От родителя талантливого юниора до высокооплачиваемого скаута топ-клуба один шаг
Каждый нормальный родитель, безусловно, желает своему ребенку только счастья и добра. В мире большого футбола это выражается в стремлении родителей устроить своего ребенка в футбольную школу или академию именитого клуба. И это нормально. Условный Иван Петрович Сидоров из Воронежа или Тамбова, будет стремиться пристроить своего сына в условные школы «Спартака» или «Локомотива» в Москве или в краснодарскую футбольную академию, нежели наблюдать эволюцию его таланта в родных пенатах, откровенно говоря, мало приспособленных для вырастания в них игрока профессионального уровня.
И в сети и в жизни удалось услышать множество душераздирающих историй о том, как родители молодых талантов «возили сына на просмотр», кто кому сколько «отстегнул» за «вход в элиту», кто кому, сколько с этого «откатил» и т.п. Грязные подробности постсоветского футбола… Вот у них там в Топ-Лигах такого нет, там игроков ценят по их таланту и способностям, а деньги вторичны – периодически слышалось из разных источников.
Ан нет, как оказалось все точно также, только с присущим европейским лоском – не родители платят топ-клубам, чтобы их ребенка взяли в их академию, а наоборот, клубы платят родителям, чтобы взять чадо именно в свою академию. Но это тоже, против правил. Football Leaks, совместно с EIC и датским еженедельником Politiken поведали одну интереснейшую историю из мира выращивания талантов в топ-клубах мира.
В бесконечном стремлении заполучить талантливейших юниоров по всему миру, крупные футбольные клубы предлагают родителям футболистов огромные суммы, чтобы несовершеннолетние игроки оказались в их клубе, а не у соперников.
Многочисленные примеры этого были опубликованы на платформе «Football Leaks», и эти сделки часто нарушают правила. Некоторые из документов касаются датского футболиста Андреаса Кристенсена и его отца Стена Кристенсена.
Еще в начале 2012 года Андреас Кристенсен, которому тогда было 15 лет, считался одной из самых талантливых восходящих звезд мира. Это также означало, что он был очень востребован на футбольном рынке. За него боролись несколько европейских топ-клубов, но после нескольких предложений Андреас Кристенсен в конечном итоге подписал контракт с топовым лондонским клубом «Челси». Он официально присоединился к команде 1 июля 2012 года. Но молодой защитник, как оказалось, был не единственным, кого нанял «Челси» в тот же день.
Согласно опубликованному Football Leaks внутреннему списку консалтинговых соглашений в «Челси», отец молодого таланта - Стен Кристенсен присоединился к клубу в качестве скаута в тот же день - даже несмотря на то, что у него нет реального опыта в области поиска молодых талантов. До этого назначения, да и во время него, он работал и работает тренером вратарей в датском футбольном клубе «Брондбю». Среди имен в списке отец Андреаса Кристенсена получал самую высокую зарплату и получал намного больше, чем знаменитые и хорошо известные всему миру скауты – сотрудники скаутинговой службы ФК «Челси»: 11 400 фунтов с НДС каждый месяц в течение четырех лет. В общей сложности ему было выплачено более 600 000 фунтов. В более поздних внутренних документах клуба о заключении контракта с датским игроком, боссы «Челси» отмечают эти выплаты как «родительскую плату» («parent fee» - в источнике).
Без комментариев На просьбу прокомментировать информацию, лондонский клуб заявил: «Мы не комментируем спекуляции относительно конфиденциальных контрактов или вопросов, связанных с игроком».
Датское издание Politiken обратилось с такой же просьбой к отцу футболиста. Однако, он был краток: «Послушайте, это история, которую вы получили от какого-то украинца или кого-то еще…у меня нет комментариев по этому поводу», - добавляя, что Politiken «лучше не звонить мне снова».
Дэн Чепмен, опытный спортивный юрист из юридической фирмы Full Contact, считает такое соглашение о скаутинге подозрительным и оценивает, что оно может скрывать две вещи: «Либо скаутские платежи были просто замаскированы тем фактом, что в то время он (Стен Кристенсен) был де-факто агентом для своего сына, но он имел лицензии агента. Это означает, что «Челси» выплатил вознаграждение нелицензированному агенту, что является серьезным нарушением », - отмечает Дэн Чепмен и добавляет: «Или же, «Челси» не использовал нелицензированного агента, и у игрока вообще не было агента-представителя, но и в этом случае выплаты отцу были незаконными с точки зрения правил «о конкуренции», принятых в АПЛ».
Множество примеров в документах «Football Leaks», о суммах которые клубы платят родителям игроков, связаны со многими странами, но в первую очередь с Англией. И некоторые из них относятся к игрокам в возрасте 12-13 лет. Документы рисуют картину нескольких методов, используемых клубами, для оплаты вознаграждений родителям футбольных талантов. «Работа» в качестве скаута клуба - это лишь один из таких методов. Деньги также могут быть выплачены как часть секретных денежных переводов; через агента; или в качестве дополнения к оплате игрока. «К сожалению, я слышал о слишком многих случаях, когда некоторые родители или члены семьи предпочитают неизбежно идти на гарантированный платеж или другие стимулы, вместо того, чтобы оценивать долгосрочные выгоды для своего ребенка», - говорит Джонатан Букер, бывший генеральный секретарь Ассоциации Футбольных агентов АПЛ, который в настоящее время управляет независимым этическим спортивным агентством.
