Ссылки в концлагеря и немецкие команды: подпольный футбол в военной Польше
После одного из матчей начались уличные беспорядки.
От редакции Sports.ru: вы находитесь в пользовательском блоге «Football Travel». Автор очень старался, чтобы попасть на главную страницу сайта, – поддержите его плюсами, подписками и комментариями.
Самым сложным периодом для польского футбола, как и для всей страны, стала Вторая мировая война. 1 сентября 1939 года чемпионат Польши (Экстракласса) прервали. К началу войны первым в таблице шел «Рух» из города Хожув.
Одна из последних довоенных фотографий игроков «Руха», сделанная в 1939 году
Оккупанты понимали, что спорт мог стать одним из символов единства страны и сопротивления. Поэтому 1 августа 1940 года назначенный генерал-губернатором Польши Ганс Франк издал указ о полном запрете официального спорта. Он назывался «О ликвидации польских объединений, в том числе спортивных клубов, и запрете на поддержание их существования и продолжение деятельности». Все организации распустили, а за нарушение наказывали тюрьмой, депортацией в концентрационные лагеря или смертью.
Выдержка из указа о запрете официального спорта в Польше от 1 августа 1940 года
Это был первый такой запрет на оккупированных территориях. Обычно спортивные организации никто не распускал – их контролировали новые власти. Польша стала исключением из правила – возможно, из-за того, что в стране жило много евреев. Несмотря на запрет, любители футбола рискнули: игроки, тренеры, руководители и благотворители создали подпольную лигу.
Это были не просто любительские матчи. Оккупационные силы не должны были знать об играх. Считалось, что большое количество людей, собравшихся посмотреть футбол в одном месте, – это уже официальный матч, то есть нарушение закона. Поэтому для безопасности разработали целые системы оповещения, чтобы болельщики и команды могли скрыться.
Это были дети и молодые люди, которые стояли на улицах и в переулках, окружавших места игры и районы неподалеку, – они сообщали о патрулях. Их прозвали stójkowi – смотрящие.
Система не всегда работала идеально. Поэтому организаторы хитрили: распространяли листовки с фэйковыми датами и временем матчей, постоянно меняли названия команд, подсылали людей, которые сообщали полиции о несуществующих матчах. Из-за этого сохранилось мало фотографий и других данных той эпохи.
Естественно, оккупанты понимали, что их законы не уважают должным образом. После введения закона в Польше уничтожили большинство сооружений, хоть как-то связанных со спортом. Из-за этого матчи подпольной лиги часто проводили на улицах, во дворах и даже в цехах заводов. Футбол переехал из крупных городов на окраины и в деревни: когда за матчами стали следить сотни и тысячи фанатов, такие города, как Варшава и Краков, стали опасны. Поселения вроде Пясечно, Констанцин-Езёрна, Блоне и Миркова стали новыми центрами подпольной лиги.
Типичный матч подпольной лиги на импровизированной площадке
Но запретили не все спортивные организации. Клубам из восточной Польши повезло больше: им принудительно меняли названия, присылали новых игроков и ставили новых руководителей, но инфраструктуру почти не трогали. Например, клуб «Лехия» Львов расформировали, а вместо него создали «Локомотив» Львов. С другими командами поступали так же. Кто не соглашался – присоединился к подпольной лиге, уходил в другие команды или уезжал из страны. Спортивные объединения в восточной Польше жили, но в искаженном виде.
***
Сначала главными городами подпольной лиги были Варшава и Краков. В них создавались и развивались команды, регулярно проводили матчи и определялись чемпионы. Другие города тоже проводили соревнования, но именно о футболе этих двух городов сохранилось больше всего информации. Начнем с Варшавы.
В 1939 году в Экстраклассе выступали две команды из столицы: «Полония» и «Варшавянка». Кроме них в городе располагались «Легия» и «Маккаби». После начала войны клубы расформировали, но футболисты хотели играть. Весной 1940-го бывший игрок «Краковии» и «Легии» Йозеф Чижевски организовал первый матч в парке Мокотовское поле в центре Варшавы, а к лету чемпионат стал регулярным. До этого официальный спорт в Польше был под негласным запретом, но матчи продолжались. Такое поведение и привело к изданию указа Ганса Франка.
