FIFA борется за свои товарные знаки со «Сбербанком»
«Сбербанк» нарушил коммерческие правила использования товарных знаков FIFA, сообщили сегодня "Ведомости". Наутро после победы сборной России по футболу над Саудовской Аравией со счетом 5:0 в первом матче чемпионата мира банк предложил специальный вклад «Побеждай» - со ставкой 6%.
«Сбербанк» не согласовал упоминание чемпионата с FIFA — правообладательницей товарного знака «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018».
FIFA попросила «Сбербанк» устранить нарушения. Банк убрал из описания вклада на сайте упоминание чемпионата, но не отказался от ассоциации с турниром и оставил слоган «Выход из группы не предел».
«Сбербанк» может упоминать Чемпионат мира только при проведении совместных мероприятий с Visa, которая выступает глобальным спонсором турнира. У «Сбербанка» эксклюзивное право выпускать карты с символом чемпионата, волком Забивакой, его предоставила Visa. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к FIFA.
Специалисты компании АО «ЕДРИД» (производителя ИТ-решений для учёта нематериальных активов на предприятиях и оператор площадки по обмену результатами интеллектуальной деятельности) разбирают, какие штрафы грозят нарушителям интеллектуальной собственности FIFA, сколько федерация зарабатывает на лицензиях и зачем она зарегистрировала слово «ДУША» в качестве товарного знака.
Грозит ли «Сбербанку» штраф за использование символики FIFA?
Это зависит от дальнейших шагов правообладателя. У нас вся система предварительно-уведомительного характера: сначала надо отправить претензию, после чего можно обращаться в суд. Все зависит захочет ли взыскать компенсацию правообладатель со «Сбербанка». Еще один из возможных вариантов - к делу может подключиться и федеральная антимонопольная служба(ФАС).
ФАС перед началом чемпионата предупредила: в отношении нарушителей не будет предупреждений, а сразу будут возбуждены дела. При этом срок их рассмотрения будет сокращен до 2-3 дней. Обычно служба устанавливает нарушения ст.14.6 и 14.8 Закона о защите конкуренции.
За незаконное использование символики FIFA последует наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Более того, антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении всего незаконно полученного дохода в бюджет РФ (1–15% суммы выручки правонарушителя от реализации товара или услуги).
«Сбербанк» единственный нарушитель?
Всеобъемлющей статистики нарушений пока нет, но регуляторы и правоохранительные органы постоянно сообщают о поимке нарушителей интеллектуальной собственности FIFA. Вот несколько примеров:
Калининградское УФАС составило административный протокол против ООО «Гавана». Компания реализовывала рыбные консервы с использованием товарного знака «RUSSIA 2018».
Сеть магазинов «Stop Express» проводила маркетинговую акцию «Заправься к Мундиалю!». Организаторы незаконно использовали в названии акции обозначения «Мундиаль» и «чемпионат мира по футболу 2018».
Питерское УФАС нашло нарушения в рекламной кампании агентства недвижимости «Engel&Volkers». Компания незаконно использовала изображение официальной эмблемы чемпионата.
Московское УФАС возбудило против Райффайзенбанка дело по подозрению в незаконном использовании в рекламе атрибутов чемпионата мира по футболу в России (ЧМ-2018). Банк подозревается в нарушении пунктов 2, 3 и 4 части 1 статьи 20 Закона о порядке проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
А полиция Санкт-Петербурга проводит рейды по поиску контрафактной продукции с символикой FIFA.
Почему FIFA так сильно защищает свои товарные знаки?
FIFA очень трепетно относится к своей интеллектуальной собственности, которая приносит ощутимый доход. В финансовом отчете за 2014 г. FIFA указала, что продажа лицензий на использование только товарного знака «FIFA» принесла $162 млн. FIFA формирует свой отчет на основе четырехлетнего цикла, апогей которого – Чемпионат мира по футболу.
За 2011-2014 г. выручка от продажи лицензии на все товарные знаки составила $115 млн (в цикле 2007-2010 гг. было $70,7 млн.). В рамках Чемпионата мира по футболу в Бразилии более 160 лицензиатов по всему миру произвели более 150 млн единиц официальной лицензионной продукции, указала FIFA на своем сайте.
Кто может официально использовать символику FIFA?
