«Я благодарен, что это случилось со мной». Чтобы стать легендой «Арсенала», Венгер уезжал в Японию
В футбольной истории существует не так много прецедентов, когда талантливый тренер на пике своих возможностей отказывался от интереса грандов и переезжал работать в экзотическую для футбола страну. Так в середине 90-х поступил Арсен Венгер, уехав тренировать в Японию.
Во многом это путешествие было для него главным этапом в процессе самопознания и самосовершенствования: испытать себя в совершенно других условиях и будучи окруженным новой культурой, чтобы затем возглавить «Арсенал». Чтобы объяснить, почему Венгер решился на этот шаг, нужно вернуться во Францию начала 90-х годов.
В течение 6 лет Арсен успешно руководил «Монако», чем и заслужил пристальное внимание со всей Европы. Летом 1994-го в «Монако» обратились представители «Баварии», желая договориться с Венгером. После долгих разговоров с руководством клуба, француз решил остаться, однако через несколько месяцев был уволен после неудачного старта «Монако» в очередном чемпионате Франции.
Увольнение подкосило бы любого, но Венгер давно разочаровался обстановкой, царившей во французском футболе. Знаменитая история с подкупом игроков «Валансьенна» представителями «Марселя» разлетелась по всей Европе. Именами Жана-Жака Эйдели и Бернара Тапи пестрили полосы спортивных изданий по всему миру. Это событие глубоко потрясло Венгера, ведь его «Монако» постоянно соперничал с «Марселем» в гонках за чемпионство. «Это был самый трудный период в моей жизни», - рассказывал Венгер в 2013-м. «Быть тренером – это значит беспокоиться о каждой детали. И когда утром ты просыпаешься и понимаешь, что все то, что ты делаешь, бесполезно из-за нечестной игры соперника, это сильно угнетает». Поэтому несмотря на увольнение, Арсен искренне нуждался в перезагрузке.
Японский футбол претерпевал драматические изменения. В страну приглашались звездные футболисты (например, Зико и Дунга), богатые японские компании стали интересоваться футболом и начали вливать туда деньги. Суммы инвестирований были огромны: бизнесмены хотели сделать футбол главным видом спорта, оставив позади более популярные на тот момент гольф и бейсбол. Одним из таких больших игроков, вошедших в игру миллионов, стала «Тойота», которая и начала спонсировать футбольный клуб «Нагоя Грампус Эйт».
«Нагоя Грампус» была далеко не успешной командой. В сезоне 1994/1995 они шли восьмыми после первого этапа J-лиги, а затем и вовсе свалились в нижнюю часть таблицы, проиграв 13 раз подряд. У «Тойоты» были огромные амбиции, и нынешнее положение дел их мягко говоря не устраивало.
Конечно, переезд Венгера в Японию казался чем-то несбыточным. Уже тогда Венгера повсеместно уважали в Европе, а Джордж Веа даже посвятил Арсену свой «Золотой мяч». Все случилось во время конференции ФИФА в Объединенных Арабских Эмиратах. Венгер приехал выступить с речью. В зале находились японские руководители «Нагои» и настолько впечатлились французом, что сразу после конференции добились с ним встречи и предложили возглавить «Нагою». Венгера впечатлило великодушие и оптимизм Шоичиро Тодои, председателя правления японского клуба. Тот рассказал, что через 100 лет «Нагоя» должна стать величайшим клубом мира. После некоторых раздумий Венгер согласился.
Новый сезон J-лиги стартовал только в марте 1995 года, поэтому у Венгера было достаточно времени собрать себе подходящую команду. На роль помощника он пригласили бывшего наставника «Валансьенна» Боро Примораца, который был одним из главных осведомителей полиции по делу «Марселя». В итоге Боро и Арсен сдружились и в последующем Приморац последовал за Венгером в «Арсенал».
Сезон начался плохо. Привыкшие проигрывать игроки «Нагои» были дико неуверенны в себе. Футболисты выполняли все указания Венгера, но в их игре полностью отсутствовала импровизация и фантазия. Венгер видел это и изменил свой подход, призвав команду саму больше думать о своих действиях на поле. После этого команда сплотилась. «Нагоя» одержала 15 побед, закончив первый этап на 4-м месте. На втором этапе было одержано семнадцать побед, что позволило «Нагое» стать вторыми, уступив восемь очков команде «Верди Нагасаки».
Ключевым игроком команды Венгера был Драган Стойкович. Он переехал в Японию за год до Арсена, но был знаком с ним, т.к. выступал за «Марсель» с 1990 по 1994 год. В нем не было ни капли звездности, серб тяжело работал на тренировках, что и помогло ему набрать впечатляющую форму. Он был настолько хорош, что получил титул «Игрок года». Венгер был признан «Тренером года». Сезон закончился замечательно: «Нагоя» завоевала кубок Императора, обыграв «Санфрече Хиросиму».
Переводчик Венгера, Му Мураками, рассказывал, что Арсен проявил себя не только отличным психологом, но и особое внимание уделял техническим навыкам своих футболистов. «Каждую тренировку они очень много занимались с мячом, японцы заметно прибавили при Венгере». Венгер не был бы Венгером если бы не следил за питанием своих игроков. Известны истории о том, как игроки «Арсенала» просили его вернуть батончики «Марс», но впервые меры по внедрению диеты в жизнь своих футболистов Венгер опробовал еще здесь.
Следующей целью была победа в чемпионате. Все располагало к этому: изменилась структура первенства, Стойкович снова провел отличный сезон, забив 11 раз, команда одержала 21 победу. Но в итоге «Нагоя» снова стала второй: в этот раз первенствовала «Касима Антлерс».
Венгер мог бы сделать из «Нагои» команду-династию, но он уже достаточно пришел в себя, чтобы принять новый амбициозный вызов. В конце сезона он попрощался с Японией и перешел работать в «Арсенал».
Эта двухгодичная поездка Арсена в Японию изменила не только его, но и окружавших его людей. Драган Стойкович в 1998 году возглавил «Нагою», а в 2000 году привел ее к титулу чемпионов Японии. «Венгер полностью изменил менталитет игроков. Он научил их не бояться ошибок, наслаждаться игрой. Все, что я применяю в своей тренерской работе, я перенял у него», - говорил Драган.
Француз вернулся в Японию в 2013-м, когда совершал с «Арсеналом» предсезонное турне. «Моя жизнь полностью изменилась в стране Восходящего Солнца. Это был очень глубокий и позитивный опыт. Я долго сомневался, ехать ли мне сюда, считал себя сумасшедшим, но теперь благодарен, что это момент сумасшествия все же случился со мной. Я научился справляться с давлением, перестал читать мнение прессы о себе, поскольку не понимал иероглифов. Все это дало мне время для созерцания и размышлений. Теперь я даже скучаю по этому времени».
По материалам thesefootballtimes.com
Также читайте в блоге:
«Его игра была словно свет». Человек, который привел в «Барселону» Месси, Марадону и Стоичкова
«Все вечера я просиживал за ставками и алкоголем». Его считали круче Златана, но что-то пошло не так
Если вам понравился материал, ставьте "+" и подписывайтесь на блог. Спасибо!