Летом 1940 года на Мокотовском поле подпольщики провели первое городское соревнование по футболу. Судя по всему, в турнире было 13 команд, среди которых два клуба: «Чарни» и «Бимбер». Именно они сыграли в финале, где «Чарни» выиграл со счетом 3:1 и стал лучшей командой Варшавы. Из-за большого числа зрителей и команд некоторые игры проводились на стадионе «Полонии».
Стадион «Полонии», на котором проводились некоторые матчи подпольной лиги Варшавы
Но долго это продолжаться не могло. К концу 1941 года закон стал жестче, и футбол ушел в более глубокое подполье. Те площадки, где раньше проводили игры, закрыли, зрителей и игроков не просто разгоняли, а отправляли в тюрьмы или лагеря, а облавы участились. В самой Варшаве возросло число солдат и офицеров оккупационных войск, поэтому футболистам пришлось перебраться на окраины – там подпольщики договаривались с местными властями..
Чтобы стало спокойнее, матчи переместили в пригород Варшавы. Основателем обновленной лиги считается Альфред Новаковски, футболист варшавской «Легии».
«Полония» была лидером соревнования – клуб становился чемпионом варшавского подпольного чемпионата в 1942 и 1943 годах. Главным конкурентом был «Окенче», который был самым активным участником соревнований – команда сыграла около 100 матчей, что довольно много по меркам тех сложных лет.
«Полония» была самым популярным клубом Варшавы в период Второй мировой войны
Трагическая судьба была у «Маккаби». В этой команде играли преимущественно польские евреи, так что всех игроков отправили в гетто или концлагеря. Они были еще и членами спортивной организации – никто из футболистов и руководителей клуба не пережил те страшные годы. Не пощадили и Юзефа Клоца, автора первого гола в истории польской сборной. Именно он забил мяч со штрафного в ворота Швеции в 1922 году, благодаря чему Польша одержала первую победу в истории. В 1941-м легендарный футболист скончался в варшавском гетто. Стадион его родного «Маккаби» был уничтожен, а клуб надолго растворился во времени. Но нация не забыла своих героев, и сейчас на этом месте находится Национальный стадион Варшавы – главная спортивная арена Польши.
Проект стадиона «Маккаби», который так и не был построен. На этом месте сегодня стоит Национальный стадион Варшавы
«Ютженка» Краков, первый клуб Юзефа Клоца. На фото Клоц сидит в первом ряду справа
В Варшаве и ее окраинах подпольный чемпионат продолжался до 1944 года, когда в августе вспыхнуло Варшавское восстание. После этого и до самого окончания войны соревнований не проводилось. Но класс столичные команды не потеряли – первым чемпионом страны в уже официальном чемпионате 1946 года стала столичная «Полония».
«Полония» после войны
***
Переместимся в Краков, еще один очаг подпольной лиги – здесь ее организовали в самом начале войны. В этом городе существовали послабления, которые помогали спортсменам. Уже 22 октября 1939 года «Висла» сыграла с «Кроводжей» – так начался неофициальный чемпионат.
Несмотря на запрет, матчи проводились в спортивном парке «Ювения». Это было сделано с негласного одобрения оккупационных сил. Территорию парка, принадлежавшую активисту Александру Водке, разрешалось использовать «по своему усмотрению», и именно здесь в 1940 году прошел первый чемпионат оккупированного Кракова. В нем участвовали восемь команд:«Блоки», «Краковия», «Гарбарния», «Гробле», «Ювения», «Спарта», «Висла» и «Звежинецки». Чемпионом стала «Висла» с разницей забитых и пропущенных мячей 52-8. На самые принципиальные матчи собиралось по три тысячи зрителей, что для неофициального чемпионата очень много.
«Висла» – победитель первого неофициального чемпионата Кракова 1940 года
В 1941 году стартовал второй чемпионат Кракова. Да, закон о запрете спорта все еще действовал, и стадионы, тренировочные поля и другие площадки были под запретом. Но парк «Ювения» оставался доступным, поэтому там тренировались и играли команды. В розыгрыше участвовали тринадцать команд. «Висла» и «Краковия» поделили первое место, чтобы определить чемпиона, организовали золотой матч. «Висла» победила со счетом 3:2.