ООО "Агентство интеллектуальной собственности" - представитель FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности - указывает 10 лицензиатов. Из них(неожиданно) – Центральный банк России и АО «Марка», остальные – это межданродные компании, такие как Louis Vuitton и Panini.
Следом идут сублицензиаты, их 53 штуки. Среди них:
Finn-flare, Ostin, ЭКСМО, ООО "Опытный Стекольный Завод"( Luminarc), Спортмастер, ЗАО "Лаки Чайлд"(Lucky Child), ООО «ФУД АРТ-ФРЕШ»(FructOreshki), ООО "СФ"МУЗЕЙ СПИЧКИ" и др.
Правообладатели готовы инвестировать в проведение ЧМ в России только при условии, что им будет предоставлено исключительное право на использование официальной символики. Без подобного отношения статус правообладателя частично обесценится, потому что любой сможет использовать символику FIFA. А это усложнит поиски правообладателей, доходы от которых идут на финансирование проведения ЧМ.
Использовать товарные знаки в своем бизнесе могут и спонсоры FIFA, которые делятся на три группы:
Первая – мировые партнеры FIFA: Adidas, Coca-Cola, Wanda Group, «Газпром», Hyundai Motor Group, Quatar Airways и Visa.
Вторая – спонсоры Чемпионата мира по футболу, который проходит в России - Bud, Hisense, McDonald’s, Mengniu, Vivo.
Третья – региональные спонсоры: Альфа-банк, «Алроса» «Ростелеком» и РЖД.
Сколько стоит лицензия на производство товаров под товарными знаками FIFA?
Стоимость лицензионного взноса начиналась от 1,5 млн рублей, но сумма зависела от бренда и категории товара. Об этом рассказал основатель St.Friday Socks Rus Сергей Тонков в колонке для «Делового Петербурга». Если владельцы бренда понимают, что в период мундиаля смогут продать товара больше, чем на 10 млн рублей, они принимают условия FIFA, пишет он.
Доход от лицензионных прав включает минимальные гарантийные платежи и дополнительные роялти, указывает FIFA в правилах.
По данным Forbes, партнеры FIFA платят ей ежегодно $25–50 млн, спонсоры чемпионата – $10–25 млн.,указывали ранее «Ведомости».
Сколько товарных знаков зарегистрированы у FIFA к ЧМ в России?
95. Именно столько приводит в памятке АИС.
Каждый товарный знак FIFA зарегистрирован по международной классификации товаров и услуг. Всего в реестре 45 классов, содержат более 500 формулировок.
К примеру, товарный знак с цветным изображением Забиваки зарегистрирован по 38 классам. Они включают: химикаты, косметические средства, технические масла и смазки, фармацевтические препараты и вещества, декотиротивные кольца и цепочки для ключей, ручные орудия и интсрументы, очки, маски, чехлы, спички, корма для животных и многое другое.
Сергей Тонков отмечает, что некоторым маркам пришлось заморозить свои коллекции — они не могут продавать изделия, поскольку не купили лицензию на официальное использование символики FIFA. Например, московский сувенирный бренд Heart of Moscow не сможет продавать свою новую коллекцию, потому что на сувенирах написана фраза "Москва 2018" - правообладателем словосочетания недавно стала FIFA.
Аналогично Москве зарегистрированы товарные знаки всех городов в которых проходят матчи чемпионата. Да и само словосочетание «чемпионат мира по футболу FIFA» тоже зарегистрировано. И даже "Чм2018" тоже.
Можно посмотреть весь каталог лизенционной продукции?
Да. FIFA выпустила каталог с официальной лицензированной продукцией. В каталоге представлена вся лицензионная продукция: одежда, детская одежда, головные уборы, обувь, игрушки, сувениры и подарки, мячи, фанатская атрибутика, канцелярия, школьная продукция, сумки и чемоданы, мобильные аксессуары, посуда, товары для дома, домашний текстиль, автотовары, спорт и отдых, оптические приборы, народно-художественные промыслы, книжная продукция. Есть забавные штуки:
Какие есть необычные объекты интеллектуальной собственности у FIFA?
Специально для мероприятия был создан официальный шрифт. Он называется DUSHA и защищается авторским правом и правом промышленной собственности