
какая разница, кто заказал опрос?
в провинциях не любят Москву (на личном опыте узнавал у людей в Краснодаре, НН, Ростове, Новосибе).
Очевидно, что Зенит гораздо симпатичней, романтичней...во многом из-за СПб.
P.S. не надо плеваться, надо признать, что Зенит любят в регионах, поэтому Зенит популярен.
ростов-позор. в городе клубиграет в вышке, они называют зенит. волгоград и новосибирск в этом отношении молодцы.
кстати вот смотрите в москве живет 10 лямов в питере 5 лямов, но при этом и там и там было опрошено по 500 человек. корректно?! мне кажется нет. то есть пусть в москве 50% болеют за спам (условно 5 лямов болел спама), в питере 100% болеют за зенит (5 лямов), но в таблицу пошли другие цифры: за спам 50% от 500-250 голосов, у зенита 500 голосов. то есть более населенный регион приравняли к менее населенному.
но тем не менее таблица очень показательна-среди крупнейших городов где нет своей команды в вышке. определенно зенит доминирует. хотя лет 10 назад все бы назвали спам. так что определенно зенит самый популярный клуб в регионах где нет своих клубов. это достижение без сомнения. только вот будут ли эти люди покупать атрибутику зенитовскую. покупать билеты. оплачивать трансляци...нифига!
Плюс естественно бол-во людей болеют за сильных, в последние годы таковыми были Зенит и Рубин. У нас в Ижевске в 90-х и начале 00-х большая часть болела за Спартак, далее начали появляться болеющие за Локо и ЦСКА, сейчас многие говорят, что болеют за Зенит и Рубин.