Немного правил Английской Премьер-Лиги
В АПЛ существуют четкие правила, запрещающие выплачивать премии несовершеннолетним игрокам и их родителям, желающим присоединиться к определенному клубу: «Ни один Клуб не должен побуждать или пытаться побудить Игрока подписывать контракт, прямо или косвенно предлагая ему или любому Лицу, связанному с ним или его Посредником, оплату или выплату какого-либо сверхсодержания в денежной или натуральной форме».
Касаясь родителей, официальный представитель Премьер-Лиги отмечает, что АПЛ не может в настоящий момент выступать с заявлением о конкретных клубах и игроках. Тем не менее:
«Если мы получаем какие-либо обоснованные материалы, которые предполагают, что наши правила могли быть нарушены, мы, конечно, будем расследовать это и принимать дисциплинарные меры в отношении нарушителей», - пишет Премьер-лига в письменном ответе на запрос EIC по документам Football Leaks.
АПЛ может нанимать независимых следователей, чтобы проверять телефонную и банковскую информацию, а также задавать вопросы участвующим сторонам, таким как директора клубов и родители.
Во многих случаях АПЛ продемонстрировала, что умеет держать слово и принимать меры, против нарушителей конкуренции. В последнее время «Эвертон» получил штраф в размере 500 000 фунтов стерлингов и 2-летний запрет на вербовку игроков академий в других английских клубах в результате премирования молодого, неизвестного таланта и его семьи за подписание контракта. И все понимают, что запрет можно рассматривать как серьезное наказание для клуба.
Широкая семейная программа поддержки от «Манчестер Сити» Согласно сообщениям из «Football Leaks», «Манчестер Сити» также обещал большие суммы родителям талантливых юниоров. Например, клуб намеревался нанять молодого талантливого юниора из-за рубежа, о чем свидетельствует внутренний лист Excel, содержащий мелкие детали «финансовых условий»: «Семейная поддержка в shcolar year: £ 125k». Кроме того, игроку полагалось получать очень достойную зарплату в течение периода действия контракта. Молодой талант был предметом интенсивной конкуренции, и, судя по всему, это повлияло на предложение для родителей. Вот что писал сотрудник «Манчестер Сити» по внутренней почте: «Я хотел написать эти строки, чтобы сказать вам, что [другой большой клуб, имя удалено] сделал гораздо лучшее экономическое предложение [отцу, имя удалено], чем наше».
В итоге игрок перешел в Манчестер Сити. То же самое произошло с несколькими другими талантами, о чем свидетельствуют документы, что клуб предлагал деньги родителям. В проекте, подробно описывающем условия соглашения с 14-летним английским игроком, плата была описана как «семейная поддержка»: «225 000 фунтов стерлингов для всей семьи, если мы подписываем контракт сейчас».
Игрок оказался в Манчестер Сити. То же самое произошло в случае с европейским подростком, как показано в электронной таблице Excel с подробной информацией о контракте. Здесь выплаты были представлены как «семейные пособия» стоимостью 350 000 фунтов стерлингов. «Манчестер Сити» отказался комментировать любые вопросы, связанные с «Football Leaks», просто заявив: «Это попытка повредить репутации клуба, хорошо организована и понятно кем».
Использования фейковых скаутов
Родителям разрешается получать деньги только в рамках сделки, если они выступают в качестве официального агента для игрока и регистрируются как таковые - и только если игрок старше 18 лет.
Тем не менее, запрещено получать деньги в результате найма в качестве скаута без фактического выполнения каких-либо обязанностей в таком качестве. Однако использование фейк-скаутов является обычным явлением.
«Мы очень много видели, как родителей нанимали в качестве скаутов, чтобы клубы могли использовать эту должность в качестве способа их финансового поощрения, даже если родители не являются скаутами», - говорит голландский спортивный юрист Вил ван Меген, который также является советником Международной федерации профессиональных футболистов (FIFPro).Он считает большой проблемой то, что клубы платят родителям за доступ к своим талантливым сыновьям.
«Если есть родители, вероятность приобретения игрока оптимизирована. Однако это создает новую проблему, когда вы не можете быть уверены в том, почему некоторые родители советуют своим сыновьям пойти в какой-то клуб », - говорит Вил ван Меген. Сообщение от агента Джонатана Букера заключается в том, что руководствуясь правилами, футбольные власти должны теперь решить эту проблему - как в отдельных случаях, так и в более широком смысле: «Для некоторых, предложение немедленной« награды »понятно заманчиво, особенно если игрок и семья происходят из плохой социально-финансовой среды. Но это не повод для того, чтобы власти не заглядывали в каждый случай и не рассматривали лежащую в основе долговременную проблему».
АПЛ обещала разобраться в ситуации.
Via Christoffer Østergaard, EIC, Politiken