6 мин.

From Russia with love. Дотерпели

Несколько мыслей из водоворота положительных эмоций и эйфории по поводу вчерашнего матча.

 

В такие дни в воздухе витает какая-то магия. Нет лишней шумихи, нагнетания и пафосных слов (если речь не заходит о телеканалах, конечно). Во взглядах игроков и болельщиков - концентрация и отрешенность одновременно. Будь то Сен-Дени-99, «Лужники»-2007 или Базель-2008. Все, что было сказано и сделано ранее – уже не важно. Есть лишь сегодня, здесь и сейчас. Мы готовы к любому исходу, но будем биться. Силы есть.

Этот матч, как и любой другой легендарный матч нашей сборной, наверняка со временем станет фольклорной историей, благо предпосылок к этому было достаточно. Предматчевый визит Гуса Ивановича на базу, голландский же арбитр Куйперс (спасибо, что не убил), положительный игроцкий опыт Черчесова во встречах с Йерро, молитвы (заклинания?) Игоря наедине с самим собой перед серией пенальти.

Про этот матч, возможно, однажды снимет фильм Данила Козловский. Я не фанат его творчества, конечно, но вы же знаете, как это бывает. За великие победы теперь охотно берутся киностудии. Только хватит уже о прошлом, можно ведь и о настоящем. Сюжет-то готовый, осталось только чуть разукрасить, диалоги прописать. Эта сцена в кругу перед серией пенальти, и Дзюба кричит: «Это наша страна, наша игра, наша победа! Вперед, мужики, за Россию!». Злодей Рамос шепчет на ухо Черышеву: «Ты никогда не был достоин играть в «Реале»... Слоу-мо уход Иньесты в подтрибунное помещение под грустную музыку в черно-белых тонах... Ну и прочие кинематографические украшения.

 

Испанцы боятся хозяев. Не раз уже обжигались на них. И когда получили преимущество, начали играть по счету. Испанцы, которые в 2008-м безжалостно загоняли в наши ворота мяч за мячом. Вчера испанцы против сборной России стали удерживать счет 1-0. Перечитайте это еще раз. Конечно, удерживать в своем стиле – с бесконечным владением и периодическими уколами. Но без всякого интенсивного продвижения вперед. Это была не furia roja, это, извините, furia gris какая-то. Та самая версия тики-таки, к которой однажды выразил отвращение Пеп Гвардиола. Пас ради паса. Отнимите у нас мяч. 

А нам отнимать не надо, нет у нас такой задачи. У нас есть большой и злой парень впереди, мы на него будем мяч закидывать, он там повоюет с вами, может что и выйдет. Любите изображать russian bear - вот вам russian bear в натуре, пожалуйте. И вышло ведь. Забили. А дальше – попробуем вытерпеть. За 120 минут мы не позволили сборной Испании забить в наши ворота (забили лишь  сами себе, да и то нелепейшим образом). Мы - которые еще совсем недавно робко рассчитывали, что результативность нашей неплохой атакующей линии позволит нивелировать никудышную оборону. Но в этот день у нас оборонялась команда, а не те трое или четверо ребят, кому это полагалось по тактической схеме.

Супер Марио. Чудо Марио. Марио Фернандес провел выдающийся, абсолютно нереальный матч. Не было ни у какого защитника на этом чемпионате подобного матча. Ладно, может у Година. Но я не вспомню, когда последний раз видел бразильского защитника, который был бы так хорош именно в оборонительных действиях. У бразильцев всегда были классные атакующие защитники – Кафу, Роберто Карлос, Дани Алвес, Майкон. Атака же у них в крови. А мы вот приютили у себя одного, и вроде как не бразилец он уже. А, значит, можно классно играть в обороне. Конечно, у него тоже бывали разные матчи. Но такого еще точно не было.

О Сергее Игнашевиче будут слагать легенды. Ах, этот взгляд Акинфеева после пропущенного гола!.. Как много они повидали вместе, и привозов, и спасений. 38 лет. 120 минут. Автогол и забитый пенальти в 1/8 чемпионата мира. Всем бы нам такую активность на исходе четвертого десятка.

 Когда Дзюбу заменили спустя час игры, сердце дрогнуло.  Ведь эти выигранные верховые единоборства и огонь в глазах смотрелись единственным нашим козырем в атаке. Что же сказал он тогда Черчесову? «Зря ты так, тренер, мог я их еще потоптать»? Или: «Надо держаться, думаю выстоим»?...

Смолов снова вошел в игру флегматично. Он проводит неудачный чемпионат и сложно сказать в чем причина, схема игры ли это, или какие-то внутренние демоны Федора. Но пара удачных отборов и активные перемещения не способны сгладить впечатления от плохой обработки мяча, неточных пасов и излишне самоуверенного поведения. Очень хочется верить, что лучший игрок нашего чемпионата еще проявит себя, в самый неожиданный момент. Когда уже никто не верит. Словом, как проявила себя сборная.

Уверен, не только у меня по-прежнему мало понимания, как же все-таки тренирует эту команду Станислав Черчесов. И как тренер сборной может изъясняться такими словесными конструкциями в 2018 году. Но это Мужик. Мужик с характером. Думаю, что его нельзя не слушать на тактических разборах и предыгровых установках. Иначе есть риск оказаться в душе. Он не думает слишком много, он не занимается самокопанием, он не позволяет игрокам относится к себе, как к другу. Он работает, и все вокруг должны работать.

Черчесов не тот человек, который при закрытых дверях после проигранного матча скажет, что мы играли как говно. Он скажет Вам, во время матча и при заполненном стадионе, что Вы играете как говно. И, видимо, это то, что нашей сборной сейчас нужно. За прошедшее время, наверное, все мы поняли, почему в этой команде нет и не могло быть Денисова. Как бы абсурдно это не выглядело (найдите еще одного капитана команды-чемпиона своей страны, который не играет за сборную). Генералу нужны надежные солдаты. Дезертирство недопустимо.

...Мы хорошо умеем терпеть. История, правители, условия жизни, менталитет научили нас этому. И мы могли победить этих испанцев, только дотерпев. Победа вышла очень архетипичной. Змей Горыныч с богатырем сражались. Чудище дышало огнем, полыхало, хвостом хлестало. А богатырь терпел. Щит ставил. За спиной-то деревня родная, нельзя туда змея пускать, сожжет же все. Долго ждал шанса богатырь. И, когда уже оба выдохлись, махнул мечом. Куда-то туда, в сторону – авось, достану. И достал, отбил. Не мечом, ногой. 

Прощай, Андрес. Ты прошел славный путь. Но сегодня мы дотерпели.

Молодцы. С Победой!

Фото: REUTERS/Carl Recine, РИА Новости/Алексей Филиппов