Логичный вопрос: «А как же запрет? Неужели на него не обращали внимания?». Обращали, но исполняли приказ не очень активно. Во многом из-за того, что в Кракове были немецкие команды. Чтобы не усиливать недовольство, они не вмешивались в дела польских спортсменов. На некоторые матчи польских команд приходили немецкие солдаты и офицеры, чтобы «наблюдать за порядком на подконтрольной территории». Хотя все прекрасно понимали, что они были такими же зрителями. На финальном матче между «Вислой» и «Краковией» присутствовало несколько десятков немцев, но они лишь наблюдали за игрой и не мешали.
Матч краковских команд собирал огромное множество зрителей, среди которых были и солдаты оккупационных войск
Как и в Варшаве, в Кракове почти не стало футбола в 1942 году. Парк «Ювения» закрыли, на участников соревнований устраивали облавы, а многие команды потеряли игроков. Так продолжалось до лета 1943 года, когда местные активисты возродили лигу. Все переместилось в пригород Кракова – Борек, Лагевники, Раковице. К тому времени оккупанты перестали обращать внимание на дела команд, им было не до этого.
Матчи подпольной лиги Кракова проводили в пригороде. На фото – встреча «Краковии» и «Вислы» в 1943 году
Всего в чемпионате Кракова 1943 года участвовали 22 команды, которые поделили на 3 группы. К сожалению, война и оккупация озлобили население, и злость люди выплескивали на трибунах: драки, нападения на судей и остановки матчей из-за потасовок стали обыденностью. Одним из самых жестоких матчей стал финал между «Вислой» и «Краковией» 17 октября 1943 года на стадионе «Гарбарния». 10 000 зрителей, которые пришли на игру, увидели, как в самом конце встречи судья поставил пенальти в пользу «Краковии». После этого началась дичь: футболисты «Вислы» бросились на судью (он остался инвалидом), на поле выбежали болельщики и тоже напали на арбитра. Фанаты «Краковии» вмешались, началась массовая драка.
Матч был прекращен, а народный гнев выплеснулся на улицы района Подгорице. Ханс Митчке, военный комендант района, приказал не вмешиваться: «Футбольные фанаты везде одинаковые». Победу засчитали «Краковии».
Коллективы «Вислы» и «Краковии», 1943 год
В 1944 году в Кракове, как и в Варшаве, чемпионат не завершили. Из-за массовых репрессий и террора о футболе пришлось забыть.
***
Карта подпольной лиги была огромной. Быдгощ, Лодзь, Петркув-Трыбунальски, Женшув, Прошовице, Сломники, Седльце, Енджеюв, Гдыня, Белосток – это лишь часть городов, о неофициальных соревнованиях в которых достоверно известно хоть что-то. Где-то от полицейских и оккупантов откупались, и на игры просто не обращали внимания, как это было в Лодзи. Где-то на футболистов и организаторов открывали охоту, поэтому чемпионат проводился редко, как это было в Петркув-Трыбунальски. Где-то местные команды играли с командами, составленными из немецких футболистов или немецких солдат и офицеров – настолько вольно там трактовали закон. Так было в Женшуве, Прошовице и других городах. Где-то матчи прерывались прямо посреди игры, потому что участников раскрывали, и тогда сотни людей отправлялись в концлагеря, откуда больше не возвращались. Часто такое случалось 1943-1944 годы.
Но футбол жил. Любители, бывшие профессиональные игроки, рабочие, солдаты и обычные люди продолжали играть. Потому что футбол был для них больше, чем просто увлечением.
МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ:
1. Football in occupied Poland
3. Michał Mazurkiewicz. «Forbidden Goals. Illegal football in occupied Poland (1939-1945)»
4. Russell Jesse. «Football in occupied Poland»
6. Архивные данные и фотографии из фонда «Fundacja Centrum Dokumentacji Czynu Niepodległościowego»
плачу...