3 мин.

Говорят, что российский футбол стал прибыльным. Это правда?

Нет.

Что происходит?

Все больше российских клубов объявляют о прибыльности или выходе на окупаемость. PricewaterhouseCoopers в недавнем отчете объявил о выходе российского футбола «в плюс». Об этом же со ссылкой на PwC без ремарок, пояснений и какого-либо контекста сообщили почти все деловые издания.

Российский футбол и правда прибылен?

Нет, конечно. Еще ни разу ни один российский клуб, даже самый успешный, не заплатил акционерам дивидендов. Что-то не видно саудовских или даже российских шейхов, которые рвались бы инвестировать в «Ростов» или «Амкар», несмотря на бурный формальный рост РФПЛ (с убытка в 9,4 миллиарда рублей в 2015-м до якобы прибыли в 3,2 миллиарда в 2016-м).

Большинство клубов, напротив, получает от хозяев (либо региональных властей) миллионы или десятки миллионов долларов – главным образом, в виде спонсорких контрактов. В основном именно эти контракты (по сути, завуалированное акционерное или государственное финансирование) искажают реальное положение дел. И если в европейских лигах из топ-10 продажа билетов и медиаправ приносит более половины выручки, то в России на эти два важнейших сегмента приходится менее 10% – по данным того же PwC.

Отдельные российские клубы, прежде всего – «Зенит» и «Спартак», демонстрируют тенденцию к росту реальных коммерческих доходов. В частности, контрактов с рыночными рекламодателями, никак не аффилированными с акционерами или государством, а также билетной выручки – благодаря новым аренам и не самым дешевым билетам. Кроме того, «Зенит» в 2016-м удачно продал троих легионеров – Халк (56 млн евро), Гарай (24 млн), Витцель (24 млн), что позволило ему, с бухгалтерской точки зрения, стать в том году вообще самым прибыльным клубом Европы. И это тоже существенно повлияло на общий финансовый результат РФПЛ, фиксируемый PwC.

Но доходная часть бюджета некоторых клубов пока почти полностью состоит из траншей основных акционеров. И это не только небольшие региональные клубы, лишенные надежды заработать осязаемые деньги на билетах, рекламе и трансляциях. Например, лидер текущего чемпионата России «Локомотив» в публикации для РБК поделился такими цифрами:

В РФПЛ не происходит вообще ничего хорошего с точки зрения экономики?

Происходит. Можно отметить тренд на сокращение затрат – зарплатные ведомости и трансферные расходы клубов перестали разбухать до уровней европейских топ-лиг (где реальный заработок на футболе куда выше) и начали сокращаться. Шальных денег становится меньше: если в 2014-м клубы РФПЛ, согласно исследованию Sports.ru, потратили 1,5 миллиарда долларов, то уже в 2016-м – почти в полтора раза меньше. Скоро Sports.ru опубликует очередной рейтинг бюджетов российских клубов, чтобы отразить картину на текущий момент.

Почему все так часто говорят об окупаемости или прибыльности?

В основном из-за финансового фэйр-плей УЕФА, который больше не позволяет иметь слишком большие дыры в бюджете. И предписывает на каждый рубль расходов иметь плюс-минус рубль коммерческой выручки. Риски пострадать из-за несоблюдения ФФП неиллюзорны: многим российским клубам, от «Зенита»до «Рубина», уже приходилось платить УЕФА штрафы за несоответствие критериям. А в случае с московским «Динамо» в 2015 году нарушения оказались настолько большими, что клуб вообще отстранили от Лиги Европы.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов